Методы разработки эффективных алгоритмов. Метод разделяй и властвуй. Динамическое программирование

Содержание

Слайд 2

Метод «разделяй и властвуй»

ФПМИ БГУ

Метод «разделяй и властвуй» ФПМИ БГУ

Слайд 3

«Разделение»
Задача разбивается на независимые подзадачи, т.е. подзадачи не пересекаются (две задачи назовем

«Разделение» Задача разбивается на независимые подзадачи, т.е. подзадачи не пересекаются (две задачи
независимыми, если они не имеют общих подзадач).

2. «Покорение»
Каждая подзадача решается отдельно (рекурсивным методом).
Когда объем возникающих подзадач достаточно мал, то подзадачи решаются непосредственно.

3. «Комбинирование»
Из отдельных решений подзадач строится решение исходной задачи.

«Разделяй и властвуй»

ФПМИ БГУ

Слайд 4

При разбиении задачи на подзадачи полезен принцип балансировки, который предполагает, что задача

При разбиении задачи на подзадачи полезен принцип балансировки, который предполагает, что задача
разбивается на подзадачи приблизительно равных размерностей, т. е. идет поддержание равновесия.
Обычно такая стратегия приводит к разделению исходной задачи пополам и обработке каждой из его частей тем же способом до тех пор, пока части не станут настолько малыми, что их можно будет обрабатывать непосредственно. Часто такой процесс приводит к логарифмическому множителю в формуле, описывающей трудоемкость алгоритма.
Таким образом, в основе техники рассматриваемого метода лежит процедура разделения. Если разделение удается произвести без слишком больших затрат, то может быть построен эффективный алгоритм.

«Разделяй и властвуй». Принцип балансировки

ФПМИ БГУ

Слайд 5

«Разделяй и властвуй»

Поиск максимального и минимального элементов

Разделим массив на две части (предположим,

«Разделяй и властвуй» Поиск максимального и минимального элементов Разделим массив на две
что n=2k).
В каждой из частей этим же алгоритмом найдём локальные max1, min1, max2 , min2.
Полагаем max=наибольший (max1 ,max2 ), min=наименьший (min1 ,min2 ).
Если в рассматриваемой области меньше 2-х элементов, то деление не выполняем, а за 1 сравнение определим максимальный и минимальный элемент области.

«Разделение» (балансировка)

«Покорение»

«Комбинирование»

Последовательный поиск

Решение на основе принципа «разделяй и властвуй»

ФПМИ БГУ

Слайд 6

«Разделяй и властвуй»

def MergeSort (l,r):
if l ≠ r:
k =

«Разделяй и властвуй» def MergeSort (l,r): if l ≠ r: k =
(l + r) // 2
MergeSort (l,k)
MergeSort (k+1,r)
MergeList (l,k,r)

Делим последовательность элементов на две части (границы l и r включаем; если сортируемая последовательность состояла из n элементов, то первая часть может содержать первых элементов, а вторая часть – оставшиеся; порядок следования элементов в каждой из полученных частей совпадает с их порядком следования в исходной последовательности). Если в последовательности только один элемент, то деление не выполняем.
Сортируем отдельно каждую из полученных частей этим же алгоритмом.
Производим слияние отсортированных частей последовательности так, чтобы сохранилась упорядоченность.

«Покорение»

«Комбинирование»

Сортировка массива слиянием

«Разделение» (балансировка)

ФПМИ БГУ

Слайд 7

«Разделяй и властвуй»

def QuickSort(l, r):
if l < r:
Partition

«Разделяй и властвуй» def QuickSort(l, r): if l Partition QuickSort(l, j) QuickSort(i,
QuickSort(l, j)
QuickSort(i, r)

Быстрая сортировка массива Ч. Хоара

Выбираем в качестве сепаратора x медиану рассматриваемой области (за линейное от числа элементов время). Относительно сепаратора x делим массив на три части:
в первой части - элементы, которые меньше или вравны x;
во второй части - элемент x;
в третьей части – элементы, которые больше или равны x.
Сортируем отдельно I и III части этим же алгоритмом. Если в некоторой менее одного элемента, то ничего не делаем.
Происходит слияние отсортированных сегментов в один путем присоединения сегментов.

