Технология программирования задач с циклами

Содержание

Слайд 2

Виды циклов

Общая характеристика операторов цикла
Счётный оператор цикла for
Оператор цикла с предусловием
Оператор

Виды циклов Общая характеристика операторов цикла Счётный оператор цикла for Оператор цикла
цикла с постусловием
Типовые приемы программирования циклических процессов

Слайд 3

for - оператор цикла
с параметром - счетчиком
(счетный оператор

for - оператор цикла с параметром - счетчиком (счетный оператор цикла) (или
цикла)
(или арифметический оператор цикла).
while - оператор цикла
с предварительным условием (с предусловием);
do-while - оператор цикла
с последующим условием
(с постусловием);

В языке C++ имеется три вида операторов цикла:

Слайд 4

Оператор цикла for

применяется при заранее известном количестве повторений.
При этом некоторая переменная,

Оператор цикла for применяется при заранее известном количестве повторений. При этом некоторая
называемая параметром цикла, должна последовательно принимать значения от начального до конечного.

Слайд 5

Операторы цикла while и do -while

применяются в тех случаях, когда известно

Операторы цикла while и do -while применяются в тех случаях, когда известно
условие выполнения цикла,
а количество повторений может быть заранее не известно.

Слайд 6

Счетный (арифметический) оператор цикла и массивы.

Счетный (арифметический) оператор цикла и массивы.

Слайд 7

1. Краткие теоретические сведения и программы с оператором for.

Цикл for организуется с

1. Краткие теоретические сведения и программы с оператором for. Цикл for организуется
помощью специальной переменной, которая называется параметром цикла.
Параметр цикла ‑ это числовая переменная, которая управляет работой цикла. Она изменяется по закону арифметической прогрессии, что обеспечивает повторение цикла нужное количество раз.

Слайд 8

Параметры цикла

Для определения количества повторений заранее должны быть известны:
начальное значение параметра -

Параметры цикла Для определения количества повторений заранее должны быть известны: начальное значение
tнач;
конечное значение параметра - tкон;
шаг изменения параметра - Δt.
Тогда количество повторений цикла определится по формуле:

Слайд 9

Структура цикла for на C++

имеет 4 блока, выполняющиеся в следующей последовательности:
- блок

Структура цикла for на C++ имеет 4 блока, выполняющиеся в следующей последовательности:
инициализации параметру цикла присваивается начальное значение;
- условие выхода из цикла (или, напротив - условие повторения цикла) - проверка параметра на конечное значение
- тело цикла основные действия, которые повторяются каждый раз, на каждом витке цикла;
- блок изменения параметра цикла на величину шага.

Слайд 10

Блок-схема арифметического цикла и общий вид и работа цикла for
for(<п.цк.> = <н.з.>;

Блок-схема арифметического цикла и общий вид и работа цикла for for( =
<условие выполнения цикла>; <изм. п.цк.>)
<оператор>;

Любой оператор

Параметр цикла

Начальное значение

← тело цикла

Изменение параметра цикла

for(<п.цк.> = <н.з.>; <условие выполнения цикла>; <изм. п.цк.>)
{<оператор1>; <оператор2>; … <операторn>; }

тело цикла

Блок инициализации

Слайд 11

Пример 1. Допустим, что в группе из N человек собираются профсоюзные взносы

Пример 1. Допустим, что в группе из N человек собираются профсоюзные взносы
по m рублей. Рассчитать, какую сумму группа перечислит в профсоюзный фонд.

