Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Тема 4

Содержание

Слайд 2

План лекции:

1. Научная революция XVI - XVII вв.
2. Проблема метода познания в

План лекции: 1. Научная революция XVI - XVII вв. 2. Проблема метода
философии Нового времени: Ф.Бэкон.
3. Проблема метода познания в философии Нового времени: Р.Декарт.
4. Философия Просвещения (Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо).
5. И.Кант - основоположник немецкой классической философии:
6. Философия Гегеля: особенности системы и метода.
7. Антропологический материализм Л. Фейрбаха.

Слайд 3

1. Особенности классической европейской философии XVII-XIX вв.

Наукоцентризм:
Механико-математический характер научной революции XVII
века

1. Особенности классической европейской философии XVII-XIX вв. Наукоцентризм: Механико-математический характер научной революции
определил особенности философского мышления:
ориентация на науку, на абсолютно достоверное,
экспериментально-математическое познание природы.

Механицизм мышления:
Мы получаем достоверное знание об отдельных объектах
и их свойствах, знание о связях менее достоверно; природа,
общество, государство, человек подобны механизму,
который надо познать и точно настроить.

Стремление к абсолютной истине:
Декарт: «Существует лишь одна истина относительно
каждой вещи и тот, кто ею владеет, знает о вещи всё».

Слайд 4

Особенности классической европейской философиии XVII-XIX вв.

«Гносеологическая робинзонада»:
Человеческий разум, подобно Робинзону Крузо на

Особенности классической европейской философиии XVII-XIX вв. «Гносеологическая робинзонада»: Человеческий разум, подобно Робинзону
необитаемом
острове, познаёт мир в одиночку. Всё содержание наших знаний
является результатом индивидуальной познавательной
деятельности, на которую не влияет ничто и никто.

Функции понятия «Бог»:
Мистифицирующая: он определяет предел научного познания,
скрывает под мистическим покрывалом тайны то, что еще не познано.
2)Интеллектуализирующая: он снабжает человеческий разум
инструментами познания (вкладывает в него «врожденные идеи» и т.д.).
3) Первотолчка: запускает механизм мироздания, задавая ему
законы функционирования…

Индивидуализм:
Свет и тени индивидуализма.
Самостоятельность, инициатива, трудолюбие, бережливость,
самодисциплина, ответственность…
Эгоизм, вседозволенность, безразличие к ближнему, неспособность
к взаимопомощи, солидарности, состраданию…

Слайд 5

2. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

Провозгласил высшей задачей познания «завоевание природы

2. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) Провозгласил высшей задачей познания «завоевание
и улучшение человеческой жизни». Знаменитый афоризм: «Знание – сила».

Слайд 6

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

Заложил основы эмпирического метода познания, который требует

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) Заложил основы эмпирического метода познания, который
исходить из непосредственного опыта, т. е. из наблюдений и экспериментов, которые являются подлинным источником знаний о мире.

Слайд 7

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

Истинный метод познания состоит в умственной переработке

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) Истинный метод познания состоит в умственной
материалов, которые доставляют органы чувств. Мышление движется от изучения единичных фактов к общим выводам, т. е. индуктивном способом.

Слайд 8

Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма

Учение о «призраках» («идолах») разума:
в сознании каждого человека существуют

Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума: в сознании каждого
препятствия к получению достоверного знания: необходимо очистить сознание от этих «идолов»
Природа научного познания:
всякое новое достоверное знание мы получаем путём эмпирического опыта (с помощью органов чувств) и наблюдения – с последующим обобщением и проверкой опыта
Индуктивная логика как орудие научного познания:
Индукция – основной способ обобщения и проверки данных
эмпирического опыта посредством изучения свойств по возможности всех предметов определённого класса.
Но: индукция редко может быть полной и абсолютно достоверной,
она носит вероятностный характер

Слайд 9

Подверженность
влиянию
авторитетов

Ошибки
речевой
коммуникации

Учение о «призраках» («идолах») разума

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей

Особенности
чувственного
восприятия

Подверженность влиянию авторитетов Ошибки речевой коммуникации Учение о «призраках» («идолах») разума Есть

всех людей
Индивидуальные
особенности
жизненного
опыта

Идолы площади

Идолы рода

Идолы пещеры

Идолы театра

Слайд 10

Природа научного познания Опыт как источник знания

Универсальная теория
(«наиболее общие аксиомы»)

Теория среднего уровня

Природа научного познания Опыт как источник знания Универсальная теория («наиболее общие аксиомы»)
(«средние аксиомы»)

Ф

А

К

Т

Ы

Ф

А

К

Т

Ы

Теория среднего уровня («средние аксиомы»)

«Истинная индукция»

«Истинная индукция»

Обобщение теории

Y

X

Дедукция

новых фактов

X

Дедукция

Y

новых фактов

Самое
лучшее
из всех
доказательств есть опыт,
если только
он коренится в эксперименте.

