Содержание
- 2. Программирование на алгоритмическом языке Тема 1. Введение
- 3. Алгоритм Свойства алгоритма дискретность: состоит из отдельных шагов (команд) понятность: должен включать только команды, известные исполнителю
- 4. Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования набор команд для исполнителя Команда – это
- 5. Простейшая программа алг Первый нач | начало алгоритма кон | конец алгоритма комментарии после | не
- 6. алг Вывод на экран нач вывод "2+" вывод "2=?", нс вывод "Ответ: 4" кон Вывод текста
- 7. Задания «4»: Вывести на экран текст «лесенкой» Вася пошел гулять «5»: Вывести на экран рисунок из
- 8. Переменные Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. Протокол: Введите два целых числа
- 9. Программа алг Сумма нач | ввести два числа | вычислить их сумму | вывести сумму на
- 10. Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время
- 11. Имена переменных МОЖНО использовать латинские буквы (A-Z), русские буквы (А-Я) цифры знак подчеркивания _ заглавные и
- 12. Объявление переменных Типы переменных: цел | целая вещ | вещественная и другие… Объявление переменных: цел a,
- 13. Как записать значение в переменную? a := 5 Оператор присваивания 5 Оператор – это команда языка
- 14. Блок-схема линейного алгоритма начало конец c := a + b ввод a, b блок «начало» блок
- 15. Как ввести значение с клавиатуры? ввод a Оператор ввода 5 a
- 16. Ввод значений двух переменных через пробел: 25 30 через запятую: 25,30 ввод a, b Ввод значений
- 17. Изменение значения переменной алг Тест нач цел a, b a := 5 b := a +
- 18. Арифметические операции + сложение – вычитание * умножение / деление div деление нацело (остаток отбрасывается) mod
- 19. Вывод данных |вывод значения |переменной a |вывод значения |переменной a и переход |на новую строчку |вывод
- 20. Задача: сложение чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму. Простое решение:
- 21. Полное решение алг Сумма нач цел a, b, c вывод "Введите два целых числа" ввод a,
- 22. Задания «3»: Ввести три числа, найти их сумму. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16
- 23. Задания «5»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример: Введите три числа:
- 24. Какие операторы неправильные? алг Ошибки нач цел a, b вещ x, y a := 5 10
- 25. Порядок выполнения операций вычисление выражений в скобках умножение, деление, div, mod слева направо сложение и вычитание
- 26. Ручная прокрутка программы алг Тест нач цел a, b a := 5 b := a +
- 27. Команда «вывод» цел a = 1, b = 3 вывод a, "+", b, "=", a+b список
- 28. Что будет выведено? цел a = 1, b = 3 вывод "a+", b, "=a+b" a+3=a+b цел
- 29. Как записать оператор «вывод»? цел a = 1, b = 3 вывод "X(", b, ")=", a
- 30. Программирование на алгоритмическом языке Тема 2. Ветвления
- 31. Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения:
- 32. Вариант 1. Блок-схема полная форма ветвления блок «решение»
- 33. Вариант 1. Программа алг Максимум нач цел a, b, M вывод "Введите два целых числа", нс
- 34. Условный оператор если условие то | что делать, если условие верно иначе | что делать, если
- 35. Вариант 2. Блок-схема неполная форма ветвления
- 36. Вариант 2. Программа алг Максимум 2 нач цел a, b, M вывод "Введите два целых числа",
- 37. Вариант 2б. Программа алг Максимум 2б нач цел a, b, M вывод "Введите два целых числа",
- 38. Задания «3»: Ввести два числа и вывести их в порядке возрастания. Пример: Введите два числа: 15
- 39. Задания «5»: Ввести пять чисел и найти наибольшее из них. Пример: Введите пять чисел: 4 15