#include
using namespace std;
int main()
{int N=20,m=100,s=0;
for(int i=1; i<=N; i++)
s+=m;
cout<< "Summa = "<system("pause");
return 0;
}

Метод накопления суммы

Слайд 12

2. Программа для определения максимального элемента в массиве

Дано: массив (x1, x2,

2. Программа для определения максимального элемента в массиве Дано: массив (x1, x2,
x3, … x10), xi = [± xx,xx].
Найти: номер и значение максимального элемента массива.
Константа:
размер массива (кол-во эл-тов): n;
Входные величины:
массив x;
Параметр цикла: i;
Выходные величины:
номер максимального элемента: im
значение максимального элемента: x[im]

Слайд 13

const int n=10;
double x[n];
cout << "enter " << n << " numbers\n";
for

const int n=10; double x[n]; cout for ( int i = 0;
( int i = 0; i < n; i++)
{
cout << "x[" << setw(2) << i << "]: ";
cin >> x[i];
}
cout << endl << "Massiv x " << endl;
for(int i = 0; i < n; i++)
cout << setw(4) << x[i];
cout << endl;
int im = 0;
for(int i = 1; i < n; i++)
if(x[i] > x[im])
im = i;
cout << "im = " << im << " x[im]= " << x[im] << endl;

-

1

2

2

-

+

3

3

4

-

+

-

5

5

6

-

+

-

7

-

-

8

-

-

9

-

-

ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ: поиск минимакса по индексу

Слайд 14

3. Программа для определения первого по порядку следования элемента массива, значение которого

3. Программа для определения первого по порядку следования элемента массива, значение которого
равно заданной величине

Дано: целочисленный массив (f1, f2, f3, … f5),
заданное значение: h.
Найти: номер первого по порядку следования элемента со значением h.
Константа:
размер массива (кол-во эл-тов): n;
Входные величины:
массив f;
значение h.
Параметр цикла: i;
Выходные величины: номер искомого элемента: ih;
значение найденного элемента: f[ih].

Слайд 15

const int n=5;
int f[n]; int h, ih=-1; //ih – это флаг
cout <<

const int n=5; int f[n]; int h, ih=-1; //ih – это флаг
"enter " << n << " numbers\n";
for ( int i=0; i { cout << "f[" << setw(2) << i << "]: ";
cin >> f[i]; }
cout << endl << "Massiv f " << endl;
for(int i=0; i cout << setw(4) << f[i];
cout << endl;
cout << "h: "; cin >> h;
for(int i=0; i if(f[i] == h)
{ ih = i;
break; }
if(ih != -1)
cout << "ih = " << ih << " h = " << h ;
else
cout << " No " ;
cout << endl;

0

-

-

1

-

-

2

+

2

Метод применения «флага»

Слайд 16

4. Программа для определения среднего арифметического положительных элементов массива

Дано: массив (b1,

4. Программа для определения среднего арифметического положительных элементов массива Дано: массив (b1,
b2, b3, … b6), bi = [± x,x].
Найти: среднее арифметическое положительных элементов массива.
Константа:
размер массива (кол-во эл-тов): n;
Входные величины:
массив b;
Параметр цикла: i;
Выходные величины:
кол-во полож. эл-тов: k;
ср. арифм. полож. эл-тов : s.

Слайд 17

const int n=6;
double b[n];
cout << "enter " << n << " numbers\n";
for

const int n=6; double b[n]; cout for ( int i=0; i {
( int i=0; i { cout << "b[" << setw(2) << i << "]: "; cin >> b[i]; }
cout << endl << "Massiv b " << endl;
for(int i = 0; i < n; i++) cout << setw(8) << b[i];
cout << endl;
int k=0; double s = 0; //счётчик k и накопитель суммы s
for(int i = 0; i < n; i++)
if(b[i] > 0)
{ s +=b[i];
k++; }
if(k != 0)
{ s = s / k;
cout << "k = " << k << " s = " << s ; }
else
cout << " No " ;
cout << endl;

-

0

-

-

+

1

2

1

-

2

-

-

+

3

6

2

-

4

-

-

+

5

12

3

Метод включения счётчика

Слайд 18

5. Пример программы с использованием счетного оператора цикла
y = еах, х ∈

5. Пример программы с использованием счетного оператора цикла y = еах, х
[0,25; 0,75], Δх = 0,05

 

Слайд 19

Программа с использованием счетного оператора цикла
y = еах, х ∈ [0,25; 0,75], Δх

