С++. Язык программирования

Содержание

Слайд 2

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ С++

Имя файла исходного кода программы - First.CPP
Программа

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ С++ Имя файла исходного кода программы - First.CPP
First выводит сообщение на экран
и демонстрирует типичную структуру программы
на языке C++:
#include
using namespace std;
int main()
{
cout <<”У каждой эпохи свой язык \n” ;
return 0;
}

Слайд 3

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ С++

Функции представляют собой основу, на которой строится любая программа на

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ С++ Функции представляют собой основу, на которой строится любая программа
C++. Программа First состоит из единственной функции с названием main();
Каждая программа содержит одну или несколько функций;
Каждая функция содержит 4 основных элемента:
1. тип возвращаемого значения; int
2. имя функции; main()
3. список параметров, заключённый в круглые скобки
4. тело функции { …… }
return 0; - - эта строка значит "вернуть операционной системе в качестве сигнала об успешном завершении программы значение 0".

Слайд 4

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСОЛЬНОГО – ВВОДА/ВЫВОДА ДАННЫХ (Т.Е. В РЕЖИМЕ ЧЁРНОГО ЭКРАНА)


#include

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСОЛЬНОГО – ВВОДА/ВЫВОДА ДАННЫХ (Т.Е. В РЕЖИМЕ ЧЁРНОГО ЭКРАНА) #include ;
; //директива препроцессора, предназначена для включения в исходный текст содержимое заголовочного файла, имя которого< iostream>, содержащий описания функций стандартной библиотеки ввода/вывода для работы с клавиатурой и экраном.
using namespace std; //директива означ.что все определённые ниже имена будут отн-ся к пространству имён std
int main() //имя функции, которая не содержит параметров и должна возвращать значение типа int (целый)
{int a,b; //объявление двух переменных a ,b целого типа int
cout <<”введите два целых числа”< << - операция помещения данных в выходной поток;
endl - манипулятор, который вставляет в символьный поток символ окончания строки, поэтому весь последующий текст будет печататься с новой строки.
cin >>a >>b; //оператор для работы со стандартным потоком ввода. Этот поток содержит данные, вводимые с клавиатуры.
>> - операция извлечения данных из входного потока, читает значения из cin и сохраняет их в переменных a и b .
cout <<”их сумма равна”< return 0;} //оператор , возвращающий значение 0 операционной системе, вызывающей функцию main().

Слайд 5

СТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ

Целые типы данных – short, int, long и спецификаторы (signed,unsigned);
Вещественные

СТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ Целые типы данных – short, int, long и спецификаторы
типы – float, double, long double;
Cимвольные типы – char, wchar_t;
Логический тип – bool, принимающий значения (true-истина, false-ложь);
Константы (const)
a=+2.5; //неименованная константа;
b=1L; – целочисленная константа(тип long);
‘ 1L’– целочисленный литерал (тип long);’8’ – целочисл.литерал (тип int);
‘f’, – символьный литерал(тип char),
‘\n’- пример управляющей последовательности – переход на новую строку
Строковые константы записываются в двойных кавычках.
Формат описания именованной константы:
[<класс памяти>]const <тип> <имя именованной константы>=<выражение>;
const int l= - 124;
const float k1=2.345, k=1/k1;
Класс памяти- это спецификатор, определяющий время жизни и область видимости данного объекта.
Выражение определяет значение константы, т.е. инициализирует её.

Слайд 6

ПЕРЕМЕННЫЕ

Формат описания переменных:
[<класс памяти>]<тип><имя>[=<выражение> | (<выражение>)];
Пример:
int I,j;
double x;
Значение переменных

ПЕРЕМЕННЫЕ Формат описания переменных: [ ] [= | ( )]; Пример: int
должно быть определено с помощью:
1. оператора присваивания: int a; //описание переменной
a= 5; //присваивание значения переменной
2. оператора ввода: int a; //описание переменной
cin>>a; // ввод значения в переменную
3. инициализация – определение значения переменной на этапе описания.
int i=100; //прямая инициализация

Слайд 7

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМАТОМ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ТИПОВ ДАННЫХ

