Содержание
- 2. Тема 1. Этапы создания программного обеспечения
- 3. При разработке сложного ПО используют одну из двух технологий: Структурное программирование Объектно-ориентированное программирование При структурном подходе
- 4. Постановка задачи Постановка задачи включает в себя: Описание целей Описание исходных данных Описание особых ситуаций Описание
- 5. Анализ и формальная постановка На данном этапе по результатам анализа задачи строят математическую модель ее решения
- 6. Проектирование Различают 2 вида проектирования: логическое; физическое. Логическое проектирование предполагает детальную переработку последовательности действий будущей программы
- 7. Реализация Составление текста программы с использованием конкретного языка программирования в соответствии с разработанным алгоритмом Ввод текста
- 8. Модификация Причинами новых версий может являться: Необходимость исправления ошибок, выявленных в процессе длительной эксплуатации Изменение среды
- 9. Тема 2. Понятие об алгоритмах
- 10. Алгоритм – четкая определенная последовательность действий (шагов), которые приводят к выполнению задачи за конечное число шагов
- 11. Любой алгоритм может быть составлен с использованием следующих последовательных действий: Линейная последовательность Разветвленная последовательность Циклическая последовательность
- 12. Словесное описание a*x2 + b*x + c = 0 Исходные данные – коэффициенты a, b, c
- 13. В данном алгоритме не учтены особые ситуации, связанные с вводом исходных значений-коэффициентов и которые могут привести
- 14. Графическое описание При описании алгоритма с помощью блок-схем, каждое действие обозначают блоком особой формы. Любой сложный
- 15. Следование a, b S = a + b S
- 16. Проверка условий условие Действие 2 Действие 1
- 17. Циклическая структура А) Цикл с известным числом повторений к = 1, 10 действие Б) Цикл с
- 18. Псевдокод – описание алгоритма, который базируется на тех же управляющих структурах, но для каждых структур используют
- 19. Тема 3. Общая структура программы на языке Delphi (Паскаль) https://lazarus-rus.ru/download/
- 20. Синтаксис – это совокупность правил, определяющих допустимые конструкции языка, т.е. форму. Семантика – это совокупность правил,
- 21. Язык программирования Delphi Латинские буквы (заглавные и прописные) Наборы цифр от 0 до 9 Специальные знаки:
- 22. Для использования в программе входных и выходных данных, промежуточных данных вводятся текстовые обозначения, соответствующих переменных. Эти
- 23. I. Заголовок программы Program имя_программы; Program Primer1; II. Раздел описания Описание константы Const – константа Const
- 24. III. Раздел выполняемых действий (тело программы) Begin … End. Пример программы Program Primer; {заголовок программы} {раздел
- 25. Типичные ошибки, которые могут возникнуть: Использование в инструкции программирования неописанных переменных. Отсутствует точка с запятой в
- 26. Типы данных в Delphi Одним из важнейших принципов современного программирования является принцип строгой типизации данных. В
- 27. Типы данных Скалярные Структурированные Стандартные типы Типы, определяемые пользователями Множества Записи Массивы Файлы
- 28. Стандартные типы данных В Delphi к стандартным относятся 5 типов: Целый Вещественный Логический Символьный Строковый
- 29. Целый тип данных Переменные целого типа могут иметь разную байтовую длину, могут быть знаковыми или безнаковыми.