Программа с использованием счетного оператора цикла y = еах, х ∈ [0,25;
= 0,05

int main( )
{
double a, y; int n, i;
cout << "a: "; cin >> a;
double x, xn = 0.25, xk = 0.75, dx = 0.05;
n = (xk - xn) / dx+1;
cout << "\ni" << setw(5) << "x" << " y\n\n";
for (x=xn, i = 1 ; i < =n ; i++ )
{
y = exp(a * x);
cout << left << setw(5) << i << setw(7) << x << y << endl;
}
return 0;
}

; i++, x += dx)

x += dx;

Слайд 20

6. Параметр цикла вещественного типа
y = еах, х ∈ [0,25; 0,75], Δх =

6. Параметр цикла вещественного типа y = еах, х ∈ [0,25; 0,75],
0,05

#include
#include
#include
using namespace std;
int main( )
{
double a, y;
cout << "a: "; cin >> a;
double xn = 0.25, xk=0.75, dx=0.05;
for(double x = xn; x < = xk; x += dx)
{
y = exp(a * x);
cout << left << setw(7) << x << y << endl;
}
return 0;
}

Вещественные значения НЕЛЬЗЯ сравнивать на «равно»: в силу приближённого представления в цифровом ПК вещественных чисел.

Слайд 21

XN=0.2510=0.012=0.1⋅2-1
dX=0.0510=0.0000 1100 11002=0.(1100)⋅2-4
Xk=0.7510=0.112=0.11⋅20

Нормализованный экспоненциальный формат

XN=0.2510=0.012=0.1⋅2-1 dX=0.0510=0.0000 1100 11002=0.(1100)⋅2-4 Xk=0.7510=0.112=0.11⋅20 Нормализованный экспоненциальный формат

Слайд 23

6. Параметр цикла вещественного типа
y = еах, х ∈ [0,25; 0,75], Δх =

6. Параметр цикла вещественного типа y = еах, х ∈ [0,25; 0,75],
0,05

#include
#include
#include
using namespace std;
int main( )
{
double a, y;
cout << "a: "; cin >> a;
double xn = 0.25, xk=0.75, dx=0.05;
for(double x = xn; x < xk + dx/2; x += dx)
{
y = exp(a * x);
cout << left << setw(7) << x << y << endl;
}
return 0;
}

Слайд 24

7. Использование нескольких переменных управления циклом

Цикл for является одним из наиболее гибких

7. Использование нескольких переменных управления циклом Цикл for является одним из наиболее
операторов, т.к. допускает большое кол-во разнообразных вариантов.
Например, допустимо использовать несколько переменных управления.
Пример:
for (x = 0, y = 10; x <= y; ++x, --y)
cout << x << ' ' << y <<'\n';

Слайд 25

8. Пропущенные секции в операторе for

Пример (отсутствует секция приращения):
Цикл, который должен выполняться

8. Пропущенные секции в операторе for Пример (отсутствует секция приращения): Цикл, который
до тех пор, пока с клавиатуры не будет введено число 123.
int x;
for (x = 0; x != 123; )
{
cout << "enter number: ";
cin >> x;
}

Слайд 26

Пример (отсутствуют секции инициализации и приращения):
x = 0;
for ( ; x <

Пример (отсутствуют секции инициализации и приращения): x = 0; for ( ;
10; )
{
cout << x << ' ';
x++;
}

Слайд 27

Пример (отсутствуют все секции – бесконечный цикл):
for ( ; ; )
{
//

Пример (отсутствуют все секции – бесконечный цикл): for ( ; ; )

}
Для выхода из такого цикла необходимо в теле цикла использовать оператор break, размещенный внутри условного оператора if.