Существуют три аспекта оформления значения с плавающей

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМАТОМ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ТИПОВ ДАННЫХ Существуют три аспекта оформления значения с плавающей
запятой, которыми можно управлять:
- точность( кол-во отображаемых цифр), изменяется с помощью манипулятора setprecision;
- форма записи (десятичная или экспоненциальная);
- указание десятичной точки для значения с пл.запятой, являющихся целыми числами .
#include Результат работы программы:
#include 1.23e+004
using namespace std; 12345.7
int main() 12345.6789
{ double i=12345.6789;
cout << setprecision(3)<< i < cout << setprecision(6)<< i < cout << setprecision(9)<< i <return 0;}
(для использования манипуляторов с аргументами (например, setprecision) требуется подключить заголовочный файл iomanip)

Слайд 8

УПРАВЛЕНИЕ РАЗМЕЩЕНИЕМ ДАННЫХ НА ЭКРАНЕ

Используются манипуляторы:
1. left – выравнивает вывод по левому

УПРАВЛЕНИЕ РАЗМЕЩЕНИЕМ ДАННЫХ НА ЭКРАНЕ Используются манипуляторы: 1. left – выравнивает вывод
краю;
2. right – выравнивает вывод по правому краю;
3. internal – контролирует размещение отрицательного значения: выравнивает знак по левому краю, а значение по правому, заполняя пространство между ними пробелами;
4. setprecision(int w) – устанавливает max кол-во цифр в дробной части для вещественных чисел;
5. setw(int w) – устанавливает ширину поля для вывода данных;
Пример: Получим:
#include 1. Ivanov
#include 2.Ivanov
using namespace std; 3. Ivanov
int main()
{ cout <<“1.” < cout <<“2.” < cout <<“3.” < return 0;}

Слайд 9

ЗАДАНИЕ

С помощью данных манипуляторов запишите программу, где выравнивание отрицательного числа -23,4567 будет

ЗАДАНИЕ С помощью данных манипуляторов запишите программу, где выравнивание отрицательного числа -23,4567
только по правому краю.
Должно получиться: 1. -23,4567
2. -23,5
3. - 23,5

Слайд 10

УНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ : инкремент (++) и декремент (- -)

Операции увеличения (инкремента) и

УНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ : инкремент (++) и декремент (- -) Операции увеличения (инкремента)
уменьшения (декремента) на 1(++ и --); записываются в двух формах:
Префиксия – операция записывается перед операндом и выполняется ранее текущей операции, например ранее вывода значения переменной в справа приведенном примере
Постфиксия – операция записывается после операнда, и выполняется после текущей операции, например после вывода значения переменной в справа приведенном примере.

Пример:
#include
using namespace std;
int main()
{ int x=3, y=4;
cout <<++x<<’\t’<<--y< cout < cout < return 0;}
Результат:
4 3 (x=4(3+1), y=3(4-1))
4 3 (x=5(4+1), y=2(3-1))
5 2

Слайд 11

Операции отрицания (- и !)
(-) - унарный минус – изменяет знак операнда

Операции отрицания (- и !) (-) - унарный минус – изменяет знак
целого или вещественного типа на противоположный;
(!) – логическое отрицание, даёт в результате значение 0(ложь), если операнд отличен от 0 (истина), и, наоборот, значение истина, если операнд был равен 0 (ложь);
тип опeранда может быть любой.
Пример:
#include
using namespace std;
int main()
{ int x=3, y=0;
bool f=false, v=true;
cout <<-x<<‘\t’< cout <<-y<<‘\t’< cout < return 0;}

Слайд 12

БИНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Арифметические операции: умножение(*), деление(/), остаток от деления(%), сложение(+), вычитание(-).
Рассмотрим операции деления

БИНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ Арифметические операции: умножение(*), деление(/), остаток от деления(%), сложение(+), вычитание(-). Рассмотрим
и остаток от деления:
#include
using namespace std;
int main() // результаты:
{ cout <<100/24<<‘\t’<<100./24< cout <<100/21<<‘\t’<<100.0/21< cout <<21%3<<’\t’<<21%6<<-21%8< return 0;}
Операции отношения: (<, <=, >, >=, == !=), меньше, меньше или равно, больше, больше или равно, равно, не равно, не равно соответственно).
Результатом операций являются значения true, false.