- 30. Все вычисления и другие преобразования в программе записываются в виде выражений. Выражение включает несколько операций, которые
- 31. Арифметические операции: +, -, *, целочисленное деление div, взятие остатка от деления mod. Результат арифметической операции
- 32. Вещественный тип данных Используется при обработке чисел с дробной частью 3 основных типа: Real – основной
- 33. Логический тип данных Любая логическая переменная может принимать только одно из двух возможных значений true (истина)
- 34. Пример: Дано: x=10; a=15; b=0; c=30; Найти: (x>0) and (a (b 100) = ? (a=0) or
- 35. Символьный тип данных В качестве своего значения переменная может иметь один любой символ из заданного набора
- 36. Строковой тип Переменная строкового типа в качестве своего значения может иметь любую текстовую строку длиной не
- 37. Тема 4. Основные инструкции в Delphi (Паскаль)
- 38. Инструкция (оператор) – это специальная совокупность служебных слов, индификаторов и специальных знаков, выполняющих определенные действия. В
- 39. Инструкция ввода Read(список переменных); или Readln(список переменных); Например: Var i, j, k: integer; x,y: real; st:
- 40. Инструкция ввода В Delphi используется служебное слово Write () или Writeln(список переменных) При использовании инструкции write(st)
- 41. Формат вывода для числовых элементов Количество позиций, которое будет отводиться для вывода значения переменной. Например: Write
- 42. Пример 1: Найти сумму 2-х введенных с клавиатуры целых чисел, результат вывести на экран. Program Pr1;
- 44. Тема 5. Управляющие операторы языка
- 45. Для организации разветвленной и циклической структур используются управляющие операторы языка, которые определяют последовательность выполнения действий в
- 46. Общий вид простой инструкции проверки условий: If условие then инструкции else набор инструкций; В условие записывается
- 47. В частном случае может отсутствовать ветка else. If условие then набор инструкций; Пример: If x>0 then
- 49. Пример 3: Вычисление корней из квадратного уравнения Program Pr3; Var a,b,c,d,x1,x2: real; Begin Writeln (‘введите a’);
- 50. Множественная инструкция проверки условия (инструкция выбора) Данная инструкция позволяет выбрать одно из нескольких действий. Работа инструкции
- 51. Одиночные допустимые значения: Var i: integer; Case I of 1: инструкция1; 2: инструкция2; 3: инструкция3; Else
- 52. Пример1: Перевести введенный с клавиатуры пользователем номер дня недели в его словесную форму, используя инструкцию выбора.
- 53. Тема 6. Управляющие операторы языка программирования. Инструкции циклов
- 54. Инструкции циклов позволяют многократно в программе выполнять набор одних и тех же действий с разными данными.
- 55. Пример: For k:=1 to 3 do Write (‘Привет’); k=1 1>3 – Привет k=2 2>3 – Привет
- 56. Пример 1. Вычислить сумму первых десяти натуральных чисел. Program Pr1; Var sum, k: integer; Begin sum:=0;
- 57. Пример 3. Вывести на экран в прямом порядке заглавные буквы латинского алфавита, в обратном порядке строчные
- 58. Если в теле цикла по условию задачи необходимо выполнить больше чем одну инструкцию, то ставятся операторные
- 59. Существуют вложенные циклы, когда в теле цикла в качестве инструкции запускается второй цикл. В этом случае
- 60. Пример 5. Вывести два числа, найти их сумму, возвести сумму в степень введенную с клавиатуры. Program
- 61. Цикл с неизвестным числом повторений Число повторений в данных циклах определяется заданным логическим условием. Существуют две
- 62. Цикл с предусловием Общий вид: While условие do действие; Данный цикл работает, пока условие истинно, как
- 63. Цикл с предусловием While может не выполниться ни разу, т.к. условие может быть ложным в самом
- 64. Пример 6: Найти наибольший общий делитель. Program Pr6; Var a, b: integer; Begin Writeln (‘введите два
- 65. Цикл с постусловием Общий вид: Repeat действие1; …. действие n; Until условие; Цикл выполняется при ложном
- 66. Пример 7 Применение цикла Repeat для реализации многократного повтора одной и той же программы. Program Pr7;
- 67. REPEAT …UNTIL Program Pr8_1; Var k, max: integer; Begin Writeln (‘введите число’); Readln (k); Max:=k; While
- 68. Цикл While удобно использовать для проверки корректности введенного пользователем данных. В особенных случаях, когда с неточными