Например: кроты запасли в своей норке S штук зерен. С определенной периодичностью они обновляют запасы своих норок ds1= a | sin (3t+2) | и поедают их с величиной ds2 = 5⋅103. Хитрые же мыши с другой периодичностью иногда обворовывают, а иногда и возвращают награбленное у кротов на величину ds3 = b (sin (5t-4) ). Запустить процесс заполнения/опустошения норки.

double s=2.3e20; int t=0; float a=35,b=52;
for ( ; ; )
{t++; ds1 = a*abs(sin(3*t)+2; ds2=5e3 ; ds3 = b *(sin (5t-4));
s+=ds1-ds2- ds3;
}

If (s<=0) break;

Слайд 28

Пример (отсутствует тело цикла):
(бестелесые циклы весьма полезны)
int i;
int sum = 0;
// суммирование

Пример (отсутствует тело цикла): (бестелесые циклы весьма полезны) int i; int sum
чисел от 1 до 10
for ( i = 1 ; i <= 10 ; sum += i++ ) ; // цикл без тела цикла
Чтобы понять смысл оператора sum += i++ (это обычная запись для C++)
необходимо разобрать его на составные части:
sum = sum + i;
i = i + 1;

Слайд 29

2.3 Табулирование функции счетным оператором

2.3 Табулирование функции счетным оператором

Слайд 30

Словесный алгоритм задачи

Словесный алгоритм задачи

Слайд 31

Решение задачи

#include
#include
using namespace std;
int main()
{
float xn, xk, dx, t , y;
printf("Enter xn,

Решение задачи #include #include using namespace std; int main() { float xn,
xk, dx,t \n");// \n -переход на новую
// строку = endl
cin>>xn>>xk>>dx>>t;
for (float x=xn;x<=xk;x+=dx)
{
if(x<0) y=t;
else if (x>=0 && x<10) y=t*x;
else y=2*t;
if (t>100) printf("%9.2f %9d \n", x,(int)y);
else printf("%9.2f %9.2f \n", x, y);
}
system("pause");
return 0;
}

Слайд 32

Замечание о внутренних переменных

Переменная х описана ВНУТРИ цикла, после его завершения, переменная

Замечание о внутренних переменных Переменная х описана ВНУТРИ цикла, после его завершения,
х УДАЛЯЕТСЯ из памяти и мы не можем получить доступ к ее значению!!!
Область видимости этой переменной – только тело оператора for.

Слайд 33

Операторы цикла while и do -while

применяются в тех случаях, когда известно

Операторы цикла while и do -while применяются в тех случаях, когда известно
условие выполнения цикла,
а количество повторений может быть заранее не известно.

Слайд 34

2. Оператор цикла с предусловием

2.1. Общий вид
while (<логическое выражение>)
<оператор>;

Любой

2. Оператор цикла с предусловием 2.1. Общий вид while ( ) ;
оператор

Пока

Условие выполнения цикла

← тело цикла

Слайд 35

Пример 1. Автомобиль движется со скоростью 5 км/ч и начинает наращивать скорость

Пример 1. Автомобиль движется со скоростью 5 км/ч и начинает наращивать скорость
с ускорением 10 км/ч2 до тех пор пока не будет достигнута скорость 60 км/час. Определить, за какое время эта скорость будет достигнута.

Слайд 36

#include
using namespace std;
int main()
{int speed = 5, time = 0, count=0;
while

#include using namespace std; int main() {int speed = 5, time =
( speed < 60 )
{
cout << count <<"-speed = " << speed << " time= "< speed += 10; // приращение скорости
count++; // подсчёт повторений цикла
time++;// наращивание времени
}
cout<< "final speed "< system("pause"); return 0;}

Слайд 37

Анализ программы

инициализация трёх переменных (скорости speed, времени time и счётчика цикла count

Анализ программы инициализация трёх переменных (скорости speed, времени time и счётчика цикла
реализуется до начала цикла;
условие speed < 60 определяет возможность выполнения цикла, и пока скорость остаётся меньше 60, условие истинно и скорость будет нарщиваться;
управление условием реализуется оператором speed += 10;
тело цикла составляют операторы вывода на консоль и операторы приращения счётчика и времени.

