Программирование на языке Pascal

Содержание

Слайд 2

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза
Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Немного истории…

Слайд 3

Система PascalABC

Язык Паскаль был разработан Никлаусом Виртом в 1970 г. как язык

Система PascalABC Язык Паскаль был разработан Никлаусом Виртом в 1970 г. как
со строгой типизацией и интуитивно понятным синтаксисом. В 80-е годы наиболее известной реализацией стал компилятор Turbo Pascal фирмы Borland, в 90-е ему на смену пришла среда программирования Delphi, которая стала одной из лучших сред для быстрого создания приложений под Windows. Delphi ввела в язык Паскаль ряд удачных объектно-ориентированных расширений, обновленный язык получил название Object Pascal. Из альтернативных реализаций Object Pascal следует отметить многоплатформенный open source компилятор Free Pascal.

Слайд 5

Структура программы

Программа на языке PascalABC.NET имеет следующий вид:
program имя программы; раздел uses
раздел описаний Var Описание переменных;

Структура программы Программа на языке PascalABC.NET имеет следующий вид: program имя программы;
Определение процедур;
Определение функций; begin    операторы end.

Слайд 6

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут
изменяться.

Константы вводятся в блоке const:
const
a=5;
b=1E-3/a;
c=’значение неизвестно’;

В общем виде:

имя константы = выражение;

Слайд 7

Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.
Переменные имеют

Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные
имя, тип и значение.

Описание переменных происходит в блоке var:
var
a: integer;
b: real;
c: char;

В общем виде:

имя переменной: тип переменной;

Слайд 8

Пример описания переменных

Например:
var   a,b,c: integer;   d: real := 3.7;   s := 'Pascal forever';  

Пример описания переменных Например: var a,b,c: integer; d: real := 3.7; s
al := new ArrayList;   p1 := 1;

Слайд 9

Некоторые простые типы:
1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word).
2. Вещественные типы

Некоторые простые типы: 1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word). 2.
(Real, Single, Double, Extended, Comp).
3. Логический (Boolean).
4. Символьный (Char).
5. Строковые типы (String, String [n]).

Слайд 10

Общий вид:

переменная := выражение;

Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и др.
Не

Общий вид: переменная := выражение; Может быть: переменной, элементом массива, полем записи
может быть: константа, выражение.

Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.

Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

Слайд 11

read (список переменных);

write (‘сообщение’, список переменных);

Оператор ввода:

Оператор вывода:

Отличие операторов read и write

read (список переменных); write (‘сообщение’, список переменных); Оператор ввода: Оператор вывода: Отличие
от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.

Слайд 12

Ввод и вывод данных

Ввод данных
 read(<список ввода>);
  readln(<список ввода>);
Примеры:
read(a,b,c);{где a,b,c - переменные.

Ввод и вывод данных Ввод данных read( ); readln( ); Примеры: read(a,b,c);{где
Ввод данных осуществляется через пробел}
readln(a,b,c);{где a,b,c - переменные. Ввод данных осуществляется через enter}
Список вывода может содержать константы, переменные, выражения, формат вывода. Выражения в списке вывода разделяются запятыми.

Слайд 13

Ввод и вывод данных

Вывод данных  
write(<список вывода>);  
writeln(<список вывода>);
Примеры:
write(a,b,c);{где a,b,c - переменные. После

Ввод и вывод данных Вывод данных write( ); writeln( ); Примеры: write(a,b,c);{где
вывода данных на экран, курсор останется на последнем символе}
writeln(a,b,c);{где a,b,c - переменные. После вывода данных на экран, курсор перейдет на новую строку)}
Окончание ln в имени процедуры означает, что курсор автоматически будет переведен в начало следующей строки экрана.

Слайд 14

Линейный алгоритм

Рrogram имя_программы; var    {описание данных} begin   readln(ввод данных);   оператор   writeln(вывод результатов); end;

Линейный алгоритм Рrogram имя_программы; var {описание данных} begin readln(ввод данных); оператор writeln(вывод результатов); end;

Слайд 15

Пример: Даны 2 целых числа, найти частное этих чисел

program Е1; var    a,b: integer;   r:

Пример: Даны 2 целых числа, найти частное этих чисел program Е1; var
real; begin   readln(a,b);   x := a/b;   writeln(x); end;

Слайд 16

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор:

if условие then
begin
оператор; …
end
else
begin

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор: if условие then begin оператор;
оператор; …
end;

Где условие – это выражение логического типа.

Если условие выполняется, то выполняется ветвь then, если условие не выполняется – то ветвь else.

Слайд 17

Условный оператор

Полный условный оператор
IF условие THEN оператор1
ELSE оператор2;
IF условие THEN

Условный оператор Полный условный оператор IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2; IF

BEGIN
оператор1_1;
оператор1_2;
END
ELSE
BEGIN
оператор2_1;
оператор2_2;
END;
Перед ELSE точка с запятой никогда не ставится!!!