- 69. Тема 7. Массивы
- 70. Массив – это структура данных, содержащая ограниченное число однотипных элементов. В качестве элементов массива могут быть
- 71. При разработке массива типичными задачами являются: Поиск в массиве наименьшего, наибольшего, среднего значения; Поиск первого, последнего
- 72. Для любого массива для каждого элемента, мы можем определить адрес его размещения в памяти. Для этого
- 73. В качестве индексной переменной можно использовать индексное выражение при обращение к элементу, при условии, что переменная
- 74. Пример 1. Создать из 10 целых чисел путем ввода с клавиатуры, вывести в прямом и обратном
- 75. Пример 2 Создать из 10 целых чисел и вывести на экран квадраты этих чисел. Program pr2;
- 76. Пример 3 Создать массив из 100 случайных чисел в диапазоне от 0 до 99. Program pr3;
- 77. Пример 4 Сгенерировать массив из 50 целых чисел в диапазоне от -100 до 100. Вывести на
- 78. Пример 5 Сгенерировать массив из 100 целых чисел в диапазоне от 0 до 50. Найти в
- 79. Пример 6 Оформление пользовательского меню с использованием инструкции case и реализация возможности многократного повтора программы. Сгенерировать
- 80. Program Pr6; Const n=50; Var a:array [1..n] of integer; I, sum, kol, k: integer; Begin Repeat
- 81. Тема 8. Многомерные массивы
- 83. В памяти элемента двумерного массива хранятся последовательно строка за строкой. При описание двумерного массива мы указываем:
- 84. Пример 1 Создать двумерный массив размерностью 3 Х 5, путем ввода целого значения с клавиатуры, затем
- 85. Пример 2 Сформировать массив 10 Х 15 из случайных чисел в диапазоне -100 до 100 и
- 86. C элементами двумерного массива обычно выполняются те же действия, что и с элементами одномерного массива: поиск
- 87. Program Pr6; Const n=4; Const m=5; Var a:array [1..n, 1..m] of integer; I, j, min, max,
- 88. Так как положение любого элемента в двумерном массиве можно определить по его индексам: номера строки и
- 89. Type Имя_типа = тип_описания; Var тип_переменная: имя_типа; Пример 1: Program Mas1; Type k: integer; Var I,
- 90. Тема 9. Базовая структура данных в символьной строке
- 91. Var St1: string; {максимальная длина = 255 символов} st2: string[50]; {длина = 50 символов} St3: string[5];
- 92. Пример 1 Вывести в прямом и обратном порядке текстовую строку длиной не более 80 символов. Program
- 93. Тема 10. Структуры данных типа множества
- 94. Множество – это структура, которая позволяет объединять некоторое количество однотипных элементов. Количество элементов множеств может быть
- 95. Операции над множествами S2:=[a]; S1:=[a,b,c,d]; Объединение множеств (+) Результирующее множество содержит не повторяющие элементы не повторяющихся
- 96. Пример1 Определить какие латинские буквы встречаются в заданной строке Program Pr1; Type T=set of ‘a’..’z’; var
- 97. Значение множественного типа просто так нельзя вводить и выводить. Можно ввести значение элементов множества и добавить
- 98. Тема 11. Базовая структура данных - записи
- 99. Запись – это структура, позволяющая хранить в себе разнотипную информацию, связанную по смыслу. Например: Запись, содержащая
- 100. Пример 1 Описать запись, которая содержит информацию о студентах группы: фамилию, адрес, номер группы. Program Pr1;
- 101. Пример 3 Описать запись, содержащую информацию о сотрудниках организации: фамилию, должность, оклад. В организации работают 25
- 102. Если в программе используется переменная записи, состоящая из нескольких полей, ввод и вывод информации в данную
- 103. Пример 4 Необходимо сформировать запись о студенте группы со следующей информацией: фамилия, год рождения, оценки. Для
- 104. Program Pr5; Const n=25; m=5; Type Student = record fam: string [30]; Ocenki: array [1..m] of
- 105. При работе с записями встречается понятие вложенной записи – это, когда в качестве поля одной записи
- 106. Тема 12. Использование файлов в программе
- 107. Общие понятия об использовании файлов Файлы могут использоваться для хранения информации, обрабатываемой программой. Любая обработка, хранящейся
- 108. В зависимости от информации различают 3 типа файлов: 1. Типизированные файлы Содержат последовательность однотипных компонентов, тип
- 109. Со всеми видами файлов в программе можно выполнять следующие действия: Описание файлового типа данных. Имя файла