Слайд 38

3. Оператор цикла с постусловием

3.1. Общий вид
do
<оператор> ;
while (<логическое выражение>);

Выполнять

До тех пор,

3. Оператор цикла с постусловием 3.1. Общий вид do ; while (
пока

Условие повторения цикла

Тело цикла

Слайд 39

3.2. Технология программирования задачи с оператором цикла do-while

Составить программу:
Вычислить с заданной

3.2. Технология программирования задачи с оператором цикла do-while Составить программу: Вычислить с
точностью сумму членов бесконечного ряда:
Условие прекращения вычислений
Sn - Sn-1 = < δ − малое число больше нуля.
Выбор идентификаторов:
Входной Параметр цикла Выходной
δ → d, n → n, S → s

Слайд 40

int main( )
{
cout << "d: ";
double d; cin >> d;

int main( ) { cout double d; cin >> d; double s
double s = 0;
double n = 1;
do
{
s += 1 / n;
n ++;
} while (1 / n > d);
cout << "n = " << n << " s = " << s << endl;
}

Sn - Sn-1 = < δ

0

+ 1/1

+ 1/2

+ 1/3

1

+ 1

+ 1

+ 1

1

2

3

4

1

0.5

0.3333

0.25

1.0000

1.5000

1.8333

// Заголовок функции

// Начало кода функции

// Вывод ответа

0

0,3

1.8333

Слайд 41

Применение рекуррентных соотношений для программирования рядов

Вычислить сумму бесконечного ряда с заданной точностью

Применение рекуррентных соотношений для программирования рядов Вычислить сумму бесконечного ряда с заданной
(суммировать до тех пор, пока модуль текущего элемента ряда не станет меньше заданной точности) двумя способами:
1) по общей формуле ряда;
2) по рекуррентной формуле.

Слайд 42

Первый способ: применяем формулу общего члена

Входные параметры:
eps – точность вычислений ε
R –

Первый способ: применяем формулу общего члена Входные параметры: eps – точность вычислений
значение первого элемента ряда при начальном значении k – номере 1-го элемента ряда
Промежуточные параметры
P1 – интегратор для накопления произведения (k+1)!
P2 – интегратор для накопления произведения (2*k+1)!
k – номер итерации, совпадает с номером элемента ряда R – текущий (k‑ый) элемент ряда.

Слайд 43

Выходные параметры
S – сумма элементов ряда
Определение начальных значений переменных
Для переменной

Выходные параметры S – сумма элементов ряда Определение начальных значений переменных Для
k начальное значение дано: k = 0 Подставим начальное значение k в формулу ряда
получим начальное значение переменной R:
Принимаем начальное значение сумматора S = 0, начальные значения интеграторов P1 = 1, P2 = 1.

Слайд 44

Контрольный пример:
пусть ε=0,1:
k = 1; P1 = 1⋅2; P2 = 1⋅2⋅3; R

Контрольный пример: пусть ε=0,1: k = 1; P1 = 1⋅2; P2 =
= ‑ 0.333 > ε; S = 0.667;
k = 2; P1 = 1⋅2⋅3; P2 = 1⋅2⋅3⋅4⋅5; R = +0.05 < ε; S = 0.687;
Выход из цикла.
Ответ: S = 0.687

Слайд 45

int main()
{int k=0,P1=1,P2=1;
float R=1, s=0, eps;
cout<<"\nInput accuracy eps:"; cin>>eps;
cout<<"accuracy = "<do
{s+=R;
k=k+1;
P1*=(k+1);
P2*=(2*k)*(2*k+1);
R=pow(-1.,k)*(float)P1/float(P2);
cout<<'\n'<

int main() {int k=0,P1=1,P2=1; float R=1, s=0, eps; cout >eps; cout do
' <}while(abs(R)>eps);
cout << "Sum = "<return 0;
}


Слайд 46

nan – not a number

k R P1 P2

k R P1 P2

nan – not a number k R P1 P2 k R P1 P2

Слайд 47

Анализ программы

Анализ решения показывает, что программа работает верно, т.к. результаты программы совпадают