«Покорение»

«Комбинирование»

«Разделение»
(балансировка)

ФПМИ БГУ

Слайд 8

Динамическое программирование

ФПМИ БГУ

Динамическое программирование ФПМИ БГУ

Слайд 9

Динамическое программирование

Динамическое программирование применяется к задачам, в которых нужно что-то подсчитать или

Динамическое программирование Динамическое программирование применяется к задачам, в которых нужно что-то подсчитать
к оптимизационным задачам.

ФПМИ БГУ

Задачи оптимизации. В таких задачах существует много решений, каждому из которых поставлено в соответствие некоторое значение. Необходимо найти среди всех возможных решений одно с оптимальным (наибольшим или наименьшим) значением. Например, во взвешенном графе между заданной парой вершин существует несколько маршрутов, каждый маршрут характеризуется своей длиной, и нам необходимо найти маршрут кратчайшей длины.

 

Слайд 10

Динамическое программирование

Стратегия метода динамического программирования – попытка свести рассматриваемую задачу к более

Динамическое программирование Стратегия метода динамического программирования – попытка свести рассматриваемую задачу к
простым задачам.
Задача может быть проще из-за того, что опущены некоторые ограничения. Она может быть проще из-за того, что некоторые ограничения добавлены. Однако, как бы ни была изменена задача, если это изменение приводит к решению более простой задачи, то, возможно, удастся, опираясь на эту более простую, решить и исходную.

ФПМИ БГУ

Метод динамического программирования часто в литературе называют табличным, а одна из клеток таблицы и даёт значение оптимального решения исходной задачи.

Так как возникающие подзадачи являются зависимыми, то данная техника находит своё применение, когда все нужные значения оптимальных решений подзадач помещаются в память. Вычисление идет от малых подзадач к большим, и ответы запоминаются в таблице, что позволяет исключить повторное решение задачи.

Слайд 11

Этапы динамического программирования
Задача погружается в семейство вспомогательных подзадач той же природы. Возникающие

Этапы динамического программирования Задача погружается в семейство вспомогательных подзадач той же природы.
подзадачи могут являться зависимыми и должны удовлетворять следующим двум требованиям:
подзадача должна быть более простой по отношению к исходной задаче;
оптимальное решение исходной задачи определяется через оптимальные решения подзадач (в этом случае говорят, что задача обладает свойством оптимальной подструктуры, и это один из аргументов в пользу применения для ее решения метода «динамического программирования»).
Каждая вспомогательная подзадача решается (рекурсивно) только один раз. Значения оптимальных решений возникающих подзадач запоминаются в таблице, что позволяет не решать повторно ранее решенные подзадачи.
Для исходной задачи строится возвратное соотношение, связывающее значение оптимального решения исходной задачи со значениями оптимальных решений вспомогательных подзадач (т. е. методом восходящего анализа от простого к сложному вычисляем значение оптимального решения исходной задачи).
Данный этап выполняется в том случае, когда требуется помимо значения оптимального решения получить и само это решение. Часто для этого требуется некоторая вспомогательная информация, полученная на предыдущих этапах метода.

ФПМИ БГУ

Слайд 12

решаем задачу i

i

w

u

z

решённые подзадачи z, u, w

ДП «назад»

f(i)=G(f(z)+f(u)+f(w))

i

y

x

задача i уже решена

еще НЕ

решаем задачу i i w u z решённые подзадачи z, u, w
решённые
подзадачи x и y (зависимые)

подформировываем решение x из i

подформировываем решение y из i

f(x)=G(f(x),f(i))

f(y)=G(f(y),f(i))

ФПМИ БГУ

ДП «вперед»

Слайд 13

10

8

не решена

4

2

3

решена

1

5

ФПМИ БГУ

6

9

7

решаем задачу i

i

w

u

z

решаем задачу i

база ДП

ДП «назад»

ДП

10 8 не решена 4 2 3 решена 1 5 ФПМИ БГУ
«назад» («ленивое»)

Слайд 14

Задача 1. Лягушка

Ответ: 14

Заданы n кочек. Лягушка сидит на первой кочке. На

Задача 1. Лягушка Ответ: 14 Заданы n кочек. Лягушка сидит на первой
каждой кочке сидят комарики, известно их число.
За один прыжок лягушка может прыгнуть на 2 или 3 кочки вперёд. Оказавшись на кочке, лягушка скушает всех комариков, которые сидели там.
Необходимо определить максимальное число комариков, которые скушает лягушка, которой обязательно надо приземлиться на последней кочке.

