Культурный ландшафт и угрозы журналистике

Содержание

Слайд 2

 
Закат текстовой эпохи
Эпатажность и негативизм
Клановость
Непрофессионализм

Факторы, влияющие на современный

Закат текстовой эпохи Эпатажность и негативизм Клановость Непрофессионализм Факторы, влияющие на современный культурный ландшафт
культурный ландшафт

Слайд 3

 
Пресса на протяжении нескольких веков готовила читателя, органично вливающегося в общество образованных,

Пресса на протяжении нескольких веков готовила читателя, органично вливающегося в общество образованных,
думающих людей, способных квалифицированно обсуждать возникающие проблемы. В ХХ веке радио и телевидение как каналы органично дополнили печать. Аудиовизуальный прорыв начала ХХI века дал повод некоторым экспертам – особенно на фоне активно развивающегося Интернета – утверждать: время текстовой эпохи завершилось, и литература (в широком смысле этого слова) опять становится уделом специализированных элит.
Таким образом, пресса в ближайшем будущем вряд ли сумеет, если вообще сумеет, вернуть себе прежнее положение.

Закат текстовой эпохи

Слайд 4

 
Преобладание аудиовизуального восприятия (как правило – пассивного) над чтением (вдумчивым, глубоким).

Преобладание аудиовизуального восприятия (как правило – пассивного) над чтением (вдумчивым, глубоким). Снижение
Снижение уровня образованности и культурного уровня.

Угрозы-1

Слайд 5

 
Эпатажность становится характерной не только для жёлтой, но и для качественной

Эпатажность становится характерной не только для жёлтой, но и для качественной прессы.
прессы.
Скандал становится обязательным элементом выпуска, «гвоздем номера».
Негативная информация превалирует в СМИ.

Эпатажность и негативизм

Слайд 6

  Аудитория уже жаждет скандала, без которого номер газеты или журнала, теле-

Аудитория уже жаждет скандала, без которого номер газеты или журнала, теле- или
или радиопередача воспринимаются как «пресные», и это – общественная аномалия.
Тот факт, что из 10 теленовостей, как правило, 8-9 имеют явно негативный характер (однобокость повестки дня), отрицательно отражается на самочувствии общества, в котором начинают преобладать настроения катастрофизма.
То, что ирония и стёб становятся обязательными компонентами медиатекста (отсюда – преобладание эссеистских жанров над очерковыми), приводит не только к деконструктивности и апатии населения, но и к явной или скрытой агрессии.

Угрозы-2

Слайд 7

 
Клановость, имеющая сугубо прагматические карьерные цели.
Тусовочная журналистика рассчитана на

Клановость, имеющая сугубо прагматические карьерные цели. Тусовочная журналистика рассчитана на узкую –
узкую – свою – аудиторию и поддерживается лишь благодаря недальновидности издателя в лице государства или некой корпорации.

Клановость и тусовочность 

Слайд 8

Такая ситуация рано или поздно должна была привести к лояльности, что

Такая ситуация рано или поздно должна была привести к лояльности, что и
и демонстрируют главные федеральные телеканалы.
Расчет лишь на самовыражение, пренебрежение интересами аудитории приводят к ее оттоку (эксперты считают, например, что телеаудитория от 20 до 40 лет уходит в Интернет).

Угрозы-3

Слайд 9

Непрофессионализм корреспондентов, редакторов, медиаменеджеров и др. (многие из них не имеют специального

Непрофессионализм корреспондентов, редакторов, медиаменеджеров и др. (многие из них не имеют специального
образования, да и не считают нужным его получать, мол, журналистика всегда была открытой сферой…) проявляется прежде всего в непонимании сути журналистской деятельности как инструмента общественного мнения.

Непрофессионализм

Слайд 10

 
Журналистика теряет доверие населения, она перестает быть в общественном сознании необходимым видом

Журналистика теряет доверие населения, она перестает быть в общественном сознании необходимым видом
деятельности.
Возможно, так активно развивающееся блоггерство (со всеми его плюсами и минусами) суть общественная реакция на измену журналистики самой себе (пиарналистика, политическая и коммерческая «джинса» и др.).
Между тем демократическое общество нуждается в подлинной журналистике – социальном контролере, одном из элементов и признаков гражданского общества.

Угрозы-4

Слайд 11

 
Журналист ответственно собирает информацию из различных и надежных источников, ответственно ее обрабатывает

Журналист ответственно собирает информацию из различных и надежных источников, ответственно ее обрабатывает
и создает оригинальный (грамотный, эксклюзивный) – по содержанию и форме – текст.
Профессионал потому и называется таковым, что обязан следовать профессиональным и этическим стандартам.

Профессионализм –
это ответственность

Слайд 12

 
Силы, тормозящие развитие журналистики:
Коллаборационисты в самой профессиональной среде, т.е. работники СМИ,

Силы, тормозящие развитие журналистики: Коллаборационисты в самой профессиональной среде, т.е. работники СМИ,
добровольно переходящие в стан пропагандистов, политтехнологов и т.п.
Владельцы, издатели, учредители, сознательно препятствующие реализации основных задач журналистики, и прежде всего – функции социального контроля.
Монополисты (госчиновники, полиграфисты, бумагопроизводители, распространители и др.), объективно тормозящие развитие качественной прессы.
Аудитория, предпочитающая лишь «жёлтую» или развлекательную информацию.

Угрозы-5

Имя файла: Культурный-ландшафт-и-угрозы-журналистике.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0