Слайд 11

Природа научного познания Опыт как источник знания

Дедукция (лат., deductio, выведение) – процесс логического вывода, т.е.

Природа научного познания Опыт как источник знания Дедукция (лат., deductio, выведение) –
перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных положений (посылок) к их следствиям (заключениям).

Переход (умозаключение) от общего к частному

Индукция (лат., inductio, наведение) – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило, общее положение, присущее всем предметам какого-либо класса.

Переход (умозаключение) от частного к общему

Слайд 12

Неполнота индукции

Неполнота индукции

Слайд 13

Логика «истинной индукции»:

Уже в аристотелевской логике прочно увязывались:
общее,
существенное,
необходимое.
На этом сближении и

Логика «истинной индукции»: Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое.
строится новый бэконовский метод.
То, что существенно для данной природы, необходимо.
То, что необходимо, должно присутствовать всюду, где встречается данная природа.
То, что отсутствует хоть где-нибудь, где присутствует данная природа, не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.
Присутствующее и отсутствующее имеет разные степени проявления.

Слайд 14

после исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся в дым), на втором месте

после исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся в дым),
(как бы на дне) останется положительная форма, твёрдая, истинная и хорошо определённая.

Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

Итак, следует совершать разложение и разделение природы… разумом…

первое дело истинной индукции…
есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере, где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растёт.

Слайд 15

Дэвид Юм (XVIII век): реальны только ощущения (чувственный опыт), доказать существование

Дэвид Юм (XVIII век): реальны только ощущения (чувственный опыт), доказать существование соответствующих
соответствующих им предметов невозможно

Джон Локк (XVII век): понятия разума формируются на основе чувственного опыта (ощущений). «В разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах»

У Бэкона: опыт = эксперимент с реальными предметами.
Эмпиристы – последователи Френсиса Бэкона изменили трактовку опыта:

Слайд 16

3. Рене Декарт (1596 – 1650 гг.)

Представитель рационализма - философского течения, представители

3. Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) Представитель рационализма - философского течения,
которого источником знаний считают разум (мышление).

Слайд 17

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.)

«Я мыслю, следовательно существую». Эту истину Декарт

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) «Я мыслю, следовательно существую». Эту истину
принимал за первый принцип своей философии. Главную роль в познании отводится не ощущениям, а разуму, что означает сведение человека только к мышлению.

Слайд 18

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.)

Источник знаний – это «врожденные идеи», то

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) Источник знаний – это «врожденные идеи»,
есть такие положения, которые непосредственно достоверны или очевидны и без всяких доказательств, эти положения достоверны на основании простой интуиции.

Слайд 19

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.)

Достоверные выводы делаются из интуитивно очевидных аксиом

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) Достоверные выводы делаются из интуитивно очевидных
с помощью строгой дедукции. Дедукции Декарт отводит исключительную роль в познании, только ее он считает собственно научным методом.

Слайд 20

Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я хочу установить в науках что-то прочное

Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я хочу установить в
и постоянное.

Однако, коль скоро я себя в чём-то убедил, значит, я всё же существовал?

Гносеология Декарта Дедукция – метод математического и философского мышления

Всякий раз, как я произношу слова «Я существую» или воспринимаю это высказывание умом, оно по необходимости является истинным.

Слишком многие ложные мнения я принимал за истинные, и слишком сомнительны положения, принятые на основе этих ложных мнений.

Я допускаю, что всё видимое мною ложно и предполагаю никогда не существовавшим всё, что являет память; я полностью лишён чувств.

Радикальное сомнение как поиск основания дедукции

Слайд 21

Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю.

Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина.

Гносеология Декарта «Я

Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Следовательно, моё собственное
мыслю, следовательно, существую» - основание дедукции

Но раз моя уверенность в собственном существовании зиждется на факте мышления, значит я есть мыслящее существо.

Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь.

Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую.