Слайд 13

Логические операции (&& и ||)
И (&&) - возвращает значение истина тогда и

Логические операции (&& и ||) И (&&) - возвращает значение истина тогда
только тогда, когда оба операнда принимают значение истина, в противном случае операция возвращает значение ложь.
ИЛИ || - возвращает значение истина тогда и только тогда, когда хотя бы один операнд принимает значение истина, в противном случае операция возвращает значение ложь.
Логические операции выполняются слева направо;
Приоритет операции && выше ||.
Пример:
#include
using namespace std;
int main()
{ cout <<“x\t y\t &&\t||” < cout <<“0\t 0\t”<<(0 && 0)<<‘\t’<<(0||0)< cout <<“0\t 1\t”<<(0 && 1)<<\t’<< (0||1)< cout <<“1\t 0\t”<<(1 && 0)<<‘\t’<<(1||0)< cout <<“1\t 1\t”<<(1 && 1)<<‘\t’<<(1||1)< return 0;}

Слайд 14

ОПЕРАЦИИ ПРИСВАИВАНИЯ

формат операции простого присваивания (=):
операнд_1 = операнд_2
пример: a=b=c=100, это выражение

ОПЕРАЦИИ ПРИСВАИВАНИЯ формат операции простого присваивания (=): операнд_1 = операнд_2 пример: a=b=c=100,
выполняется справа налево, результатом выполнения с=100, является число 100, которое затем присвоится переменной b, потом а.
Сложные операции присваивания:
(*=) – умножение с присваиванием,
( /=) – деление с присваиванием,
(%= ) – остаток от деления с присваиванием,
(+=) – сложение с присваиванием,
(-=) – вычитание с присваиванием.
пример: к операнду _1 прибавляется операнд_2 и результат записывается в операнд_1
с = с + а, тогда компактная запись с += а

Слайд 15

ТЕРНАРНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Условная операция (? : )
Формат условной операции: операнд_1 ? операнд_2 :

ТЕРНАРНАЯ ОПЕРАЦИЯ Условная операция (? : ) Формат условной операции: операнд_1 ?
операнд_3
Операнд_1 - это логическое или арифметическое выражение;
Оценивается с точки зрения эквивалентности константам true и false;
Если результат вычисления операнда_1 равен true,то результатом условной операции будет значение операнда_2, иначе операнда_3;
Тип может различаться;
Условная операция является сокращённой формой условного оператора if;
Пример: Результат:
#include для х=12 и y=9
using namespace std;
int main() 12
{ int x, y, max; 12
cin >>x>>y;
(x>y)? cout < max=(x>y)? x:y; //2 чения для двух целых чисел;
cout< return 0;}

Слайд 16

ПРАВИЛА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ

Примеры выражений:
(a+0.12)/6; x && y || !z;
(t*sin(x)-1.05e4)/((2*k+2)*(2*k+3))*4;
операции

ПРАВИЛА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ Примеры выражений: (a+0.12)/6; x && y || !z; (t*sin(x)-1.05e4)/((2*k+2)*(2*k+3))*4;
выполняются в соответствии с приоритетом;
если в одном выражении имеются несколько операций одинакового приоритета, то унарные операции выполняются- справа
налево, остальные –слева направо
Т.е : a= b+c значит a=(b+c),
а + b+c значит (a +b) +c
в выражения могут входить операнды различных типов;
при одинаковом типе операндов, результат будет иметь тот же тип;
если разного типа операнды, то операнд с более «низким» типом будет преобразован к более «высокому» типу для сохранения значимости и точности:

Слайд 17

Неявное преобразование типов:
#include
using namespace std;
int main()
{ int a=100, b;

Неявное преобразование типов: #include using namespace std; int main() { int a=100,
float c=4.5, d;
d=a/c; //1- без потери точности
cout << “d=” < b=a/c; //2- с потерей точности
cout <<“b=”< return 0;}

Задания:
1.Составить программу, которая для заданного значения х вычисляет значение выражения x2+sin(x+1)/25 , c учётом приоритета операций в C++:
(pow(x,2)+sin(x+1)/25;
2.Написать программу, подсчитывающую площадь квадрата, периметр которого равен p.
Пусть дан квадрат со стороной а, тогда: p = 4a, а =p/4……
s=a2 ………………………………..S=

Слайд 18

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА С++

Программа на языке С++ состоит из последовательности операторов, большинство из

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА С++ Программа на языке С++ состоит из последовательности операторов, большинство
которых приказывают компьютеру совершить какое-либо действие. Окончание оператора обозначается знаком «точка с запятой»;
Все операторы разделены на 4 группы:
- операторы следования;
- операторы ветвления;
- операторы цикла;
- операторы передачи управления.