- 40. Программирование на алгоритмическом языке Тема 3. Сложные условия
- 41. Сложные условия Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и
- 42. Вариант 1. Алгоритм начало ввод x конец да нет x >= 25? да нет x “подходит”
- 43. Вариант 1. Программа алг Сотрудник нач цел x вывод "Введите ваш возраст", нс ввод x если
- 44. Вариант 2. Алгоритм начало ввод x да нет x >= 25 и x “подходит” “не подходит”
- 45. Вариант 2. Программа сложное условие алг Сотрудник нач цел x вывод "Введите ваш возраст", нс ввод
- 46. Сложные условия Простые условия (отношения) >= = Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых
- 47. Сложные условия Порядок выполнения (приоритет = старшинство) выражения в скобках НЕ , >=, =, И ИЛИ
- 48. Сложные условия Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c := 4; не
- 49. Сложные условия Для каких значений x истинны условия: x x 10 x > 6 и x
- 50. Задания «3»: Ввести три числа и определить, верно ли, что они вводились в порядке возрастания. Пример:
- 51. Задания «5»: Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим
- 52. Программирование на алгоритмическом языке Тема 4. Циклы
- 53. Циклы Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий. цикл с известным числом шагов цикл с неизвестным
- 54. Циклы алг Привет нач вывод "Привет", нс вывод "Привет", нс вывод "Привет", нс вывод "Привет", нс
- 55. Циклы алг Привет нач нц 5 раз вывод "Привет!", нс кц кон конец цикла начало цикла
- 56. Циклы начало конец Блок-схема: да нет тело цикла
- 57. Число шагов – переменная алг Привет нач цел N вывод "Сколько раз?", нс ввод N нц
- 58. Задания «3»: Ввести натуральное число и вывести в строчку все числа от 1 до этого числа.
- 59. Задания «5»: Ввести натуральное число N и найти сумму всех чисел от 1 до N (1+2+3+…+N).
- 60. Циклы алг Привет нач нц 5 раз вывод "Привет!", нс кц кон N := N +
- 61. Блок-схема алгоритма начало конец да нет N = 5? N := 0 N := N +
- 62. Цикл с условием алг Привет 2 нач цел N N:= 0 нц пока N 5 вывод
- 63. Цикл с условием алг Привет 3 нач цел N N:= 5 нц пока N ??? вывод
- 64. Что получим? алг Пример 1 нач цел N N:= 1 нц пока N вывод N, нс
- 65. Что получим? алг Пример 2 нач цел N N:= 1 нц пока N вывод N, нс
- 66. Что получим? алг Пример 3 нач цел N N:= 2 нц пока N 5 вывод N,
- 67. Что получим? алг Пример 4 нач цел N N:= 1 нц пока N вывод N*N*N, нс
- 68. Что получим? алг Пример 5 нач цел N N:= 5 нц пока N >= 1 вывод
- 69. Задания «3»: Ввести натуральное число вывести квадраты и кубы всех чисел от 1 до этого числа.
- 70. Задания «5»: Ввести два целых числа a и b (a ≤ b) и вывести сумму квадратов
- 71. Циклы с условием Пример: Отпилить полено от бревна. Сколько раз надо сделать движения пилой? Задача: Ввести
- 72. Блок-схема алгоритма начало конец нет да n 0? count := 0 count := count + 1
- 73. Программа алг Число цифр нач цел n, count вывод "Введите целое число", нс ввод n count:=
- 74. Цикл с условием Особенности: можно использовать сложные условия: можно записывать в одну строчку, разделяя команды точкой
- 75. Цикл с условием Особенности: условие пересчитывается при каждом входе в цикл если условие на входе в
- 76. Сколько раз выполняется цикл? a:= 4; b:= 6 нц пока a 2 раза a = 6
- 77. Задания «3»: Ввести целое число и определить, верно ли, что в нём ровно 3 цифры. Пример:
- 78. Задания «5»: Ввести целое число и определить, верно ли, что в его записи есть две одинаковые
- 79. Задания-2 «3»: Ввести целое число и определить, верно ли, что в нём ровно 1 цифра «9».
