Слайд 2Основные понятия
Неориентированный граф
Компоненты связности
Компоненты реберной
двусвязности – вершины в одной компоненте, если

существует два реберно непересекающихся пути между ними.
Мосты – ребра, при удалении которых увеличивается количество компонент связности.
Слайд 7Offline и Online
Offline задача
Все запросы к структуре данных известны заранее. Порядок

запросов также известен.
Online задача
Новый запрос становится известен только после того, как на предыдущий запрос дан ответ.
Слайд 8Постановка задачи связности
Неориентированный граф
Запрос изменения графа – добавить ребро или удалить ребро
Нужно

после каждого запроса знать
количество компонент связности
Входные данные: изначально пустой граф и K запросов изменения графа
Выходные данные: K чисел – количество компонент связности после каждого из запросов
Слайд 9Постановка задачи двусвязности
Отличие от предыдущей задачи заключается в том, что теперь нас

интересует количество
компонент реберной двусвязности и количество мостов
Слайд 10Усложненная задача
Между запросами изменения графа нужно обрабатывать запросы вида «лежат ли вершины

A и B в одной компоненте связности», «лежат ли вершины A и B в одной компоненте реберной двусвязности, сколько между ними мостов»
Слайд 15Цели данной работы
Обзор существующих решений сформулированных задач.
Подробное описание известных мне offline решений

обеих задач.
Разработка нового, более быстрого, offline решения.
Слайд 16Наивное решение
Для каждого из K моментов времени запустим процедуру поиска компонент связности

и реберной двусвязности.
Время работы такого
алгоритма = O(K2). Алгоритм использует O(K) дополнительной памяти.
Обе оценки в худшем случае достигаются.
Слайд 17Существующие решения
Задача о связности решена в 1992-м году Eppstein-ом за время O(N

* logN).
Задача о двусвязности решена Thorup-ом за время O(N * log3N * loglogN) в 2000-м году.
До сих пор это было лучшим достижением.
Слайд 18Основные идеи решения
Add + Delete = отрезок времени
Метод разделяй и властвуй
Можно разбить

все моменты времени на две части. Рекурсивно обработать сперва первую половину, затем вторую.
Редукция и конденсация.
Если количество запросов = k, граф всегда можно уменьшить до размера O(k) вершин
Слайд 19Тестирование алгоритма
Реализованы 2 более медленных и простых решения.
Написаны различные генераторы
1. случайные процесс

(центрированный и нет)
2. волны (длинные, короткие)
3. клики
4. циклы
5. ….
Сравнение результатов работы решений в «бесконечном» цикле.
Подсчет времени работы (реального + счетчики внутри программы).
Слайд 20Результат работы
Алгоритм, решающий задачу про
двусвязность за время O(KlogK)
и использующий O(K) памяти.
На

Intel Pentium U5400 1.2 GHz за 1 секунду
обрабатывается более 2.105 запросов.
Подробное описание на русском языке offline решений задачи о связности
Слайд 21Сравнение решений задачи о связности

Слайд 22Сравнение решений задачи о двусвязности
Задача о связности решена в 1992-м году Eppstein-ом

за время O(N * logN).
Мое решение работает за то же время.
В сравнении с решением Thorup-а, мое решение проще в реализации (у Thorup-а поддерживается MST во взвешенном меняющемся графе, а задача связности сводится к MST).
Слайд 23Результат 2
Эффективная реализации предложенного мной алгоритма для задачи о двусвязности.
ACM версия задачи

о двусвязности (набор тестов в формате, позволяющем автоматическую проверку решений)
Аналогичный алгоритм для
задачи о связности. Требуемые время и память те же – O(KlogK) и O(K)
Слайд 24Применение алгоритмов
Статистические запросы к динамически меняющимся графам.
Пример #1: есть граф пользователей социальной

сети, можно для фиксированной группы из K человек узнать “интересные моменты времени”, когда появлялась связность и двусвязность в данной группе.
Пример #2: Проверка надежности сетей за счет проверки того, что сеть постоянно двусвязна.