Слайд 19

ОПЕРАТОРЫ СЛЕДОВАНИЯ

К ним относятся : оператор -выражение и составной оператор.
Выражение, завершающееся

ОПЕРАТОРЫ СЛЕДОВАНИЯ К ним относятся : оператор -выражение и составной оператор. Выражение,
точкой с запятой, рассматривается как оператор (при вычислении значения выражения или выполнении законченного действия);
++i; //оператор инкремента
х+=у; //оператор сложение с присваиванием
f(a, b) //вызов функции
x= max (a, b) + a*b; //вычисление сложного выражения
Частным случаем оператора выражения является пустой оператор ;
(используется, когда по синтаксису оператор требуется, а по смыслу — нет)
Составной оператор или блок представляет собой последовательность операторов, заключенных в фигурные скобки { }.
Блок обладает собственной областью видимости: объявленные внутри блока имена доступны только внутри блока;
Составные операторы применяются в случае, когда правила языка предусматривают наличие только одного оператора, а логика программы требует выполнения нескольких операторов.

Слайд 20

ОПЕРАТОРЫ ВЕТВЛЕНИЯ

К ним относятся : условный оператор if и оператор выбора switch.

ОПЕРАТОРЫ ВЕТВЛЕНИЯ К ним относятся : условный оператор if и оператор выбора
Они позволяют изменить порядок выполнения операторов в программе;
Условный оператор if
используется для разветвления процесса обработки данных на два направления.
имеет формы: сокращенную или полную.
Формат сокращенного оператора if: if (В) S;
В –логич. или арифметич. выражение, истинность которого проверяет­ся; S - один оператор: простой или составной.
При выполнении сокращенной формы оператора if сначала вычисляется выражение В, затем проводится анализ его результата: если В истинно, то выполняется оператор S; если В ложно, то оператор S пропускается.
C помощью сокращенной формы оператора If можно либо выполнить оператор S, либо пропустить его.
Формат полного оператора if: if (B) S1 ; else S2;
SI, S2- один оператор: простой или составной.
При выполнении полной формы оператора if сначала вычисляется выражение В, затем анализируется его результат: если В истинно, то выполняется оператор S1 а оператор S2 пропускается; если В ложно, то выполняется оператор S2, a S1 - пропускается.
C помощью полной формы оператора if можно выбрать одно из двух альтернативных действий процесса обработки данных.

Слайд 21

Примеры записи условного оператора if.
if (a > 0) х=у; // сокращенная форма

Примеры записи условного оператора if. if (a > 0) х=у; // сокращенная
с простым оператором
if (++i) {x=y; y=2*z;} // сокращенная форма с составным оператором
if (а > 0 || b<0) x=y; else x=z; //полная форма с простыми операторами
if (i+j-1) { х= 0; у= 1;} else {x=1; у:=0;} //полная форма с составными операторами
Операторы S1 и S2 могут сами являться условными операторами if, такие операторы называются вложенные;
Ключевое слово else связывается с ближайшим предыдущим словом if, которое ещё не связано ни с одним else.
Примеры алгоритмов с использованием вложенных условных операторов:
Пример1 Уровни вложенности If Пример 2 Уровни вложенности if
if(A if (С < D) if (C if(Eelse X = R; 3 2 1 else 1
else X=Z; if (E else X = Y; else X=Q; 2

Слайд 22

Оператор выбора switch
предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений.
Формат

Оператор выбора switch предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений. Формат
оператора:
switch (<выражение>)
{case <константное_выражение_1>: [<оператор 1>;]
case <константное_выражение_2>: [<оператор 2>;]
…………………………..
case <константное_выражение_n>: [<оператор n>;]
[default: <оператор> ;]}
Выражение, стоящее за ключевым словом switch, должно иметь арифметич. тип или тип указатель.
Все константные выражения должны иметь разные значения, но совпадать с типом выражения, стоящим после switch.
Ключевое слово case и расположенное после него константное выражение называют также меткой case.

Слайд 23

Выполнение оператора начинается с вычисления выражения, расположенного за ключевым словом switch.
Полученный

Выполнение оператора начинается с вычисления выражения, расположенного за ключевым словом switch. Полученный
результат сравнивается с меткой case.
Если результат выражения соответствует метке case, то выполняется оператор, стоящий после этой метки.
Затем последовательно выполняются все операторы до конца оператора switch , если только их выполнение не будет прервано с помощью оператора передачи управления break
При использование оператора break происходит выход из switch и управление переходит к первому после него оператору.
Если совпадения выражения ни с одной меткой case не произошло, то выполняется оператор, стоящий после слова default, а при его отсутствии управление передается следующему за switch оператору.