- 80. Задания-2 «5»: Ввести целое число и определить, верно ли, что все его цифры расположены в порядке
- 81. Вычисление НОД НОД = наибольший общий делитель двух натуральных чисел – это наибольшее число, на которое
- 82. Алгоритм Евклида Евклид (365-300 до. н. э.) НОД(a,b)= НОД(a-b, b) = НОД(a, b-a) Заменяем большее из
- 83. Блок-схема алгоритма начало конец
- 84. Алгоритм Евклида нц пока a b если a > b то a:= a - b иначе
- 85. Модифицированный алгоритм Евклида НОД(a,b)= НОД(mod(a,b), b) = НОД(a, mod(b,a)) Заменяем большее из двух чисел остатком от
- 86. Алгоритм Евклида «3»: Составить программу для вычисления НОД с помощью алгоритма Евклида. «4»: Составить программу для
- 87. Алгоритм Евклида «5»: Выполнить задание на «4» и подсчитать число шагов алгоритма для каждого случая.
- 88. Цикл с переменной Задача: вывести кубы чисел от 1 до 8. Нужны ли переменные? Сколько? Как
- 89. Блок-схема алгоритма начало конец нет да N N := 1 N := N + 1 кубN
- 90. Цикл с переменной Задача: вывести кубы натуральных чисел от 1 до 8. алг Кубы нач цел
- 91. Цикл с переменной Задача: вывести кубы натуральных чисел от 1 до 8. алг Кубы нач цел
- 92. Цикл с переменной Задача: вывести кубы чётных чисел от 2 до 8. алг Кубы нач цел
- 93. Сколько раз выполняется цикл? a := 1 нц для i от 1 до 3; a:=a+1 кц
- 94. Цикл с переменной Особенности: переменная цикла может быть только целой (цел) начальное и конечное значения и
- 95. Замена одного вида цикла на другой нц для i от 1 до 10 | тело цикла
- 96. Задания «3»: Ввести натуральное число N и вывести числа от N до 1 (через одно) в
- 97. Задания «4»: Ввести два целых числа a и b (a ≤ b) и вывести кубы всех
- 98. Задания «4»: Ввести a и b и вывести квадраты и кубы чисел от a до b.
- 99. Программирование на алгоритмическом языке Тема 5. Графика
- 100. Система координат (0,0) (x,y) X Y x y
- 101. Исполнитель Рисователь использовать Рисователь алг нач | текст программы кон
- 102. Цвет и толщина линий: перо(2, "синий") Линии толщина линии перо(1, "зеленый") линия(10, 15, 90, 80) перо(1,
- 103. Фигуры с заливкой перо(1, "синий") кисть("желтый") прямоугольник(0, 0, 80, 40) перо(1, "красный") кисть("зеленый") эллипс(0, 0, 100,
- 104. Пример использовать Рисователь алг Домик нач перо(2, "фиолетовый") кисть("синий") прямоугольник(100, 100, 300, 200) в точку(100, 100)
- 105. «3»: «Домик» «4»: «Лягушка» Задания
- 106. «5»: «Корона» Задания
- 107. Штриховка (x1, y1) (x2, y2) N линий (N=5) h прямоугольник (x1, y1, x2, y2) x:= x1
- 108. Штриховка (программа) использовать Рисователь алг Штриховка нач цел N = 5 | число линий цел x1
- 109. Штриховка (x1, y1) (x2, y2) hx hy x:= x1 + hx; y:= y1 + hy линия(x1,
- 110. Штриховка (x1, y1) (x2, y2) hx hy вещ hx, hy, x, y hx:=(x2 - x1)/(N +
- 111. Задания «3»: Ввести с клавиатуры количество линий, построить фигуру и выполнить штриховку: «4»: Ввести с клавиатуры
- 112. Задания «5»: Ввести с клавиатуры количество линий и построить фигуру:
- 113. Программирование на алгоритмическом языке Тема 6. Вспомогательные алгоритмы
- 114. Задача Особенность: три похожие фигуры. общее: размеры, угол поворота отличия: координаты, цвет
- 115. С чего начать? найти похожие действия (три фигуры) найти общее (размеры, форма, угол поворота) и отличия
- 116. Если запустить? (50,100)
- 117. Как использовать? использовать Рисователь алг Треугольники нач перо(1, "черный") Тр(100, 100, "синий") Тр(200, 100, "зеленый") Тр(200,
- 118. Вспомогательные алгоритмы расположены ниже основного в заголовке перечисляются формальные параметры, они обозначаются именами для каждого параметра
- 119. Задания «3»: Используя одну процедуру, построить фигуру. «4»: Используя одну процедуру, построить фигуру.