Анализ программы Анализ решения показывает, что программа работает верно, т.к. результаты программы
с контрольным примером.
Для проверки полноты программы, получено решение и для другого значения точности.
Анализ программы позволяет выяснить её неэффективность:
Возведение в степень ‑1 неоправданно при большом количестве итераций, т.к. результат всегда будет или +1 или ‑1.
Накопление произведения для вычисления двух факториалов тоже неэффективно, поскольку при большом количестве итераций будет приводить к недопустимо большим числам в числителе и знаменателе.
При вычислении R используются операторы приведения типа (от целого к вещественному) для того, чтобы, во-первых, избежать целочисленного деления, и, во-вторых, чтобы не было лишних предупреждений от транслятора.

Слайд 48

Оценка времени выполнения процесса

Если нужно замерить время выполнения фрагмента кода на С++,

Оценка времени выполнения процесса Если нужно замерить время выполнения фрагмента кода на
используется clock() из модуля ctime — она возвращает число таков, измеряемое процессором от начала выполнения программы.
Глобальная константа CLOCKS_PER_SEC хранит число тактов, выполняемое процессором в секунду. Соответственно, чтобы получить время работы программы в секундах достаточно результат работы функции разделить на эту константу:
clock() / CLOCKS_PER_SEC;
Для определения времени работы фрагмента программы нужно определить моменты времени до фрагмента и после него, а затем — посчитать разницу.
#include
// ...
unsigned int start_time = clock(); // начальное время
// здесь должен быть фрагмент кода, время выполнения которого нужно измерить
unsigned int end_time = clock(); // конечное время
unsigned int search_time = (end_time - start_time)/CLOCKS_PER_SEC; // искомое время

Слайд 49

Код с операторами оценки времени

clock_t begin = clock();
/* here, do your time-consuming

Код с операторами оценки времени clock_t begin = clock(); /* here, do
job */
do
{
s += R;
k = k + 1;
P1 *= (k + 1);
P2 *= (2 * k)*(2 * k + 1);
R = pow(-1., k)*(float)P1 / float(P2);
cout << k << ' ' << R << ' ' << P1 << ' ' << P2 << endl;
} while (abs(R) > eps);
cout << "Sum = " << s << " number of iterations = " << k << endl;
clock_t end = clock();
double time_spent = (double)(end - begin) / CLOCKS_PER_SEC;
cout << "Time spent = " << time_spent << endl;

Переменная begin класса clock_t

Слайд 50

Второй способ

Для начала выведем рекуррентную формулу, т.е. соотношение, которое позволяет получать любой

Второй способ Для начала выведем рекуррентную формулу, т.е. соотношение, которое позволяет получать
k-й член через (k-1)-й:
Вычислим значение коэффициента Q для нашего ряда:

ТАКОЙ СПОСОБ НЕОБХОДИМ ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ НЕОЧЕВИДНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ n-м И (n-1)-м членами. ОБЫЧНО РЕКУРРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАХОДЯТСЯ БОЛЕЕ ПРОСТЫМ МЕТОДОМ ПОДБОРА

Слайд 51

int main()
{int k=0;
float Q, R=1, s=0, eps;
cout<<"\nInput accuracy eps:"; cin>>eps;
cout<<"accuracy =

int main() {int k=0; float Q, R=1, s=0, eps; cout >eps; cout
"<do
{s+=R;
k=k+1;
Q=-float(k+1)/float((2*k)*(2*k+1));
R*=Q;
cout<<"\n k="<}while(abs(R)>eps);
cout << "\nSum = "<return 0;
}


Слайд 53

Анализ программы

Преимущества этого метода очевидны: нет необходимости в неоправданно больших умножениях, бессмысленном

Анализ программы Преимущества этого метода очевидны: нет необходимости в неоправданно больших умножениях,
возведении в степень (‑1), этот алгоритм требует меньше процессорного времени.

