Слайд 2Средневековая философия
Средневеко́вая филосо́фия, — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов
и приверженностью идеям креационизма.
Слайд 3Особенности философии Средневековья
Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия
Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.
Слайд 4Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел супранатурализм, который выражался
в следующих учениях:
1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего
2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека
3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.
Слайд 5Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее,
а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.
Слайд 6Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь
к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).
Слайд 7Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья
анонимны).
Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).
Слайд 8В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика -
совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви).
Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).
Слайд 9Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании
понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).
Слайд 10Универсалии - (от лат. universalis – общий) так в средневековой философии обозначались общие
идеи. В споре об универсалиях шла речь, о том, являются ли они объективными, реальными, или просто имена вещей. Согласно первой точки зрения универсалии существуют «до вещей», идеально (точка зрения крайнего реализма Эриугена) или существующих «в вещах» (тоска зрения умеренного реализма Фомы Аквинского). Противоположный взгляд: универсалии существуют лишь в уме, «после вещи», в виде умственных построений (концептуализм) или даже являются сто словами (крайний номинализм).
Слайд 11Реализм – религиозно-философское учение, исходящее из первичности сверхчувственных общих идей (бог, мировая душа).
В середине века реализм был одним из течений схоластики, возникшем в ходе спора с номинализмом об универсалиях (А. Кентерберийский, Г. Шартрский).
Слайд 12Номинализм – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только
в мышлении. Свой расцвет средневековый номинализм переживает в XIV веке. Самый выдающийся номиналист этого периода – Оккам, утверждающий, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности.
Слайд 13Блаженный Августин.
Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ
гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианского вероучения в средневековом обществе.
Слайд 14Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно существует, считается
благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и идеей о её создании Богом (креационизм).
Слайд 15Философия Августина очень теоцентрична: в центре её Бог, который находится во взаимосвязи
с миром, им созданным. Своё учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы».
Слайд 16Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной
схоластики, в 1323 году был причислен к лику святых. Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании. Представитель эвдемонизма.