- 120. Задания «5»: Используя одну процедуру, построить фигуру.
- 121. Рекурсивные объекты Рекурсивный объект – это объект, определяемый через один или несколько таких же объектов. У
- 122. Рекурсивная фигура 3 уровня: Фигура из N уровней – это окружность и 4 фигуры из N-1
- 123. Рекурсивная фигура: алгоритм алг РекОк(цел x, y, R, N) нач если N окружность(x, y, R) РекОк(x,
- 124. Рекурсивная фигура: программа использовать Рисователь алг Рекурсия нач РекОк(200, 200, 100, 3) кон алг РекОк(цел x,
- 125. Рекурсивные алгоритмы вызывают сами себя прямо … или через другой алгоритм: должно быть условие окончания рекурсии
- 126. «3»: Нарисовать рекурсивную фигуру, число уровней вводить с клавиатуры: «4»: Нарисовать рекурсивную фигуру, число уровней вводить
- 127. «5»: Нарисовать рекурсивную фигуру, число уровней вводить с клавиатуры: Задания
- 128. Программирование на алгоритмическом языке Тема 8. Анимация
- 129. Анимация Анимация (англ. animation) – оживление изображения на экране. Задача: внутри синего квадрата 200 на 200
- 130. Процедура (рисование и стирание) алг Фигура(цел x, y, лит цвет) нач кисть(цвет) прямоугольник(x,y,x+20,y+20) кон (x, y)
- 131. Полная программа использовать Рисователь алг Анимация нач цел x, y | текущие координаты кисть("синий") перо(1, "")
- 132. Задания «3»: Квадрат двигается справа налево: «4»: Два квадрата двигаются в противоположных направлениях:
- 133. Задания «5»: Два квадрата двигаются в противоположных направлениях и отталкиваются от стенок синего квадрата:
- 134. Управление клавишами Задача: жёлтый квадрат внутри синего квадрата управляется клавишами-стрелками. Коды клавиш: влево – 16777234 вверх
- 135. Программа использовать Рисователь алг Управление клавишами нач цел x, y, c | нарисовать синий квадрат x:=
- 136. Задания «3»: Квадрат в самом начале стоит в правом нижнем углу, и двигается при нажатии стрелок
- 137. Задания «5»: Квадрат непрерывно двигается, при нажатии стрелок меняет направление и отталкивается от стенок синего квадрата:
- 138. Программирование на алгоритмическом языке Тема 9. Случайные числа
- 139. Случайно… встретить друга на улице разбить тарелку найти 10 рублей выиграть в лотерею Случайный выбор: жеребьевка
- 140. Электронный генератор нужно специальное устройство нельзя воспроизвести результаты 318458191041 564321 209938992481 458191 938992 малый период (последовательность
- 141. Модель: снежинки падают на отрезок [a,b] распределение равномерное неравномерное Распределение случайных чисел
- 142. Особенности: распределение – это характеристика всей последовательности, а не одного числа равномерное распределение одно, компьютерные датчики
- 143. Вещественные числа в интервале [0,10): Генератор случайных чисел вещ X, Y X:= rand(0, 10) | интервал
- 144. Случайные числа Задача: заполнить прямоугольник 200 на 150 пикселей равномерно точками случайного цвета Как получить случайные
- 145. Цвет пикселя на мониторе Вывод: цвет можно разложить на составляющие (каждая кодируется числом от 0 до
- 146. Случайный цвет пикселя цел r, g, b r:= irand(0, 255) g:= irand(0, 255) b:= irand(0, 255)
- 147. Программа использовать Рисователь алг Случайные точки нач цел x, y, r, g, b нц пока да
- 148. Задания «3»: Заполнить квадрат точками случайного цвета. размер квадрата ввести с клавиатуры: Пример: Введите размер квадрата:
- 149. Задания «5»: Заполнить область точками случайного цвета: или
- 151. Скачать презентацию