Декоративные шрифты конца 19-начала 20 века

Содержание

Слайд 3

Основная функция шрифта — графическая запись мыслей человека для закрепления их во

Основная функция шрифта — графическая запись мыслей человека для закрепления их во
времени и пространстве. Она обеспечивается исторически развившейся системой условных знаков-букв, объединяемых в алфавит. Шрифт, как функциональный компонент книги, в процессе развития книжного искусства приобретает качества декоративности, что характерно и для нашего времени. В процессе создания художественного оформления конкретной книги декоративность шрифта играет важную роль и становится одним из средств книжного декора.
Дизайнеру-художнику в процессе создания стиля и оформления новой книги важно найти общий принцип ее структурной организации, соотнести каждый составляющий ее элемент с содержанием произведения и согласовать их между собой по формальным стилистическим признакам: цветопластическим качествам, масштабу, пропорции, ритму и т.д.

Слайд 4

Прежде всего, говоря о декоративности шрифта, следует отметить декоративность «архитектоникоконструктивную», присущую шрифту

Прежде всего, говоря о декоративности шрифта, следует отметить декоративность «архитектоникоконструктивную», присущую шрифту
как графической системе геометрических знаков. Она создается выразительностью начертаний букв, ритмикой вертикальных, горизонтальных и диагональных штрихов, контрастом прямолинейных и округлых форм, ритмическим чередованием знаков и пробелов между ними; при этом следует особо отметить роль оптических иллюзий.
На основе этой «собственной» декоративности развивается декоративность, привносимая в шрифт извне как украшение. Этот тип декоративности создается как посредством орнамента и предметной декорацией, так и не орнаментальными средствами.

Слайд 5

Декоративность, привносимая в шрифт, также может быть различной в зависимости от общего

Декоративность, привносимая в шрифт, также может быть различной в зависимости от общего
целевого решения дизайна книги. В качестве примера можно привести основные приемы декоративного решения букв.

Слайд 6

В средние века, когда под влиянием развития архитектурного декора культовых зданий достигло

В средние века, когда под влиянием развития архитектурного декора культовых зданий достигло
расцвета искусство оформления рукописной книги, эпоха Ренессанса, период XVII и XVIII вв., когда огромное разнообразие орнамента отразилось в богатстве наборных украшений и определило высокие эстетические качества типографских изданий.

Слайд 7

В в XIX в. в условиях бурного роста производства и активизации торговли

В в XIX в. в условиях бурного роста производства и активизации торговли
начал вырабатываться особый стиль оформления газет, реклам и акциденции — малообъемной печатной продукции (объявления, афиши, грамоты, календари и др.). Акциденция выполнялась посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для чего применялись специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты, линейки, особые приемы верстки и т.п. При этом возникла потребность и в создании особых шрифтов; как следствие, появились так называемые «украшенные» шрифты.

Слайд 8

Среди украшенных шрифтов выделяется несколько групп, объединенных характерными стилистическими признаками. Однако многие

Среди украшенных шрифтов выделяется несколько групп, объединенных характерными стилистическими признаками. Однако многие
из них имеют общую черту — они настолько орнаментированы или трансформированы, что это отчасти затрудняет чтение.

Часть новых шрифтов свидетельствует
о том, что их создатели
ориентировались на классическую
антикву.

Слайд 9

Под влиянием романтизма сформировались разнообразные «готические» варианты шрифта.

Под влиянием романтизма сформировались разнообразные «готические» варианты шрифта.

Слайд 10

Некоторые мастера составляли комические и гротескные алфавиты: «антропоморфный», «дьявольский», «магический», а также

Некоторые мастера составляли комические и гротескные алфавиты: «антропоморфный», «дьявольский», «магический», а также разнообразные тематические, например, «военный».
разнообразные тематические, например, «военный».

Слайд 11

Р. Штирлинг. «Готический» шрифт. Германия, 1830

Живописные шрифты 1-й пол. XIX в

«Военный»

Р. Штирлинг. «Готический» шрифт. Германия, 1830 Живописные шрифты 1-й пол. XIX в «Военный» алфавит XIX в
алфавит XIX в

Слайд 12

На рубеже XIX и ХХ вв. одним из самых ярких художественных явлений

На рубеже XIX и ХХ вв. одним из самых ярких художественных явлений
в западноевропейской культуре стал стиль модерн, оказавший огромное влияние на искусство шрифта.