Cogito ergo sum

Слайд 22

1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо,

1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь ясно
что не может дать повод к сомнению.

3) Располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и восходя постепенно до наиболее сложных.

Гносеология Декарта Четыре правила метода достижения истины

4) Делать перечни столь полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Вместо большого числа правил, составляющих логику, достаточно четырёх следующих, лишь бы соблюдать их без отступлений.

2) Делить каждую из трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Слайд 23

Гносеология Декарта Метод достижения истины

7

7

1

х

=

3

2

7

4

1

7

1

3

х

=

6

3

5

9

4

7

7

х

=

9

3

2

7

4

1

7

1

3

6

3

5

9

3

2

7

2

2

8

9

1

3

0

8

Истинно то, что представляется уму ясным и отчётливым

Деление на части (до достижения полной

Гносеология Декарта Метод достижения истины 7 7 1 х = 3 2
ясности)

Последовательность мыслей (от простого к сложному)

Перечни и обзоры (чтобы ничего не упустить)

1-ое правило

2-ое правило

3-е правило

4-ое правило

Слайд 24

Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты

Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод греч. ύπόστασις) – то,

Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод
что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего).

Дух

Материя

Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования.

Мышление

Протяжённость

Слайд 25

Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций

Дух

Материя

Мыслит

Не мыслит

Протяжённа

Непротяжён

Неделим

Делима

Если дух и материя не

Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций Дух Материя Мыслит Не мыслит
имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах?

Слайд 26

Рационализм – это признание определяющей роли разума во всей человеческой деятельности, это

Рационализм – это признание определяющей роли разума во всей человеческой деятельности, это
уверенность в мощи человеческого разума, в безграничных возможностях науки, знания. рационализм, составил философский фундамент мировоззрения, которое получило название Просвещения.

Слайд 27

Последователи Декарта: универсальная наука, построенная на математических началах (mathesis universalis), должна

Последователи Декарта: универсальная наука, построенная на математических началах (mathesis universalis), должна охватить
охватить все области знания

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): универсальная наука требует универсального понятийного языка (characteristica universalis), построенного по образцу математики и формализующего типичные операции человеческого мышления → создание счётных машин и компьютеров

Бенедикт Спиноза (1632-1677): сама философия должна быть построена по образцу геометрии – с чётким определением основных терминов, аксиомами и теоремами

Слайд 28

4. Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

Провозгласил идею естественных, неотчуждаемых прав человека,

4. Джон Локк (1632 – 1704 гг.) Провозгласил идею естественных, неотчуждаемых прав
эти права даны каждому человеку от рождения и включают в себя право на жизнь, свободу, и собственность.

Слайд 29

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

Разработал принцип «разделения властей»: законодательной, исполнительной,

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) Разработал принцип «разделения властей»: законодательной, исполнительной, судебной.
судебной.

Слайд 30

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.)

В естественном состоянии, где нет власти, держащей

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.) В естественном состоянии, где нет власти,
людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех».

Слайд 31

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.)

Естественное право – свобода делать всё для

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.) Естественное право – свобода делать всё
самосохранения; естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни.

Слайд 32

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.)

По естественному праву люди равны и свободны,

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.) По естественному праву люди равны и
каждый обладает правом на все и каждый сам является судьей своих поступков.

Слайд 33

Вольтер (1694 – 1778 гг.)

Вольтер стоял на позициях «деизма», т. е.

Вольтер (1694 – 1778 гг.) Вольтер стоял на позициях «деизма», т. е.
видел в боге только обозначение разумной первопричины мира.

Слайд 34

Вольтер (1694 – 1778 гг.)

Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его

Вольтер (1694 – 1778 гг.) Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была
борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма

Слайд 35

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Руссо основную, первичную форму духовной деятельности видел

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) Руссо основную, первичную форму духовной деятельности
в чувствах. Развитие мышления, по его мнению, разрушает первоначальную гармонию душевной жизни человека.

Слайд 36

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

В центр своих философских размышлений ставил проблему

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) В центр своих философских размышлений ставил
социального неравенства, которое считал источником социального зла и несправедливости. Причину социального неравенства Руссо видит, с одной стороны в имущественном неравенстве, а с другой – в тех противоречиях, которые присущи развитию цивилизации.

Слайд 37

Шарль де Монтескье (1689 - 1755 гг.)

