Слайд 2Программа — это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи.
Языком
программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом.
Слайд 3Интегрированная система Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования. В
эту систему входят:
текстовый редактор;
компилятор;
компоновщик;
загрузчик.
Слайд 4АЛФАВИТ И НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА PASCAL
Алфавит языка Паскаль включает буквы, цифры,
шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова.
Буквы — это буквы латинского языка, а также знак подчеркивания. Паскаль не различает прописные и строчные буквы, если только они не используются в качестве данных программы.
Слайд 5Цифры — арабские цифры от 0 до 9.
Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение
от 0 до 15. Первые 10 шестнадцатеричных цифр обозначаются арабскими цифрами от 0 до 9. Оставшиеся 6 латинскими буквами А .. F.
Специальные символы:
+ - * / , ' . : ; <> [ ] { } ( ) ^ @ $ # <> >= <= := (* *) (. .)
Пробелы в Паскале являются разделителями.
Слайд 6Идентификаторы — это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, модулей, функций
и других конструкций языка.
Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа.
Идентификатор состоит из любых букв латинского алфавита, цифр, знака подчеркивания.
Идентификатор не может начинаться с цифры.
Идентификатор не должен совпадать ни с одним из зарезервированных слов.
Слайд 7Переменные можно сравнить с устройством, способным хранить элемент информации, например, число. Во
время выполнения программы содержимое этого устройства может меняться.
Слайд 8Операция присваивания.
В результате присваивания переменная получает конкретное значение.
Имя Пременной:=Выражение
:= —
оператор присваивания языка Паскаль.
Слайд 9Выполнение инструкций присваивания заключается в следующем:
вычисляется результат выражения, находящегося справа от символа
«:=»;
вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа «:=».
Пример.
Counter:=0;
Pi:=3.1415926;
z:=(rl+r2)/(r2*rl);
d:=b*b-4*c*a;
Слайд 10Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами.
Операндами выражений
могут быть числа (константы) и переменные.
Операторы обозначают действия, выполняемые над операндами.
Слайд 11АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ЗАПИСИ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ НА ПАСКАЛЕ:
Слайд 12Правила выполнения операторов:
Операторы *,/, div, mod имеют более высокий приоритет и выполняются
раньше , чем операторы + и -.
Если приоритет операторов одинаков, то оператор, стоящий левее, выполняется раньше.
Для задания любого нужного порядка выполнения операций в выражениях можно использовать скобки.
Слайд 13Пример.
Математическая запись функции имеет вид:
Запись этой функции на Паскале:
Y:=(2*x)/(x+3)
Слайд 14CТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ PASCAL
Любая программа (или программная единица — процедура или
функция) на Паскале состоит из трех основных разделов:
Раздел заголовка
Раздел описаний
Раздел исполняемых операторов (тело программы)
Слайд 15Заголовок состоит из зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы.
В конце обязательно ставится знак ;.
Описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — CONST.
Тело программы - раздел исполняемых операторов. Оформляется операторными скобками:
begin ... end. Все операторы, реализующие алгоритм, должны помещаться между этими операторными скобками.
Слайд 16СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ PASCAL ИМЕЕТ ВИД:
Program ИмяПрограммы;
Var ...;
Begin
…
End.
Слайд 17ТИПЫ ДАННЫХ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ
Для всех переменных в программе должен быть определен их
тип.
Целый — Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка
[-32768; 32767].
Вещественный — Real — значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2,9 • 10-39; 1,7 • 108].
Логический — Boolean — переменная этого типа может принимать только два значения: истина (true) или ложь (false).
Символьный — Char — значением переменной этого типа может быть любой символ из набора ASCII-символов.
Слайд 19Составной оператор — это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки
— зарезервированные слова Begin ... end.
Begin
…
begin
…
…
end;
…
end
End.
Символ «;» называется пустым оператором и означает окончание предшествующего ему оператора.
Слайд 20ОПЕРАТОРЫ
Оператор вывода – Write( ); или Writln( )
Оператор ввода – Read( );
или Readln( )
Оператор присваивания - :=
Для вывода вещественного значения используют форматы вывода.
Например: Write(D:5:2 ), где первая цифра – количество знаков в числе, вторая – количество знаков после запятой.
Слайд 21ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ
Задание. Составить программу.
Даны переменные А и В. Требуется обменять их
значения, т.е. переменная А должна получить значение В, а В — значение А.
Program Obmen;
Var a,b,dop:integer;
Begin
Write(‘Введите значения двух переменных a,b ’);
{Значения можно вводить через пробел или запятую}
Readln(a,b);
dop:=a;
a:=b;
b:=dop;
Writeln(‘a= ’,b,‘b= ’,a);
End.
Слайд 22ОПЕРАТОР УСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА
if <условие> then <действие1>;
Слайд 23 if <условие> then <действие1>
else <действие2>;
Слайд 24ВЕТВЯЩИЙСЯ АЛГОРИТМ
Задание. Составить программу.
Вычислить значение Y: x+2, если x<10
Y=
x-2,
если 10≤х
Program Vetv1;
var х, у:real;
Begin
Write (х);
Readln(x);
if х<10 then у:=х+2
else у:=х-2;
Writeln(у);
End.
Слайд 25ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ
а) шаг равен +1
For <параметр>:=<нач.знач.> to <кон.знач.> do <оператор>;
For
<> to (downto) <> do
Слайд 26б) шаг равен -1
For <параметр>:=<нач.знач.> downto <кон.знач.> do <оператор>;
Слайд 27ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ
Пример.
Вычислить сумму натуральных чисел: S=1+2+3+…+N.
Program Sum1;
var n:integer;
Begin
write(n);
readln(n);
S:=0;
for i:=1 до n
do S:=S+i;
writeln(S);
End.
Слайд 28ОПЕРАТОР ЦИКЛА
С ПОСТУСЛОВИЕМ
repeat
<оператор1>;
<оператор2>;
…
<операторN>
until <условие>;
Слайд 29ОПЕРАТОР ЦИКЛА C ПОСТУСЛОВИЕМ
Пример. Составить программу, которая вводит символ и выводит на
экран его код.
Функция Ord(ch) – возвращает код символа ch в ASCII-таблице
Program Symbol;
var ch:char;
const Cr=13;
Begin
repeat
write(ch);
readln(ch);
writeln(Ord(ch));
until Ord(ch)=Cr;
End.
Слайд 30ОПЕРАТОР ЦИКЛА
С ПРЕДУСЛОВИЕМ
while <условие> do <оператор>;