Основы программирования на языке Pascal

Содержание

Слайд 2

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза
Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Немного истории…

Слайд 3

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован
в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.

Немного истории…

Слайд 5

Назначение пунктов меню

Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:
формирование нового

Назначение пунктов меню Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:
файла (New)
открытие старого файла (Open), записанного на диске
сохранение содержимого активной рабочей области в файле с текущим именем (Save) или с другим именем (Save as)
смена текущего каталога (change dir), с которого считываются файлы
завершение работы в интегрированной среде (Exit)

Слайд 6

Меню Edit предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ

Назначение пунктов

Меню Edit предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ Назначение пунктов меню
меню

Слайд 7

В меню Search
собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам

Назначение пунктов

В меню Search собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам Назначение пунктов меню
меню

Слайд 8

Меню Run предназначено
для выбора режима выполнения программ

Назначение пунктов меню

Меню Run предназначено для выбора режима выполнения программ Назначение пунктов меню

Слайд 9

Меню Compile позволяет
задать способ компиляции и компоновки составных частей программы

Назначение пунктов меню

Меню Compile позволяет задать способ компиляции и компоновки составных частей программы Назначение пунктов меню

Слайд 10

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся
в окно наблюдения

Назначение пунктов меню

Слайд 11

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику

Назначение пунктов меню

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику Назначение пунктов меню

Слайд 12

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы

Назначение пунктов меню

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы Назначение пунктов меню

Слайд 13

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого
рабочей области (их может быть несколько, то есть одновременно можно открыть несколько программ)

Назначение пунктов меню

Слайд 14

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе

Назначение пунктов меню

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе Назначение пунктов меню

Слайд 15

Program Имя программы;
Uses Подключаемые библиотеки (модули);
Label Список меток основной программы;
Const Введение

Program Имя программы; Uses Подключаемые библиотеки (модули); Label Список меток основной программы;
констант;
Type Описание новых типов;
Var Описание переменных;
Определение процедур;
Определение функций;
Begin
Тело основной программы;
End.

Слайд 16

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут
изменяться.

Константы вводятся в блоке const:
const
a=5;
b=1E-3/a;
c=’значение неизвестно’;

В общем виде:

имя константы = выражение;

Слайд 17

Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.
Переменные имеют

Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные
имя, тип и значение.

Описание переменных происходит в блоке var:
var
a: integer;
b: real;
c: char;

В общем виде:

имя переменной: тип переменной;

Слайд 18

Некоторые простые типы:
1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word).
2. Вещественные типы

Некоторые простые типы: 1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word). 2.
(Real, Single, Double, Extended, Comp).
3. Логический (Boolean).
4. Символьный (Char).
5. Строковые типы (String, String [n]).

Слайд 21

Общий вид:

переменная := выражение;

Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и др.
Не

Общий вид: переменная := выражение; Может быть: переменной, элементом массива, полем записи
может быть: константа, выражение.

Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.

Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

Слайд 22

Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции.

Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции.

Слайд 23

read (список переменных);

write (‘сообщение’, список переменных);

Оператор ввода:

Оператор вывода:

Отличие операторов read и write

read (список переменных); write (‘сообщение’, список переменных); Оператор ввода: Оператор вывода: Отличие
от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.

Слайд 24

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор:

if условие then
begin
оператор; …
end
else
begin

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор: if условие then begin оператор;
оператор; …
end;

Где условие – это выражение логического типа.

Если условие выполняется, то выполняется ветвь then, если условие не выполняется – то ветвь else.

Слайд 25

for параметр := нач_значение to кон_значение do
begin
оператор; …
end;

Работа оператора:
1.Вычисляются начальное и

for параметр := нач_значение to кон_значение do begin оператор; … end; Работа
конечное значения параметра и фиксируются;
2.Если нач_значение <= кон_значения, то выполняется оператор;
3.Значение параметра цикла возрастает (для целого – на единицу);
4.Если значение параметра ≠ кон_значения, то выполняется оператор, и переходит к п.3
5. Цикл выполняется последний раз, когда параметр = кон_значению, затем управление передается оператору после цикла.

Слайд 26

while условие do
begin
оператор; …
end;

Работа оператора:
Сначала проверяется условие, если оно верно, то

while условие do begin оператор; … end; Работа оператора: Сначала проверяется условие,
выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться.

Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.

Слайд 27

repeat
оператор; …
until условие;

Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным.

repeat оператор; … until условие; Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным.

Слайд 28

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №6

Вопрос №5

Вопрос №4

Вопрос №7

Завершить тест

Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №6 Вопрос №5 Вопрос №4 Вопрос №7 Завершить тест

Слайд 29

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы.

1) c = -11

2) c

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы. 1) c = -11
= 15

3) c = 27

4) c = 33

Слайд 30

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы.

1) a

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы. 1)
= 0, b = 18

2) a = 11, b = 19

3) a = 10, b = 18

4) a = 9, b = 17

Слайд 31

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.

1) c = 20

2)

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. 1) c =
c = 70

3) c = -20

4) c = 180

Слайд 32

Определить значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы.

1)

Определить значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы.
x = 55, y = 2, z = 5

2) x = 22, y = 2, z = 5

3) x = 25, y = 5, z = 2

4) x = 25, y = 2, z = 5

Слайд 33

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = 65

2) b

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = 65
= 67

3) b = 29

4) b = 17

Слайд 34

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = 16

2) b

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = 16
= 8

3) b = 28

4) b = 17

Слайд 35

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = -74

2) b

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = -74
= -67

3) b = 47

4) b = -47

Имя файла: Основы-программирования-на-языке-Pascal.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0