Главная задача состоит в просвещении, и ликвидации предрассудков,

Шарль де Монтескье (1689 - 1755 гг.) Главная задача состоит в просвещении,
присущих народу.

Слайд 38

Шарль де Монтескье (1689 - 1755 гг.)

Все имеет свои законы: они есть и у божества,

Шарль де Монтескье (1689 - 1755 гг.) Все имеет свои законы: они
и у мира материального, и у существ сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека.

Слайд 39

Шарль де Монтескье (1689 - 1755 гг.)

«Для республики нужна добродетель, для монархии — честь,

Шарль де Монтескье (1689 - 1755 гг.) «Для республики нужна добродетель, для
для деспотического правительства — страх. Ни одно правление не нуждается в такой степени в помощи воспитания, как республиканское».

Слайд 40

Дэвид Гартли (1705 – 1757 гг.)

Гартли стремился объяснить поведение человека исходя из

Дэвид Гартли (1705 – 1757 гг.) Гартли стремился объяснить поведение человека исходя
физических принципов, по аналогии с законами механики Ньютона.

Слайд 41

Дэвид Гартли (1705 – 1757 гг.)

Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в

Дэвид Гартли (1705 – 1757 гг.) Гартли расширил сферу душевной жизни, включив
нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Слайд 42

Дэвид Гартли (1705 – 1757 гг.)

Гартли считал, что воздействие воспитания на

Дэвид Гартли (1705 – 1757 гг.) Гартли считал, что воздействие воспитания на
процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать.

Слайд 43

Особенности социальной философии Нового времени
Дедуктивный характер:
дефицит достоверных фактов о жизни

Особенности социальной философии Нового времени Дедуктивный характер: дефицит достоверных фактов о жизни
общества и его прошлом.
Идея естественной природы и прав человека:
природное равенство людей, сотворенных Богом,
автономия и активность личности.
Формирование образа общества под влиянием естествознания:
общество = механизм (XVII - XVIII вв);
общество = организм. (XVIII – XIX вв).
Доминирование юридического мировоззрения:
Право – социальный аналог математики с её рациональностью, логичностью, абсолютной точностью, всеобщностью и безусловностью. Законы общества = юридические законы.
Первичность индивидов и вторичность (договорная природа) общества.

Слайд 44

Логика теорий естественного права и общественного договора:

Естественная природа человека;
Характеристика естественного состояния;

Логика теорий естественного права и общественного договора: Естественная природа человека; Характеристика естественного состояния; Цели общественного договора
Цели общественного договора

Слайд 45

Проблемы, решаемые общественным договором:

Гоббс:

Обеспечить политический порядок, создав возможности для социального развития: лишение

Проблемы, решаемые общественным договором: Гоббс: Обеспечить политический порядок, создав возможности для социального
подданных политических прав при сохранении гражданских («право на самостоятельно усмотренную выгоду», «право на интеллектуальную автономию», право на автономию частной жизни).

Локк:

Увеличить благосостояние индивидов, поддерживать баланс интересов различных групп элиты: гарантия прав индивидов на жизнь, свободу, собственность; разделение властей на законодательную, исполнительную, федеративную.

Руссо:

Создать власть, опирающуюся не на насилие, а на разумное согласие: плебисцитарная (непосредственная) демократия, все гражданские права есть права политические, неделимость народного суверенитета.

Слайд 46

Социально-философские идеи Монтескье:


Географический детерминизм:
Рельеф и климат
Доминирующие страсти
Форма правления
(структура

Социально-философские идеи Монтескье: Географический детерминизм: Рельеф и климат Доминирующие страсти Форма правления
власти)
Система разделения властей.
Баланс интересов основных сословий:
Буржуазия – законодательная власть;
Король + придворная бюрократия + столичное дворянство – исполнительная власть.
Провинциальное дворянство – судебная власть.

Слайд 47

5. Немецкая классическая философия

Представляет важнейший этап в развитии новоевропейской мысли второй половины

5. Немецкая классическая философия Представляет важнейший этап в развитии новоевропейской мысли второй
18в. – первой половины 19в. Включает философские учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Некоторые философы присоединяют к ним еще учение К. Маркса.