Слайд 54

Генерация псевдослучайных чисел средствами языка С++

Генерация псевдослучайных чисел средствами языка С++

Слайд 55

Функции работы со случайными числами

Случайные числа на языке программирования С++ могут быть

Функции работы со случайными числами Случайные числа на языке программирования С++ могут
сгенерированы функцией rand() из стандартной библиотеки cstdlib.
Функция rand() генерирует числа в диапазоне от 0 до RAND_MAX.
RAND_MAX — это константа, определённая в библиотеке .
Для Microsoft Visual Studio: RAND_MAX = 32767, но оно может быть и больше, в зависимости от компилятора.

Слайд 56

Чтобы функция rand() всегда возвращала разные числа, её нужно использовать в паре

Чтобы функция rand() всегда возвращала разные числа, её нужно использовать в паре
с функцией srand(unsigned int арг). Аргумент арг задаёт то стартовое число, на базе которого и создаётся база случайных чисел.
Для того, чтобы автоматически всегда брать разные стартовые числа, рекомендуется использовать функцию (unsigned int) time( NULL) которая возвращает число секунд, прошедших с 00:00:00 UTC 1 января 1970 года (Unix-время равно нулю).

Функции работы со случайными числами

Слайд 57

Особенности работы функции srand()

Чаще всего в качестве передаваемой величины в функцию srand()

Особенности работы функции srand() Чаще всего в качестве передаваемой величины в функцию
используют системное время в секундах, т.к. это число будет всегда разным, а соответственно, мы будем получать на выходе из rand() разные случайные числа.
Чтобы передать в функцию srand() текущее системное время, можно использовать библиотечную функцию time(), описанную в библиотеке .
Для того, чтобы эта функция возвращала текущее время в секундах (секунды отсчитываются от 00:00:00), нужно вызывать ее с параметром NULL: srand(time(NULL)); или srand(time(0));.
Если нет необходимости в формировании всегда разных случайных чисел, то функцию srand можно задать с любой константой или вовсе не включать её в программу.

Слайд 58

Пример 1. Инициализация массива случайными числами в заданном диапазоне значений: от -10

Пример 1. Инициализация массива случайными числами в заданном диапазоне значений: от -10
до 10.

tf[i] = rand( ) % (r_max - r_min+1) + r_min;

Слайд 59

#include
#include
using namespace std;
// функция инициализации массива случайными числами
int main()
{
int tf

#include #include using namespace std; // функция инициализации массива случайными числами int
[10], nf, r_min, r_max;
nf = 10;
cout<< “Inpiut min and max limit values:”; cin>>r_min>>r_max;
srand( (unsigned int) time( NULL ) ); // рандомизация генератора
for (int i = 0; i < nf; i++ ) // n - количество чисел
tf[i] = rand( ) % (r_max - r_min+1) + r_min; // формирование случайного числа
for (int i = 0; i < nf; i++ ) cout<<'\t'<< tf[i]; cout<return 0;
}

Функция rand генерирует случайные числа, возвращает псевдослучайное целое число в диапазоне от 0 до RAND_MAX.
RAND_MAX это константа, определенная в . По умолчанию её значение может изменяться, в зависимости от реализации, но, как правило, макрос RAND_MAX меньше значения 32767 не бывает.

Создание базы случайных чисел на основе Time (NULL)

Слайд 60

Пример 1. Определить количество цифр в числе N, заданным случайным образом.

#include
#include
#include
using namespace

Пример 1. Определить количество цифр в числе N, заданным случайным образом. #include
std;
int main()
{int Number,M,N, count;
srand(10);
cout<< " What is the maximal value of the Number?";
cin>>M;
N=rand()%M;
Number=N;

Слайд 61

// Метод - цикл с делением
count = (Number == 0) ? 1

// Метод - цикл с делением count = (Number == 0) ?
: 0;
while (Number != 0)
{
count++;
Number /= 10;
}
cout<<"\nCounts of digits in the number "<

Слайд 62

// Метод - десятичный логарифм и округление
// хорош для очень больших чисел.
N=rand()%M;
Number=N;
count=(Number