Пример. Известен порядковый номер дня недели. Вывести на экран его название.
#include
using namespace std;
int main()
{ int x; cin >>x;
switch (x)
{ case 1: cout <<"понедельник"; break;
case 2: cout <<"вторник"; break;
case 3: cout <<"среда"; break;
case 4: cout <<"четверг"; break;
case 5: cout <<"пятница"; break;
case 6: cout <<"суббота"; break;
case7: cout <<"воскресенье"; break;
default: cout <<“Вы ошиблись!";
}
return 0;}

Слайд 24

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА

Операторы цикла используются для организации многократно повторяющихся вычислений. В C++ существуют

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА Операторы цикла используются для организации многократно повторяющихся вычислений. В C++
3 типа циклов:
- цикл с предусловием while,
- цикл с постусловием do while
- цикл с параметром for.
Цикл с предусловием while:
Оператор цикла while организует выполнение одного оператора (простого или составного) неизвестное заранее число раз.
Формат цикла: while (В) S;
В - выражение, его истинность проверяется(условие выполнения цикла)
S - тело цикла: один оператор (простой или составной).
Перед каждым выполнением тела цикла анализируется значение выражения В:
- если оно истинно, то выполняется тело цикла, и управление передается на повторную проверку условия В;
- если значение В ложно - цикл завершается и управление передается на оператор, следующий за оператором S.
- если результат выражения В окажется ложным при первой проверке, то тело цикла не выполнится ни разу
- если условие В во время работы цикла не будет изменяться, то возможна ситуация зацикливания, то есть невозможность выхода из цикла.

Слайд 25

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА (продолжение)
Внутри тела должны находиться операторы, приводящие к изменению значения

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА (продолжение) Внутри тела должны находиться операторы, приводящие к изменению значения
выражения В так, чтобы цикл мог завершиться.
Рассмотрим программу вывода на экран целых чисел из интервала от 1 до n.
#include
using namespace std;
int main()
{ int n, i=1;
cout << "n="; cin >> n;
while (i<=n) //пока i меньше или равно n Результаты( при n=10)
{ cout << i << ‘\t’; //выводим на экран значение i n=10
++i;} //увеличиваем i на единицу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
return 0;}
Замечание: используя операцию постфиксного инкремента, тело цикла можно заменить одной командой cout <

Слайд 26

ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ DO WHILE

В отличие от цикла while условие завершения этого

ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ DO WHILE В отличие от цикла while условие завершения
вида цикла проверяется после выполнения тела цикла.
Формат цикла do while: do S while (В);
В - выражение, истинность которого проверяется (условие завершения цикла);
S - тело цикла: один оператор (простой или блок).
Сначала выполняется оператор S, а затем анализируется значение выражения В:
- если оно истинно, то управление передается оператору S,
- если ложно - цикл заверш. и управление передается на оператор, следующий за условием В.
Пример(do while): программа вывода на экран целых чисел из интервала от 1 до п.
#include
using namespace std;
int main()
{int n, i=1;
cout <<"n="; cin >>n;
do //выводим на экран i, а замет увеличиваем Результаты работы программы:
cout << i++ << ‘\t’; //ее значении на единицу n=10
whiie (i<=n); //до тех пор пока i меньше или равна n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
return 0;}

Слайд 27

ЦИКЛ С ПАРАМЕТРОМ FOR

Цикл с параметром имеет следующую структуру:
for (<инициализация>; <выражение>; <модификации>)

ЦИКЛ С ПАРАМЕТРОМ FOR Цикл с параметром имеет следующую структуру: for (
<оператор>;
Инициализация используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле.
В этой части можно записать несколько операторов, разделенных запятой. Областью действия переменных, объявленных в части инициализации цикла, является цикл и вложенные блоки.
Выражение определяет условие выполнения цикла:
- если его результат истинен, цикл выполняется.
Истинность выражения проверяется перед каждым выполнением тела цикла, таким образом, цикл с параметром реализован как цикл с предусловием.
Модификации выполняются после каждой итерации цикла и служат обычно для изменения параметра цикла.
В части модификаций можно записать несколько операторов через запятую.
Оператор (простой или составной) представляет собой тело цикла.
Имя файла: С++.-Язык-программирования.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0