Слайд 18

Условный оператор

Неполный условный оператор
IF условие THEN оператор1 ;
IF условие THEN
BEGIN

Условный оператор Неполный условный оператор IF условие THEN оператор1 ; IF условие

оператор1_1;
оператор1_2;
END;
условие - это логическое выражение, в зависимости от которого выбирается одна из двух альтернативных ветвей алгоритма. Если значение условия истинно (TRUE), то будет выполняться оператор 1, записанный после ключевого слова then. В противном случае будет выполнен оператор 2, следующий за словом else, при этом оператор 1пропускается. После выполнения указанных операторов программа переходит к выполеннию команды, стоящей непосредственно после оператора if.

Слайд 19

Пример: Вычислите значение функции
IF x<0 THEN z:=x+5 ELSE z:=sqrt(x);

Пример: Вычислите значение функции IF x

Слайд 20

Циклы

Если заранее известно количество необходимых повторений, то цикл называется арифметическим. Если же количество

Циклы Если заранее известно количество необходимых повторений, то цикл называется арифметическим. Если
повторений заранее неизвестно, то говорят об итерационном цикле.
В итерационных циклах производится проверка некоторого условия, и в зависимости от результата этой проверки происходит либо выход из цикла, либо повторение выполнения тела цикла. Если проверка условия производится перед выполнением блока операторов, то такой итерационный цикл называется циклом с предусловием (цикл "пока"), а если проверка производится после выполнения тела цикла, то это цикл с постусловием (цикл "до").
Особенность этих циклов заключается в том, что тело цикла с постусловием всегда выполняется хотя бы один раз, а тело цикла с предусловием может ни разу не выполниться.

Слайд 21

for параметр := нач_значение to кон_значение do
begin
оператор; …
end;

Работа оператора:
1.Вычисляются начальное и

for параметр := нач_значение to кон_значение do begin оператор; … end; Работа
конечное значения параметра и фиксируются;
2.Если нач_значение <= кон_значения, то выполняется оператор;
3.Значение параметра цикла возрастает (для целого – на единицу);
4.Если значение параметра ≠ кон_значения, то выполняется оператор, и переходит к п.3
5. Цикл выполняется последний раз, когда параметр = кон_значению, затем управление передается оператору после цикла.

Слайд 22

while условие do
begin
оператор; …
end;

Работа оператора:
Сначала проверяется условие, если оно верно, то

while условие do begin оператор; … end; Работа оператора: Сначала проверяется условие,
выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться.

Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.

Слайд 23

repeat
оператор; …
until условие;

Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным.

repeat оператор; … until условие; Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не станет верным.

Слайд 25

Программа нахождения суммы чисел

var i, s: integer;
begin
s:=0;
for i:= 1 to 10

Программа нахождения суммы чисел var i, s: integer; begin s:=0; for i:=
do
s:=s+i;
writeln(‘s=',s);
end.

Слайд 26

Цикл с постусловием

REPEAT
оператор;
оператор;
...
оператор
UNTIL выражение;
Операторы между словами REPEAT

Цикл с постусловием REPEAT оператор; оператор; ... оператор UNTIL выражение; Операторы между
и UNTIL повторяются, пока логическое выражение является ложным. Как только логическое выражение становится истинным, происходит выход из цикла.
Так как выражение оценивается после выполнения операторов, то в любом случае операторы выполнятся хотя бы один раз.

Слайд 27

оператор присваивания

<имя_переменной>:=<выражение>
Примеры:

оператор присваивания := Примеры:

Слайд 28

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №6

Вопрос №5

Вопрос №4

Вопрос №7

Завершить тест

Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №6 Вопрос №5 Вопрос №4 Вопрос №7 Завершить тест

Слайд 29

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы.

1) c = -11

2) c

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы. 1) c = -11
= 15

3) c = 27

4) c = 33

Слайд 30

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы.

1) a

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы. 1)
= 0, b = 18

2) a = 11, b = 19

3) a = 10, b = 18

4) a = 9, b = 17

Слайд 31

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.

1) c = 20

2)

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. 1) c =
c = 70

3) c = -20

4) c = 180

Слайд 32

Определить значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы.

1)

Определить значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы.
x = 55, y = 2, z = 5

2) x = 22, y = 2, z = 5

3) x = 25, y = 5, z = 2

4) x = 25, y = 2, z = 5

Слайд 33

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = 65

2) b

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = 65
= 67

3) b = 29

4) b = 17

Слайд 34

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b = 16

2) b

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1) b = 16
= 8

3) b = 28

4) b = 17

Слайд 35

Определить значение переменной x после выполнения фрагмента программы.

1) x = -74

2) x

Определить значение переменной x после выполнения фрагмента программы. 1) x = -74
= -65

3) x = 47

4) x = -47

Слайд 36

Каждую задачу опишите по следующем этапам:
1.
2.
3.
4.

Каждую задачу опишите по следующем этапам: 1. 2. 3. 4.

Слайд 37

Задачи

Вычислите периметр и площадь стены , на которой расположены дверь и

Задачи Вычислите периметр и площадь стены , на которой расположены дверь и
окно.
Даны действительные числа х и у, не равные друг другу. Меньшее из этих двух чисел увеличить на 4, а большее – в 4 раза.
Найдите сумму и количество целых чисел в диапазоне [1;50] кратных 5.
Имя файла: Программирование-на-языке-Pascal.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0