комарики

ФПМИ БГУ

Слайд 15

ДП назад (одномерное):

i-1

i-2

i-3

i

ФПМИ БГУ

ДП назад (одномерное): i-1 i-2 i-3 i ФПМИ БГУ

Слайд 16

array

i

F

2

14

18

13

6

5

ФПМИ БГУ

ДП назад (одномерное):

Ответ: 14

array i F 2 14 18 13 6 5 ФПМИ БГУ ДП назад (одномерное): Ответ: 14

Слайд 17

i+3

i+2

i+1

i

ДП вперёд (одномерное):

ФПМИ БГУ

i+3 i+2 i+1 i ДП вперёд (одномерное): ФПМИ БГУ

Слайд 18

i

F

2

7

17

13

6

5

18

14

Время работы алгоритма, основанного на методе ДП:

ФПМИ БГУ

ДП вперёд (одномерное):

array

Ответ: 14

i F 2 7 17 13 6 5 18 14 Время работы

Слайд 19

Полный перебор всех вариантов описывается n-м числом Фибоначчи:

Время работы алгоритма для задачи

Полный перебор всех вариантов описывается n-м числом Фибоначчи: Время работы алгоритма для
«Лягушка», основанного на методе ДП:

ФПМИ БГУ

Слайд 20

Задача 2. Задача расстановки единиц

Задана строка. Необходимо определить количество способов, для того,

Задача 2. Задача расстановки единиц Задана строка. Необходимо определить количество способов, для
чтобы расставить j единиц в строке длины n (j≤n).

Количество способов можно посчитать комбинаторно:

Однако при больших значениях n и k итоговое значение уже может не помещаться в целочисленные типы данных. Например, при подсчете числа сочетаний через факториал при n = 100, k = 1 произойдет переполнение, но в тоже время при вычислении с помощью метода ДП не возникнет проблем, так как итоговое значение равно всего лишь 100.

ФПМИ БГУ

Слайд 21

На практике, когда результат является достаточно большим числом, в задаче предлагается найти

На практике, когда результат является достаточно большим числом, в задаче предлагается найти
ответ по модулю (% p).

ФПМИ БГУ

Свойства модульной арифметики:

Малая теорема Ферма
Если p – простое число, а – целое число, которое не делится на p, то

эквивалентные формы записи:

Следствие из малой теоремы Ферма (a – целое, p – простое число):

Если два числа сравнимы по модулю p, т.е.

то это записывается:

Слайд 22

 

 

+

ФПМИ БГУ

+ ФПМИ БГУ

Слайд 23

Обозначим через F[i,j] - количество способов, для того, чтобы расставить j единиц

Обозначим через F[i,j] - количество способов, для того, чтобы расставить j единиц
в строке длины i.

ДП назад (двумерное):

число единиц

длина строки

ФПМИ БГУ

Слайд 24

2

3

3

4

6

4

Время работы алгоритма:

ФПМИ БГУ

ДП назад (двумерное):

2 3 3 4 6 4 Время работы алгоритма: ФПМИ БГУ ДП назад (двумерное):

Слайд 25

Обозначим через F[i,j] - количество способов, для того, чтобы расставить j единиц

Обозначим через F[i,j] - количество способов, для того, чтобы расставить j единиц
в строке длины i.

ДП вперёд (двумерное):

число единиц

длина строки

ФПМИ БГУ

Слайд 26

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

3

1

4

3

3

1

1

6

4

1

Время работы алгоритма:

ФПМИ БГУ

ДП вперёд (двумерное):

2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 3

Слайд 27

Задана строка длины n. Необходимо определить количество способов, для того, чтобы расставить

Задана строка длины n. Необходимо определить количество способов, для того, чтобы расставить
j единиц в строке длины n (j≤n).

Время работы алгоритма, основанного на методе динамического программирования:

Количество способов можно посчитать и комбинаторно, но при больших значениях n и k итоговое значение может уже не помещается в целочисленные типы данных.
Например, при подсчете числа сочетаний через факториал при n = 100, k = 1 произойдет переполнение, но в тоже время при вычислении с помощью метода ДП не возникнет проблем, так как итоговое значение равно всего лишь 100.

