Аксиология. Тема 13

Содержание

Слайд 2

План лекции:

Правовая деонтология.
Правовая аксиология
Право и ценности

План лекции: Правовая деонтология. Правовая аксиология Право и ценности

Слайд 3

1Правовая деонтология.

Деонтология – это философская дисциплина, изучающая проблемы должного и долга.
Частью

1Правовая деонтология. Деонтология – это философская дисциплина, изучающая проблемы должного и долга.
деонтологии является деонтология профессиональная, изучающая названные проблемы применительно к деятельности представителей отдельных профессий.
Истоки возникновения профессиональной деонтологии следует искать в древности, когда возникло общественное разделение труда, превратившее человека в относительно самостоятельного индивида и положившее начало профессиональному обособлению социальных групп внутри общества.

Слайд 4

Возникновение права потребовало появления применителей права – юристов.Термин "юрист" происходит от

Возникновение права потребовало появления применителей права – юристов.Термин "юрист" происходит от немецкого
немецкого "jurist", который является производным от латинского " jus ("juris"). Каждая историческая эпоха и каждая страна предъявляла свои деонтологические требования к юристу, действующему в сфере юридической практики и имеющему определенные властные полномочия.

Слайд 5

Возникновение представлений о том, какой должна быть юридическая деятельность, относятся к временам

Возникновение представлений о том, какой должна быть юридическая деятельность, относятся к временам
Древнего Рима и связана с именами классиков юриспруденции: Гай, Ульпиан, Модестин, Павел, Папиниан. Они видели содержание юридической деятельности в трех ее составляющих: agеrе - руководить юридическими действиями сторон; cavеrе -составлять формулы документов; rеsроndеrе - давать советы, консультации.


Слайд 6

Переломным моментом в становлении юридической профессии стал период развития буржуазных отношений и

Переломным моментом в становлении юридической профессии стал период развития буржуазных отношений и
формирования юридического мировоззрения, которое стало классическим мировоззрением буржуазного общества с конца 18 века - после победного шествия по странам Европы идей Великой французской революции, которые нашли яркое выражение во Франции в Декларации прав человека и гражданина (1789), в Декларации независимости США (1776), Конституции США (1787), Билле о правах (1791).

Слайд 7

Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально-экономического развития, от общественно-политического строя,

Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально-экономического развития, от общественно-политического строя,
образа жизни, менталитета народа, его национальных и религиозных традиций. Деонтология  всегда была органически вплетена в систему духовной культуры.
Профессия юриста изначально возникала и развивалась и как вид социальных услуг, и как средство исполнения управленческих функций.

Слайд 8

Иеремия Бентам

Термин “деонтология” введен в научный оборот в 1834 году английским философом

Иеремия Бентам Термин “деонтология” введен в научный оборот в 1834 году английским
и юристом Иеремия Бентамом при изложении нравственных установок, необходимых для карьеры и достижения личного материального благополучия. Он разработал модель науки о нормах профессионального поведения человека, имеющего власть, и изложил в книге“Деонтология, или Наука о морали”.

Слайд 9

Деонтология в равной мере применима к любой профессиональной деятельности, которая связана

Деонтология в равной мере применима к любой профессиональной деятельности, которая связана с
с работой с людьми и не может быть вне морали. В России в ряде юридических вузов в качестве вводной дисциплины преподаются "Основы профессиональной деятельности юриста", которая во многом сходна с "Юридической деонтологией“. В ФРГ -"Этика полицейского ФРГ", в США -"Морально-этический кодекс полицейского США".

Слайд 10

Юридическая деонтология не есть набор формальных условностей, а выражение общественной необходимости. Она

Юридическая деонтология не есть набор формальных условностей, а выражение общественной необходимости. Она
призвана раскрывать причины возникновения и существования тех или иных моральных правил в юридической профессии.
Цель юридической деонтологии - дать будущему юристу своевременные представления о реальном содержании избранной профессии и основные установки на качественное изучение юридических дисциплин.

Слайд 11

Задачи юридической деонтологии - не только раскрыть значение профессионального долга юриста, ответственности

Задачи юридической деонтологии - не только раскрыть значение профессионального долга юриста, ответственности
в юридической деятельности, определить систему правил и требований к юристам в их отношениях с клиентами, но и выявить, при каких условиях (социальных, политических и др.) они осуществимы.

Слайд 12

Основные задачи юридической деонтологии:

1.изучение норм поведения юристов - должностных лиц, направленных на

Основные задачи юридической деонтологии: 1.изучение норм поведения юристов - должностных лиц, направленных
максимальное повышение эффективности их профессиональной деятельности;
2.устранение неблагоприятных факторов, конфликтных ситуаций в юридической деятельности;
3. предотвращение формального приложения знаний при оказании профессионально-правовых услуг; гуманизация юридической деятельности;
4.определение направлений стимулирования и активизации осознания моральных и профессионально-значимых отношений;
5.выявление основных этапов морально-психологического и профессионально-правового осмысления;
6.раскрытие значения и роли ранее выработанных норм профессиональной деятельности юриста;
7.повышение престижа юридической профессии;
8.стимулирование роста правовой культуры общества.

