Содержание
- 2. С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим
- 3. Автокефалия русской церкви После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия
- 4. 15 декабря 1448 года собор русских епископов в Москве утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II
- 5. Возникновение ереси В 1458 г. православная церковь распалась на 2 митрополии – Московскую и Киевскую (
- 6. В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так
- 7. Основное событие 16 века Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской
- 8. Русская церковь в 17 веке Духовенство в середине 17в. составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и
- 9. Церковный раскол Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ
- 10. Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2С конца XIV в. начинается острое политическое
противостояние церкви и светского государства. Усилившись
экономически,
С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически,
Слайд 3Автокефалия русской церкви
После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи,
Автокефалия русской церкви
После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи,
В 1435 году Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 года новый митрополит прибыл в Москву.
Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие Русской Церковью предполагавшейся православно-католической унии.
Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 году. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии Православной Церковью католических догматов и признании римского папы главой Церкви при сохранении православных обрядов в богослужении.
По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 года митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда Исидор бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.
Слайд 415 декабря 1448 года собор русских епископов в Москве утвердил на митрополичьем
15 декабря 1448 года собор русских епископов в Москве утвердил на митрополичьем
Митрополит Иона стал первым предстоятелем автокефальной Русской Православной Церкви.
Митрополит Иона старался содействовать великому князю как во внутренней, так и во внешней политике. Отчасти благодаря действиям митрополита в Новгороде и Твери образуются промосковские партии, в результате чего Ивану III удалось довольно быстро подчинить эти земли Москве .
Преемником митрополита Ионы (с 1461 по 1464 годы) стал архиепископ Ростовский и Ярославский Феодосий.
После его поставления на митрополию на Руси была предпринята попытка обосновать новый порядок вещей, сложившийся в Русской Церкви в связи с переходом к самостоятельности.
Слайд 5Возникновение ереси
В 1458 г. православная церковь распалась на 2 митрополии –
Возникновение ереси
В 1458 г. православная церковь распалась на 2 митрополии –
Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название - ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли. Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе.
Слайд 6В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян
В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян
Слайд 7Основное событие 16 века
Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг
Основное событие 16 века
Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг
Слайд 8Русская церковь в 17 веке
Духовенство в середине 17в. составляло особое сословие: черное
Русская церковь в 17 веке
Духовенство в середине 17в. составляло особое сословие: черное
Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. В первых трех главах говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви богохульство карались сожжением на костре. Были ликвидированы “белые” слободы, их население в т.ч. священники, включалось в посад. (“белая” слобода не платила тягло государству).
В 1652 г. московским патриархом избирается Никон. Стремясь превратить церковь в центр мирового православия, властный и “крутой” патриарх Никон начинает реформу по установлению одинаковой церковной обрядности. За образец были взяты греческие правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви., которые боялись, что перемены подорвут их авторитет. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви.
Слайд 9Церковный раскол
Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче,
Церковный раскол
Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче,
Слайд 10Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество
Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество