Слайд 2Подсистема ввода/вывода Java
Основная подсистема ввода/вывода Java представлена пакетом java.io
В JDK 1.4 появился

пакет java.nio, представляющий новую систему ввода/вывода.
В основе java.io лежат 4 абстрактных класса:
InputStream, OutputStream – для байтовых потоков. Их называют потоками ввода и вывода
Reader и Writer – для символьных потоков. Их называют потоками чтения и записи.
Слайд 3Класс InputStream
Абстрактный класс InputStream предоставляет минимальный набор методов для работы с входным

потоком байтов:
int available() - Возвращает количество еще доступных байт потока
int read() - Возвращает очередной байт. Значения от 0 до 255. Если чтение невозможно, возвращает -1
int read(byte[] buf, int offset, int count) - Вводит байты в массив. Возвращает количество реально введенных байтов
long skip(long n) - Пропускает n байтов потока
void close() - Закрывает поток и освобождает занятые системные ресурсы
Слайд 4Потомки класса InputStream
ObjectInputStream - поток объектов. Создается при сохранении объектов системными средствами
SequenceInputStream

- последовательное соединение нескольких входных потоков
ByteArrayInputStream - использует массив байтов как источник данных
PipedInputStream - совместно с PipedOutputStream обеспечивает обмен данными между двумя потоками выполнения
FileInputStream - обеспечивает чтение из файла
StringBufferInputStream - использует изменяемую строку StringBuffer как источник данных
FilterInputStream - абстрактный класс надстройки над классом InputStream
Слайд 5Механизм надстраивания
В Java при работе с потоками ввода-вывода возможен такой механизм, когда

один поток использует в качестве источника данных другой поток
В случае InputStream этот механизм реализован с помощью класса FilterInputStream.
FilterInputStream агрегирует в себе InputStream, и все свои методы делегирует этому внутреннему объекту
В отличие от наследования надстраивание не ведет к появлению большого числа библиотечных классов. Так если мы имеем классы A1, A2, …, An и хотим комбинировать их свойства путем наследования, мы вынуждены создать порядка n * n новых классов. Если делать то же путем надстраивания, понадобится всего n новых классов
В java.io имеется несколько потомков FilterInputStream:
PushBackInputStream
BufferedInputStream
DataInputStream
Слайд 6Класс OutputStream
Абстрактный класс OutputStream предоставляет минимальный набор методов для работы с выходным

потоком байтов
void write(int b) - Абстрактный метод записи в поток одного байта
void write(byte[] buf, int offset, int count) - Запись в поток массива байтов или его части
void flush() - Форсированная выгрузка буфера для буферизированных потоков. Если получателем служит другой поток, его буфер тоже сбрасывается
void close() - Закрытие потока и высвобождение системных ресурсов
Слайд 7Потомки класса OutputStream
ObjectOutputStream - поток двоичных представлений объектов. Создается при сериализации
ByteArrayOutputStream -

использует массив байтов как приемник данных
PipedOutputStream - вместе с PipedInputStream составляет пару потоков для обмена данными между потоками выполнения (threads)
FileOutputStream - поток для записи в файл
FilterOutputStream - абстрактный класс надстройки
Слайд 8Надстройки над OutputStream
Надстройки над OuptupStream являются наследниками FilterOutputStream
PrintOutputStream – добавляет возможность преобразования

простых типов данных в последовательность байтов. Делает это при помощи перегруженного метода print(), который преобразует и помещает их в выходной поток. Метод print() никогда не возбуждает исключение IOException, а записывает ошибки во внутренние переменные, которые проверяет метод checkError().
BufferedOutputStream – буферизированный выходной поток. Ускоряет вывод.
DataOutputStream - поток для вывода значений простых типов. Имеет такие методы как writeBoolean(), writeInt(), writeLong(), writeFloat() и т.п.
Слайд 9Буферизированный ввод/вывод
public class FileCopy {
public static void main(String[] args) {
try {
![Буферизированный ввод/вывод public class FileCopy { public static void main(String[] args) {](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1118895/slide-8.jpg)
BufferedInputStream bis = new BufferedInputStream(new FileInputStream("erste.jpg"));
BufferedOutputStream bos = new BufferedOutputStream(new FileOutputStream("zweite.jpg"));
int c = 0;
while (true) {
c = bis.read();
if (c != -1)
bos.write(c);
else
break;
}
bis.close();
bos.flush(); //освобождаем буфер (принудительно записываем содержимое буфера в файл)
bos.close(); //закрываем поток записи (обязательно!)
}
catch (java.io.IOException e) {
System.out.println(e.toString());
}
}
}
Слайд 10Символьные потоки
Для работы с символьными потоками в Java существуют два базовых класса

– Reader и Writer
Reader содержит абстрактные методы read(…) и close(). Дополнительные методы объявлены в потомках этого класса
Writer содержит абстрактные методы write(…), flush() и close()
Слайд 11Некоторые потомки класса Writer
BufferedWriter - буферизированный выводной поток. Размер буфера можно менять,

хотя размер, принятый по умолчанию, пригоден для большинства задач.
CharArrayWriter - позволяет выводить символы в массив как в поток.
StringWriter - позволяет выводить символы в изменяемую строку как в поток.
PrintWriter - поток, снабженный операторами print() и println().
PipedWriter - средство межпоточного общения.
OutputStreamWriter – мост между классом OutputStream и классом Writer. Символы, записанные в этот поток, превращаются в байты. При этом можно выбирать способ кодирования символов.
FileWriter - поток для записи символов в файл.
FilterWriter – служит для быстрого создания пользовательских надстроек
Слайд 12Потомки класса Reader
BufferedReader - буферизированный вводной поток символов
CharArrayReader - позволяет читать символы

из массива как из потока.
StringReader - то же из строки
PipedReader - парный поток к PipedWriter
InputStreamReader – при помощи методов класса Reader читает байты из потока InputStream и превращает их в символы. В процессе превращения использует разные системы кодирования
FileReader - поток для чтения символов из файла
FilterReader – служит для создания надстроек
Слайд 13Пример программы
Вводить строки с клавиатуры и записывать их в файл на

диске.
try {
// Создаем буферизованный символьный входной поток
BufferedReader in = new BufferedReader(
new InputStreamReader(System.in));
// Используем класс PrintWriter для вывода
PrintWriter out = new PrintWriter (new FileWriter("data.txt"));
// Записываем строки, пока не введем строку "stop"
while (true) {
String s = in.readLine();
if (s.equals("stop"))
break;
out.println(s);
}
out.close();
} catch (IOException ex) {
// Обработать исключение
}
Слайд 14Класс RandomAccessFile
RandomAccessFile применяется для работы с файлами произвольного доступа.
Для перемещения по файлу

в RandomAccessFile применяется метод seek().
RandomAccessFile не участвует в рассмотренной выше иерархии, но реализует интерфейсы DataInput и DataOutput (те же, что реализованы классами InputStream и OutputStream).
Слайд 15Пример работы с RandomAccessFile
Создать файл прямого доступа, выполнить запись в файл и

чтение из файла
RandomAccessFile rf = new RandomAccessFile("rtest.dat", "rw");
// Записать в файл 10 чисел и закрыть файл
for(int i = 0; i < 10; i++)
rf.writeDouble(i * 1.414);
rf.close();
// Открыть файл, записать в него еще одно число и снова закрыть
rf = new RandomAccessFile("rtest.dat", "rw");
rf.seek(5 * 8);
rf.writeDouble(47.0001);
rf.close();
// Открыть файл с возможностью только чтения "r"
rf = new RandomAccessFile("rtest.dat", "r");
// Прочитать 10 чисел и показать их на экране
for(int i = 0; i < 10; i++)
System.out.println("Value " + i + ": " + rf.readDouble());
rf.close();
Слайд 16Класс File
Класс File предназначен для работы с элементами файловой системы – каталогами

и файлами
Каждый объект File представляет абстрактный файл или каталог, возможно и не существующий
Абстрактный путь, который заключает в себе объект File, состоит из не обязательного системно-зависимого префикса и последовательности имен
Префикс выглядит по-разному в различных операционных системах: символ устройства "C:", "D:" в системе Windows, символ корневого каталога "/" в системе UNIX, символы "\\" в UNC и т.д.
Каждое имя последовательности является именем каталога, а последнее имя может быть именем каталога или файла
Путь может быть абсолютным или относительным
Слайд 17Конструкторы класса File
File(String filePath), где filePath – имя файла на диске
File(String dirPath,

String filePath), здесь параметры dirPath и filePath вместе задают то же, что один параметр в предыдущем конструкторе
File(File dirObj, String fileName), вместо имени каталога выступает другой объект File
Объект File является неизменяемым объектом !
Слайд 18Каталоги
Каталог – это особый файл, который содержит в себе список других файлов

и каталогов
Для каталога метод isDirectory() возвращает true
Метод File[] listFiles() возвращает список подкаталогов и файлов данного каталога
Пример: получить массив файлов и каталогов, которые находятся в рабочем (или текущем) каталоге
File path = new File(".");
File[] list = path.listFiles();
for(int i = 0; i < list.length; i++)
System.out.println(list[i].getName());
Слайд 19Фильтры (интерфейс FileFilter)
Интерфейс FileFilter применяется для проверки, подпадает ли объект File под

некоторое условие
Метод boolean accept(File file) возвращает истину, если аргумент удовлетворяет условию
Метода listFiles(FileFilter filter) класса File принимает в качестве аргумента объект FileFilter и возвращает уже профильтрованный массив из объектов
Слайд 20Пример работы с фильтрами
Выбрать из текущего каталога лишь те файлы, которые содержат

в своем последнем имени буквосочетание, заданное в командной строке
public static void main(final String[] args) {
File path = new File(".");
// Получить массив объектов
File[] list = path.listFiles(new FileFilter() {
public boolean accept(File file) {
String f = file.getName();
return f.indexOf(args[0]) != -1;
}
});
// Напечатать имена файлов
for(int i = 0; i < list.length; i++) {
System.out.println(list[i].getName());
}
}
Слайд 21Новый ввод/вывод
Библиотека нового ввода-вывода появилась в версии JDK 1.4
Ее цель – увеличение

производительности и обеспечения безопасности при одновременном конкурентном доступе к данным из нескольких потоков.
Основными понятиями нового ввода/вывода являются
Канал (Channel)
Буфер (Buffer)
При работе с каналом прямого взаимодействия с ним нет. Приложение "посылает" буфер в канал, который затем либо извлекает данные из буфера, либо помещает их в него
Слайд 22Буфер
Буфер представляет собой контейнер для данных простых типов, таких как byte, int,

float и др. кроме boolean
Кроме собственно данных, буфер имеет
текущую позицию
лимит
емкость
Операции над буфером можно поделить на
абсолютные - считывают или записывают один или несколько элементов начиная с текущей позиции и увеличивают или уменьшают текущую позицию на количество прочитанных элементов
относительные - производятся начиная с указанного индекса и не изменяют текущей позиции
Слайд 23Методы класса Buffer
clear() – подготавливает буфер для операции записи в него данныx.

Он устанавливает лимит равным емкости и позицию равной нулю. Таким образом, при чтении данныx из канала и записи иx в буфер, они будут туда помещаться с начальной позиции до теx пор, пока буфер не будет полностью заполнен.
flip() – подготавливает буфер для чтения из него данныx. Он устанавливает лимит равным текущей позиции и после этого устанавливает позицию равной нулю. Таким образом, при записи данныx в канал они будут считываться из буфера начиная с начала до того места, до которого он был заполнен
rewind() – подготоваливает буфер для повторного прочтения данныx. Он не изменяет лимит и устанавливает позицию равной нулю
Слайд 24Файловый канал
Канал представляет собой открытое соединение к некоторой сущности, такой как, например,

аппаратное устройство, файл, сетевой сокет или программный компонент, которая может производить операции ввода/вывода
Класс FileChannel позволяет организовать канал доступа к файлу
Для получения файлового канала служат метод getChannel() классов FileInputStream, FileOutputStream и RandomAccessFile
Слайд 25Работа с FileChannel
Файловый канал имеет свою позицию, которая устанавливается методом position(long)
Методы read(ByteBuffer)

и read(ByteBuffer, int) служат для чтения данныx из канала в переданный буфер с текущей позиции (относительно) или с указанной позиции (абсолютно) соответственно
Аналогично используются методы write(...)
Для блокировки файла или его части используются методы lock(...). Иx использование гарантирует то, что файл, к которому осуществляется доступ, будет блокирован для другиx процессов
Слайд 26Пример работы с FileChannel
public class GetChannel {
private static final int BSIZE

= 1024;
public static void main(String[] args) throws Exception {
// Запись в файл:
FileChannel fc = new FileOutputStream("data.txt").getChannel();
fc.write(ByteBuffer.wrap("Немного текста ".getBytes()));
fc.close();
// Добавление в конец файла:
fc = new RandomAccessFile("data.txt", "rw").getChannel();
fc.position(fc.size()); // Переходим в конец
fc.write(ByteBuffer.wrap("Еще немного".getBytes()));
fc.close();
// Чтение файла:
fc = new FileInputStream("data.txt").getChannel();
ByteBuffer buff = ByteBuffer.allocate(BSIZE);
fc.read(buff);
buff.flip();
while(buff.hasRemaining())
System.out.print((char)buff.get());
}
}
Слайд 27Копирование файлов
с использованием FileChannel
public class ChannelCopy {
private static final int