Слайд 48

Система европейского идеализма:

Система европейского идеализма:

Слайд 49

Идеализм - философская концепция и мировоззрение, в основе которой лежит утверждение о

Идеализм - философская концепция и мировоззрение, в основе которой лежит утверждение о
первичности духа по отношению к материи.
Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.)
Субъективный идеализм одна из основных разновидностей идеализма, считает первоосновой мира субъективное начало (субъект, дух, душа). Исходят из примата субъективного по отношению к внешней реальности, отрицают ее независимость от воли и сознания субъекта.

Слайд 50

Система европейского материализма:

Система европейского материализма:

Слайд 51

Материализм - философское направление, в соответствии с которым материя, природа (объективная реальность)

Материализм - философское направление, в соответствии с которым материя, природа (объективная реальность)
является первичным началом (причиной, условием, ограничением)
Стихийный материализм – учение о вещественных началах, первоэлементах мироздания
Метафизический материализм – понимает природу как единое целое, подчиняющееся законам механики
Антропологический материализм – рассматривает человека как часть природы, как биологическое существо
Диалектический материализм – соединяет материализм и диалектический метод, что позволяет познавать мир в развитии, многообразии, увидеть источник развития в самой материи.

Слайд 52

Иммануил Кант (1724-1804).

Поставил задачу исследовать три способности души:
Способность познания
Способность желания (мораль)
Способность

Иммануил Кант (1724-1804). Поставил задачу исследовать три способности души: Способность познания Способность
к чувству удовольствия (эстетика)

Слайд 53

Система субъективного идеализма Канта

1. Человек способен познать только поверхностные, внешние стороны предмета

Система субъективного идеализма Канта 1. Человек способен познать только поверхностные, внешние стороны
(феномены), его сущность (ноумены)не может быть познанной
2. Процесс познания не зеркален, мы не можем познать мир как он есть. Мы можем познать только то, что сами создали, привнесли в познание
3.Процесс конструирования субъектом объекта познания осуществляется с помощью априорных (доопытных) формы познания. (априорные формы созерцания и априорные формы мышления)

Слайд 54

Система субъективного идеализма Канта
1. Априорные формы созерцания – это пространство и время.

Система субъективного идеализма Канта 1. Априорные формы созерцания – это пространство и
С их помощью упорядочиваются ощущения познающего человека
2. Априорные формы мышления - т. е. наиболее общие понятия (причина, качество, количество, сущность, движение и т. д.). С их помощью организованные ощущения получают мысленное объяснение

Слайд 55

Этика Канта

Высший моральный закон: «Поступай так, чтобы максима твоей воли, могла в

Этика Канта Высший моральный закон: «Поступай так, чтобы максима твоей воли, могла
то же время, иметь силу принципа всеобщего законодательства» (категорический императив Канта)
Нравственные принципы и понятия не выводятся из опыта – они априорны, т. е. заложены в сознании человека изначально. Способность различать добро и зло нам дана интуитивно, ей не надо обучать
Верить в Бога, по мнению Канта, означает не рассуждать о его бытии, а просто быть нравственным, быть добрым

Слайд 56

Этика Канта
Долг - наиболее прочная опора нравственности, единственный надежный источник категорического

Этика Канта Долг - наиболее прочная опора нравственности, единственный надежный источник категорического
императива
Способность поступать нравственно, т. е. без внешнего принуждения - исполнять свой долг, указывает, что человек может быть свободным, так как человек свободен тогда, когда определяет себя сам
Свобода – это не то, когда я делаю, что хочу, это когда я могу делать то, что должен
Совесть – способность к самоконтролю, если поступаешь безнравственно, не следуешь долгу

Слайд 57

Эстетика Канта

Прекрасное – это бескорыстное, чистое созерцание, свободное от жажды обладания,

Эстетика Канта Прекрасное – это бескорыстное, чистое созерцание, свободное от жажды обладания,
вожделения. Это победа духа над материей. Художник творит свой мир свободно

Слайд 58

6. Георг Гегель 1770–1831

Представитель объективного идеализма
Его учение считают высшей точкой в развитии

6. Георг Гегель 1770–1831 Представитель объективного идеализма Его учение считают высшей точкой в развитии немецкого идеализма
немецкого идеализма

Слайд 59

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
1. Первоначалом, причиной и основой всего выступает «мировой дух», «мировой

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ 1. Первоначалом, причиной и основой всего выступает «мировой дух»,
разум» - безличный, оторванный от человека разум; вторичное – все материальное, которое является воплощением и конкретным выражением духа
2. Мир понимается как проявление идеи, понятия, духа. Мир в основе своей разумен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму
3. Центральное положение философии абсолютного идеализма – идея тождества разума и действительности (бытия и мышления)