// Метод - десятичный логарифм и округление // хорош для очень больших
== 0) ? 1 : (int)ceil(log10(abs(Number) + 0.5));
cout<<"\nCounts of digits in the number "<system("pause");
return 0;
}

Слайд 63

Пример 2. Паук находится на плоскости в точке с координатами x=50 и

Пример 2. Паук находится на плоскости в точке с координатами x=50 и
y=50. Каждую секунду он делает шаг влево, вправо, вниз или вверх с равной вероятностью. Смоделируйте движение паука с помощью генератора случайных чисел.
Координаты x(t) и y(t) сохраните в одномерных массивах. Напечатайте траекторию паука в виде таблицы, которая содержит в клеточке с координатами x и y символ “.”, если там паук не был, “+”, если паук там побывал 1 раз, “*”- для двух раз, “#” - для трёх и символ “@” -, если он побывал больше раз.

Слайд 64

Блок инициализации
#include
#include
#include
using namespace std;
int main()
{
cout << " Случайное блужданиепо плоскости." << endl;
const

Блок инициализации #include #include #include using namespace std; int main() { cout
int N=61, K=1550, J=1;
char buf[N+1]; ];// массив символов ~ количество посещений
int xy[N][N];// массив для хранения количества посещений клетки N,N
int x=N/2;// ставим курсор в середину консоли
int y=N/2;

Слайд 65

// Заполнение двумерного массива значениями при
// моделировании движения паука
for(int m=0; m

// Заполнение двумерного массива значениями при // моделировании движения паука for(int m=0;
m++)
for(int n=0; n xy[m][n]=0;
xy[x][y]=1;
// запись координат движения паука в массив
for(int k=1; k {
for(int j=0; j x+=rand()%3-1;//формирование сл.чисел от -1 до 1
for(int j=0; j y+=rand()%3-1;

Слайд 66

//проверка выхода к границам
if(x<0)x=0;
if(x>N-1)x=N-1;
if(y<0)y=0;
if(y>N-1)y=N-1;
xy[x][y]+=1; // отметка о посещении точки в массиве
}

//проверка выхода к границам if(x if(x>N-1)x=N-1; if(y if(y>N-1)y=N-1; xy[x][y]+=1; // отметка о

Слайд 67

// Заполнение символьного массива
for(int m=0; m {
for(int n=0; n switch(xy[m][n])
{
case 0: buf[n]='.';

// Заполнение символьного массива for(int m=0; m { for(int n=0; n switch(xy[m][n])
break;
case 1: buf[n]='+'; break;
case 2: buf[n]='*'; break;
case 3: buf[n]='#'; break;
default: buf[n]='@';
}
buf[N]='\0';// ставим конец строки

Слайд 68

// Выводим символьный массив на консоль
cout << buf << endl;
}
cout<< endl;
system("pause");
return 0;
}

// Выводим символьный массив на консоль cout } cout system("pause"); return 0; }

Слайд 69

Краткие итоги

Оператор for на С++ состоит из четырёх секций: инициализации, условия, тела

Краткие итоги Оператор for на С++ состоит из четырёх секций: инициализации, условия,
цикла, приращение. Любая из секций может быть опущена с соблюдением синтаксиса, позволяя гибко строить алгоритм, используя этот компактный и многофункциональный оператор.
Условные операторы while и do-while по эффективности эквиваленты оператору for, удобны при описании условных алгоритмов.
Оператор for необходим при работе с элементами массивов, при вычислении сумм конечных рядов, при любых алгоритмах, где используется счётчик при заранее известном количестве итераций.
При алгоритмизации задач с бесконечными рядами можно использовать любые типы циклов, однако while и do-while многими полагаются как более наглядные.
Рекуррентные формулы при вычислении сумм длинных рядов не только позволяют избегать операций прерывания, но и существенно экономят процессорное время.
Для оценки времени удобно пользоваться функций clock.
Формула для формирования числа в заданном диапазоне значений

tf[i] = rand( ) % (r_max - r_min+1) + r_min;

Имя файла: Технология-программирования-задач-с-циклами.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0