BSIZE = 1024;
public static void main(String[] args) throws Exception {
if(args.length != 2) {
System.out.println("параметры: ФайлИсточник ФайлПолучатель");
System.exit(1);
}
FileChannel in = new FileInputStream(args[0]).getChannel(), out = new FileOutputStream(args[1]).getChannel();
ByteBuffer buffer = ByteBuffer.allocate(BSIZE);
while(in.read(buffer) != -1) {
buffer.flip(); // Подготовим для записи
out.write(buffer);
buffer.clear(); // Подготовим для чтения
}
}
}
Слайд 28Сериализация
Сериализация позволяет превратить объект в поток байтов, чтобы, когда понадобится, полностью восстановить

объект из потока
Сериализация необходима для
сохранения объектов в постоянной памяти,
транспортировки параметров при удаленном вызове методов (RMI - Remote Methods Invocation),
сохранения на диске компонентов JavaBeans
Слайд 29Интерфейс Serializable
Чтобы обладать способностью к сериализации, класс должен реализовать интерфейс-метку Serializable
Интерфейс Serializable

не содержит никаких методов. Он просто служит индикатором того, что класс может быть сериализован
Для того, чтобы значения полей объекта могли быть восстановлены в процессе десерилизации, к ним должен быть доступ посредством стандартного конструктора без параметров, который, в принципе, может не содержать никакого кода
public class MyClass implements Serializable{
…
}
Слайд 30Запись-чтение объектов
Сериализованные объекты можно записывать и считывать при помощи классов ObjectOutputStream и

ObjectInputStream.
Они таже реализуют интерфейсы DataInput / DataOutput, что дает возможность записывать в поток не только объекты, но и простые типы данных.
wirteObject(Object obj) – запись объекта (класс ObjectOutputStream)
Object readObject() – чтение объекта (класс ObjectInputStream). Метод readObject может также генерировать java.lang.ClassNotFoundException
При десериализации объекта, он возвращается в виде объекта класса Object - верхнего класса всей иерархии классов Java. Для того, чтобы использовать десериализованный класс, необходимо произвести явное преобразование его к необходимому типу
Слайд 31Пример сериализации объектов
public class Point implements java.io.Serializable {
private int x=0, y

= 0;
public Point() {}
public Point(int x, int y) {
this.x = x; this.y = y;
}
public String toString() { return "("+x+","+y+")"; }
}
// Сериализация
java.io.ObjectOutputStream ois = new java.io.ObjectOutputStream(new java.io.FileOutputStream("state.bin"));
ois.writeDouble(3.14159265D);
ois.writeObject("The value of PI");
ois.writeObject(new Point(10,253)); //запись объекта класса Point
ois.flush();
ois.close();
// Десериализация
java.io.ObjectInputStream ois = new java.io.ObjectInputStream(new java.io.FileInputStream("state.bin"));
System.out.println("Double: " + ois.readDouble());
System.out.println("String: " + ois.readObject().toString());
System.out.println("Point: " + (Point) ois.readObject());
ois.close();
Слайд 32Архивирование
Библиотека ввода/вывода Java содержит классы, поддерживающие чтение и запись потоков в компрессированном

формате
Эти классы являются оберткой для существующих классов ввода/вывода для обеспечения возможности компрессирования
Они являются частью иерархии InputStream и OutputStream
Слайд 33Классы для работы с архивами
DeflaterOutputStream – базовый класс для классов компрессии
InflaterInputStream –

базовый класс для классов декомпрессии.
ZipOutputStream - DeflaterOutputStream, который компрессирует данные в файл формата Zip.
ZipInputStream - InflaterInputStream, который декомпрессирует данные, хранящиеся в файле формата Zip.
GZIPOutputStream – DeflaterOutputStream, который компрессирует данные в файл формата GZIP.
GZIPInputStream – InflaterInputStream, который декомпрессирует данные, хранящиеся в файле формата GZIP
Слайд 34Работа с ZipOutputSream
ZipOutputStream out = new ZipOutputStream(new FileOutputStream(“archive.zip”));
pack("111.txt", out);
pack(“222.txt", out);
out.close();
// Упаковывает

файл по имени fin
static void pack(String fin, ZipOutputStream out) throws IOException {
// Открыть вводной файл
FileInputStream in = new FileInputStream(fin);
// Создать вход
out.putNextEntry(new ZipEntry(fin));
// Выполнить сжатие
int c;
while((c = in.read()) != -1)
out.write(c);
in.close();
}