Задача расстановки единиц

ФПМИ БГУ

Слайд 28

Задача 3. Оптимального перемножения группы матриц

Порядок перемножения всех s матриц неоднозначен. Чтобы

Задача 3. Оптимального перемножения группы матриц Порядок перемножения всех s матриц неоднозначен.
устранить неоднозначность, нужно расставить скобки. Порядок расстановки скобок однозначно определит последовательность перемножаемых матриц.
Поскольку матричное произведение ассоциативно, то результат не зависит от расстановки скобок, но порядок перемножения может существенно повлиять на время работы алгоритма.

Заданы s матриц:
Определить, какое минимальное число операций умножения требуется для перемножения s матриц, причем перемножать можно любые две рядом стоящие матрицы.

ФПМИ БГУ

Слайд 29

Сведения из математики:
при перемножении двух матриц:
B [n × k] * C

Сведения из математики: при перемножении двух матриц: B [n × k] *
[k × m]
получим матрицу D [n × m]
Выполнив n·k·m операций умножения.

ФПМИ БГУ

?

Слайд 30

Числа Каталана – это последовательность чисел,
названная в честь бельгийского математика Эжен

Числа Каталана – это последовательность чисел, названная в честь бельгийского математика Эжен
Шарля Каталана.

Сn - обозначение n-ого числа Каталана.

Количество способов расстановки скобок в произведении из (n+1) множителя.
Количество двоичных корневых деревьев с n листьями, у которых из каждого внутреннего узла выходит ровно 2 узла.
Количество правильных скобочных последовательностей длины 2n.
Количество триангуляций выпуклого (n+2)–угольника (разбиение на треугольники непересекающимися диагоналями).

Сn

Слайд 31

Рекуррентная и аналитическая формулы для Сn

Сn

Рекуррентная и аналитическая формулы для Сn Сn

Слайд 32

Числа Каталана в треугольнике Паскаля

Если в чётных строках i от серединной линии

Числа Каталана в треугольнике Паскаля Если в чётных строках i от серединной
отнять соседний элемент,
то получиться Ci/2 число Каталана.

Если в треугольнике Паскаля в строке n слева направо пронумеровать числа (нумерация с 0), то m-е число есть биномиальный коэффициент: (число способов выбрать m элементов из n)

Сn

ФПМИ БГУ

Слайд 33

Количество различных способов задать однозначно порядок перемножения матриц – Сs-1 число Каталана,

Количество различных способов задать однозначно порядок перемножения матриц – Сs-1 число Каталана,
т.е. экспоненциальная функция.

Метод динамического программирования позволит решить задачу за время :

Задача оптимального перемножения группы матриц

ФПМИ БГУ

Слайд 34

Обозначим через минимальное число операций умножения,
чтобы перемножить матрицы с номерами от

Обозначим через минимальное число операций умножения, чтобы перемножить матрицы с номерами от
i до j включительно:

На последнем этапе, когда формируется результирующая матрица , должны были перемножаться две матрицы.
Рассмотрим все возможные варианты того, как эти две матрицы могли быть получены.

Так как у нас оптимизационная задача, то перемножать матрицы
надо за минимально возможно число операций умножения.

ФПМИ БГУ

Слайд 35

Справедливо следующее рекуррентное соотношение:

ФПМИ БГУ

1 вариант

2 вариант

Справедливо следующее рекуррентное соотношение: ФПМИ БГУ 1 вариант 2 вариант

Слайд 36

Зависимые подзадачи

ФПМИ БГУ

Зависимые подзадачи ФПМИ БГУ

Слайд 37

ФПМИ БГУ

ФПМИ БГУ

Слайд 38

Время работы алгоритма оптимального перемножения группы матриц, основанного на методе динамического программирования:

Время работы алгоритма оптимального перемножения группы матриц, основанного на методе динамического программирования:

вычислить s(s+1)/2 элементов таблицы;
каждый элемент таблицы вычисляется ровно один раз за не более, чем s арифметических операций.