- 110. Открытие файла – подготовка файла для выполнения операции ввода или вывода. Для открытия типа для записи
- 111. Обработка компонентов файла Работа с файлами выполняется с помощью инструкции цикла. Основные операции – запись и
- 112. Типизированные файлы Type Fint = file of integer; Var f1, f2, f3: Fint; X1, x2, x3:
- 113. Пример 1 Написать программу, которая генерирует 10000 случайных чисел, записывает их в файл, а затем читает
- 114. Пример 2 Копирование из одного числового файла в другой. Program Pr2; Var FromF, ToF = file
- 115. Program Pr2; Var f1, f2, f3: file of integer; I, k : integer; N1, n2, n3:
- 116. Объединение выполнить по-элементно. (Фрагмент объединения) Reset (f1); Reset (f2); Rewrite (f3); While not EOF (f1) and
- 117. Файл записи В качестве компонентов типизированного файла могут выступать структуры записи. Для работы необходимо: Сначала описать
- 118. Program Pr4; Type Sotrydniki = record Fam, address: string [50]; Oklad: integer; End; FF= file of
- 119. Текстовый файл Текстовый файл – это набор строк переменной длины. Обработка текстового файла осуществляется по-строчно. Для
- 120. Пример 4 Создать текстовый файл, содержащий 10 текстовых строк, введенных пользователем с клавиатуры. Прочитать и вывести
- 121. Использование текстовых файлов для хранения числовой информации Преимущество: Данные файлы можно создавать, просматривать и редактировать с
- 122. Пример: Опишем в разделе описания Type TF: text; Var f1:TF; x:integer; Begin Assign (f1, ‘пример’); Rewrite
- 123. Чтение из файла Read (f1,x); Вложенный файл EOF (до конца файла) EOLN (до окончания строки) Чтение
- 124. Program Pr5; Var f1, f2: text; Name1, name2, st: string; i: integer; Begin Writeln (‘введите имя
- 125. Тема 13. Использование в программах подпрограммы
- 126. ПРОЦЕДУРА И ФУНКЦИИ Подпрограммы – это набор логически связанных инструкцией программы, которая оформлена специальным образом, обязательно
- 127. Порядок взаимодействия: При вызове любой подпрограммы, выполнение вызывающей подпрограммы приостанавливается. Процессор начинает выполнять действия, вызванной подпрограммы.
- 128. Процедуры Общий вид: Procedure имя_процедуры; Const.. Type.. Var.. Begin .. //Инструкции тела подпрограммы.. End; Пример 1
- 129. Пример 2 Реализовать программу, использующую процедуру, осуществляющих вывод в виде линий. Procedure Pr1; Procedure p1; Var
- 130. Функция Общий вид: Function имя_функции: тип_возвращаемой_подпрограммы; Раздел описания Begin … //выполнение инструкции … Имя_функции:=значение; или result:=
- 131. При использовании подпрограмм возникают понятия, как глобальные и локальные переменные. Глобальные – это переменные, которые описаны
- 132. Использование одноименных локальных и глобальных переменных Program Pr; Var k: integer; Procedure P1; Var k: integer;
- 133. Program Pr4; Const n = 100; Var a: array [1..n] of integer; Min, max, I, k:
- 134. Формальные и фактические параметры (входные и выходные) При взаимодействии подпрограмм и основной программы, часто бывает необходимым
- 135. Program Pr; Const = 100; Var a: array [1..n] of integer; i: integer; Procedure P; Begin
- 136. Использование входных параметров При использование подпрограмм, кроме входных можно применять и выходные параметры, т.е. те значения,
- 137. Пример 5 Оформить процедуру, позволяющую вывести на экран разделяющую линию из любого символов количество и типов.
- 138. Параметры переменные и параметры значения Часто встречаются случаи, когда в качестве результата выполнения подпрограмм получается несколько
- 139. Если формальный параметр объявлен БЕЗ директивы Var, то в подпрограмму передается КОПИЯ соответствующего фактического значения, и
- 140. Program P1; Const m=100; Var a: array [1..m] of integer; i, l, z, max, nom: integer);
- 141. Рекурсивные подпрограммы Рекурсивная программа – это программа, которая в своем теле вызывает сама себя. При этом
- 142. Механизмы взаимодействия вызывающей программы и вызываемой Рекурсивная подпрограмма всегда имеет формальный параметр, поэтому рекурсивный вызов самой
- 143. Пример 2 Ввести исходное значение. Проверяем входной формальный параметр на нуль. Выводим текущее значение Программа рекурсивно
- 145. Скачать презентацию