Слайд 60

Мировой разум находится в состоянии непрерывного развития

Мировой разум находится в состоянии непрерывного развития

Слайд 61

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

На первом этапе развития мировой разум находится в стихии чистого

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ На первом этапе развития мировой разум находится в стихии
мышления
На втором этапе развитие мирового духа переходит в свою противоположность – природу (окаменевший дух).
На третьем этапе природа порождает свою противоположность – человека
На четвертом этапе человек, развиваясь, порождает – социум. Только на уровне социума, человек может познать мировой дух и понять сущность его движения и развития. Таким образом мировой разум возвращается обратно к самому себе

Слайд 62

Законы диалектики ГЕГЕЛЯ

Все взаимопревращения мирового разума идут в соответствии с законами диалектики.

Законы диалектики ГЕГЕЛЯ Все взаимопревращения мирового разума идут в соответствии с законами
Диалектика, согласно Гегелю – учение о развитии посредством единства и борьбы противоположностей.
1. Закон единства и борьбы противоположностей (показывает причину развития мирового разума)
2. Закон перехода количественных изменений в качественные (показывает механизм развития)
3. Закон отрицание отрицания (показывает направление развития мирового разума)

Слайд 63

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

Противоречие – есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (т.е.

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ Противоречие – есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей
полярных понятий). Противоречие – есть «мотор», внутренний импульс для развития мирового разума

Слайд 64

Категории диалектики как наиболее общие понятия используемые разумом

Единичное и общее
Явление и сущность
Часть

Категории диалектики как наиболее общие понятия используемые разумом Единичное и общее Явление
и целое
Причина и следствие
Случайность и необходимость
Возможность и действительность
Качество и количество
Сходство и различие
Конечное и бесконечное
Многое и единое
Простое и сложное
Мера и скачки

Слайд 65

Три формы существования разума:

1. Индивидуальное сознание, субъективный дух (антропология, психология, логика)
2. Объективное

Три формы существования разума: 1. Индивидуальное сознание, субъективный дух (антропология, психология, логика)
сознание, объективный дух (право, политика, нравственность)
3. Общественное сознание (искусство, религия, философия)

Слайд 66

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

Если предметный мир разумен, то по мнению Гегеля ему присуща

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ Если предметный мир разумен, то по мнению Гегеля ему
внутренняя логика, которую он именует диалектической
Свобода трактуется Гегелем чрезвычайно оригинально: она означает право подчиняться закону

Слайд 67

7. Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)

Выразил материалистический взгляд на мир.
Предметом философии сделал

7. Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) Выразил материалистический взгляд на мир. Предметом философии
человека, понимаемого как природно-биологическое существо

Слайд 68

Философская система Людвига Фейербаха

1. Критика религии: не Бог создал человека, а человек

Философская система Людвига Фейербаха 1. Критика религии: не Бог создал человека, а
Бога. Бог продукт человеческого мышления. «Бог есть то, кем человек хочет быть»
2. Критику религии Фейербах вел одновременно с критикой гегелевского идеализма, так как видел между ними родство
3. Идею Бога породили страх и невежество человека перед силами природы и вылилось в идею всемогущего, который управляет поведением человека

Слайд 69

Материалистическая система Людвига Фейербаха

1. Природа существует независимо от сознания человека и от

Материалистическая система Людвига Фейербаха 1. Природа существует независимо от сознания человека и
какой бы то ни было идеи или разума. Она первична и представляет то основание, на котором вырастают люди – продукты природы
2. Предметом философии должен быть не дух (противопоставленный природе) и не природа (противопоставленная духу), а человек, в котором телесное и духовное начала находятся в единстве
3. Естествознание – лучший союзник в борьбе с идеализмом

Слайд 70

Особенности немецкой классической философии конца XVIII – начала XIX в.
1) Ввела в

Особенности немецкой классической философии конца XVIII – начала XIX в. 1) Ввела
философию понятие «деятельность», превратив его в одну из основных идей построения философских систем.
2) Рассматривала человека как существо, живущее не в только в природе, но и в культуре.
3) Строила анализ природы, общества и деятельности человека на основе идей развития и историзма.
4) Создала целостные философские системы, охватившие все разделы философского знания.
5) Была наиболее последовательной и глубокой разработкой идей и ценностей эпохи Просвещения.