ФПМИ БГУ

Слайд 39

Пример

Ответ:

(A1·(A2·A3))·A4

3 100 операций умножения

ФПМИ БГУ

Пример Ответ: (A1·(A2·A3))·A4 3 100 операций умножения ФПМИ БГУ

Слайд 40

Задача 4. Максимальный палиндром

Задана строка длины n. Необходимо вычеркнуть минимальное число элементов,

Задача 4. Максимальный палиндром Задана строка длины n. Необходимо вычеркнуть минимальное число
чтобы получился палиндром (палиндром - строка, которая одинаково читается слева направо и справа налево).

Для строки: a s d f s l a
Максимальный палиндром: a s d s a

ФПМИ БГУ

Слайд 41

Обозначим через F[i,j] длину максимального палиндрома, который можно получить, если мы рассматриваем

Обозначим через F[i,j] длину максимального палиндрома, который можно получить, если мы рассматриваем
элементы строки от индекса i до j включительно.

i

j

i+1

j-1

string

F

n=6

ФПМИ БГУ

Слайд 42

i

j

i+1

j-1

string

Строки длины 1

Строки длины 2

Строки длины >2

ФПМИ БГУ

i j i+1 j-1 string Строки длины 1 Строки длины 2 Строки длины >2 ФПМИ БГУ

Слайд 43

Задачи A, B и C являются зависимыми, так как они требуют для

Задачи A, B и C являются зависимыми, так как они требуют для
своего решения знать длину максимального палиндрома для строки string от индекса i до j включительно.

ФПМИ БГУ

j

j+1

i

i-1

Слайд 44

a

s

d

f

s

l

a

a

s

d

f

s

l

a

a s d f s l a

Время работы алгоритма :

ФПМИ БГУ

a

a s d f s l a a s d f s
s f s a

Пример

Слайд 45

Задания

Тема. Динамическое программирование
0.1 Оптимальное перемножение группы матриц (двухмерное ДП) 0.2 Единицы -

Задания Тема. Динамическое программирование 0.1 Оптимальное перемножение группы матриц (двухмерное ДП) 0.2
число сочетаний из n по k(одномерное ДП, модульная арифметика) 0.3. Единицы (большие ограничения, только для желающих) 20. Палиндром (двухмерное ДП, строки) 69. Кувшинки (простейшее одномерное ДП)

Выполнить в системе Insight Runner следующие общие задачи:

ФПМИ БГУ

Слайд 46

ЗАДАЧА 5. БИНАРНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

©ФПМИ, БГУ, Доскоч Роман, 2020 год

ЗАДАЧА 5. БИНАРНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ©ФПМИ, БГУ, Доскоч Роман, 2020 год

Слайд 47

ЗАДАЧА

Пусть X и Y — две бинарных последовательности длины N и M соответственно, состоящие из нулей и единиц. Сами последовательности X и Y можно

ЗАДАЧА Пусть X и Y — две бинарных последовательности длины N и
рассматривать как запись в двоичной форме некоторых двух положительных целых чисел.
Необходимо найти максимальное число Z, двоичную запись которого можно получить как из x, так и из y вычёркиванием цифр.

Слайд 48

1 ЧАСТЬ (НАХОЖДЕНИЕ ДЛИНЫ LCS)

 

Сначала перевернем строки.

Дп назад
Сложность O(|Y|*|X|) Память O(|Y|*|X|)

1 ЧАСТЬ (НАХОЖДЕНИЕ ДЛИНЫ LCS) Сначала перевернем строки. Дп назад Сложность O(|Y|*|X|) Память O(|Y|*|X|)

Слайд 49

2 ЧАСТЬ (ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПУТИ)

i, j текущие индексы
i1,j1 индексы первых единиц
i0,j0 индексы первых

2 ЧАСТЬ (ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПУТИ) i, j текущие индексы i1,j1 индексы первых единиц
нулей

 

X = 10101101
Y = 10110001
ans = 101101

Слайд 50

2 СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПУТИ

Поиск в ширину

Ищем такой путь в котором “быстрее”
встречаются

2 СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПУТИ Поиск в ширину Ищем такой путь в котором
первые 1
Верный путь будет:
012358
Имя файла: Методы-разработки-эффективных-алгоритмов.-Метод-разделяй-и-властвуй.-Динамическое-программирование.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0