Слайд 13

Структура юридической деонтологии -совокупность достоинств - сторон проявления качеств юриста:

как личности (психологическая

Структура юридической деонтологии -совокупность достоинств - сторон проявления качеств юриста: как личности
культура),
как участника политической жизни (политическая культура),
как профессионала-специалиста (профессионально-правовая культура),
как носителя моральных убеждений, принципов (этическая культура),
как обладателя определенных эстетических вкусов(эстетическая культура).


Слайд 14

2. Правовая аксиология

Аксиология (от axio – ценность, logos – слово, учение)

2. Правовая аксиология Аксиология (от axio – ценность, logos – слово, учение)
– один из самых молодых разделов философии.
Сам термин «ценность» уже давно упо­треблялся философами и представителями различных наук, употреблялся не только в книжном, но и в разговорном языке как са­мое обычное слово наряду со многими другими: «ценное открытие» и «ценность имущества», «ценное признание» и «драгоценности», «ценное в человеке» и «ценное для человека».


Слайд 15

Немецкий философ Герман Лотце.

В специальный философский лексикон понятие ценности (именно

Немецкий философ Герман Лотце. В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие,
понятие, а не просто случайно употребленный термин) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.


Слайд 16

Понятие и затем теория ценности развиваются первоначально в буржуазной, причем главным

Понятие и затем теория ценности развиваются первоначально в буржуазной, причем главным образом
образом в идеалистической философии. Лишь в последнее десятилетие вопросы, связанные с ценностями, привлекают специ­альное внимание философов-марксистов.
Человек же, проникаясь идеей ценности, настраивается на практическое действие, мотивирует, таким образом, свои по­ступки, становится способным преобразовы­вать действительность согласно своему усмотрению.

Слайд 17

Выходит, ценность — это и идея и нечто совершенно иное —

Выходит, ценность — это и идея и нечто совершенно иное — веление,
веление, обращенное к действительности, закон, предписывающий ей совершенство. Это некая движущая сила, ко­торая вот-вот осуществит себя в реальности.

Слайд 18

3. Право и ценности

Согласно естественно-правовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные

3. Право и ценности Согласно естественно-правовой аксиологии, естественное право воплощает в себе
свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки (в принципе - негативной) позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом).


Слайд 19

Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является

Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей,
всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость.
В юридической аксиологии речь, следовательно, идет об оценке (ценностном суждении и оценке) с позиций права правового смысла и значения наличного закона (позитивного права), государства, поведения субъектов права, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно должного.

Слайд 20

Усиление лингвистической ориентации юридического позитивизма связано с именем Г. Харта (1907-1992).

Усиление лингвистической ориентации юридического позитивизма связано с именем Г. Харта (1907-1992). Его

Его представления о нормах права базируется на различении между первичными и вторичными нормами. Первичные нормы регулируют поведение людей в разных областях жизни, они выступают как действующие законодательные установления. Вторичные нормы состоят из трех разновидностей - норм признания, изменения и применения первичных норм. Вторичные нормы, по сути дела, представляют собой "правила о правилах", ими руководствуются юристы, разрабатывающие и применяющие законы.


Слайд 21

Правовая система может действовать эффективно, когда существует оптимальное сочетание первичных и

Правовая система может действовать эффективно, когда существует оптимальное сочетание первичных и вторичных
вторичных правил. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества. Там, где нет такого различения юридических правил, не существует и нормального парламентского законотворческого процесса. Если в обществе действуют вторичные нормы, значит существуют и строгие критерии идентификации первичных правил обязывающего назначения.


Слайд 22

В работах Дворкина Р. (р. 1931) позитивизм Харта подвергается критике с

В работах Дворкина Р. (р. 1931) позитивизм Харта подвергается критике с позиции
позиции социологизированного подхода

Центральным пунктом его рассуждений является утверждение, что правовые системы несводимы целиком и полностью к одним лишь только нормам. Наряду с этими нормами, а часто своим действием изменяя или сводя эффект этих норм к нулю при применении в конкретных делах, действуют также и другие стандарты: общие принципы и стратегии, к которым судам приходится прибегать при разрешении так называемых трудных дел, при рассмотрении которых применение юридической нормы в ее неизменном виде неизбежно привело бы к вынесению несправедливого решения.

Слайд 23

Я называю "принципом" такой стандарт, который надо соблюдать не потому, что он

Я называю "принципом" такой стандарт, который надо соблюдать не потому, что он
улучшает или сохраняет экономическую, политическую или социальную ситуацию, рассматриваемую как желаемую, а потому, что так требует справедливость, честность или иное измерение морали". Принципиальная разница между нормой в узком смысле слова и принципом состоит в том, что нормы могут меняться или отменяться в результате обсуждения (например, в законодательном органе), в то время как принципы не подлежат изменению в процессе обсуждения. Однако именно набор принципов, выражающих коренные социальные интересы, лежит в основе правовой системы, ибо ему присуща та стабильность, которой система норм не обладает.