Древнерусская литература

Содержание

Слайд 2

Сверим координаты

Когда?
На каком языке?
Ассоциации
Что отличает «Слово о полку Игореве» от всей остальной

Сверим координаты Когда? На каком языке? Ассоциации Что отличает «Слово о полку
древнерусской литературы?
Вымысел и фантастика или приближенность к реальности?

Слайд 3

Вспомним

Поэтика
Имманентный
Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения
,Клаузула

Вспомним Поэтика Имманентный Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения ,Клаузула

Слайд 4

Вспомним

Светский
Эпос, драма, лирика, лироэпос
Литературные направления

Вспомним Светский Эпос, драма, лирика, лироэпос Литературные направления

Слайд 5

XI – XIII ВЕК XI – XVII ВЕК

XI – XIII ВЕК XI – XVII ВЕК

Слайд 6

А что было до?

А что было до?

Слайд 7

Куда делся фольклор?

Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всего её развития

Куда делся фольклор? Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всего её развития
вплоть до XVII в.
В Средние века фольклор был распространён во всех слоях общества, от крестьян до аристократии.
В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно. Но фольклор слабо отразился в письменности

Слайд 9

11 век

12 век

13 век

1019—1054 — княжение Ярослава Мудрого
1036 — победа Ярослава над

11 век 12 век 13 век 1019—1054 — княжение Ярослава Мудрого 1036
печенегами
1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и Византией

1103 — Первый поход против половцев, будет еще несколько;
1110 — «Повесть временных лет»
1113 — княжение Владимира Мономаха
1132 — Начало раздробленности и феодальных войн;
1147 — Первое летописное упоминание о Москве;
1154 — княжение Юрия Долгорукого
1185 — Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве;

1223 - Битва на реке Калке
1236 – 1242 — Походы Батыя на Русь
1240 Невская битва
1242 Ледовое побоище
1243 Золотая Орда

Слайд 10

Язык. XI – XIII ВЕК

Древнерусский – единый восточных язык славян. Живой разговорный

Язык. XI – XIII ВЕК Древнерусский – единый восточных язык славян. Живой
язык. Его потомки: русский, украинский, белорусский.
Старославянский – язык, который создали Кирилл и Мефодий. Письменный язык на Руси
Древнерусский = старославянский = церковнославянский

Слайд 11

Язык. XIII - XVII ВЕК

Утрата Ъ и Ь
Заимствования
Формирование русского, белорусского и украинского
Упрощение

Язык. XIII - XVII ВЕК Утрата Ъ и Ь Заимствования Формирование русского, белорусского и украинского Упрощение

Слайд 12

Предназначение

Письменность и книги появляются после Крещения.
Влияние церкви
Искусство должно быть полезным
Литература древней

Предназначение Письменность и книги появляются после Крещения. Влияние церкви Искусство должно быть
Руси решает внелитературные задачи

Слайд 13

«Нет драме!»

Запрещение площадных комедий
Скоморохи появляются после татаро-монгольского ига

«Нет драме!» Запрещение площадных комедий Скоморохи появляются после татаро-монгольского ига

Слайд 14

Изящный слог

Сложный язык как признак качества и мастерства
Язык – посредник между человеком

Изящный слог Сложный язык как признак качества и мастерства Язык – посредник
и высшей реальностью
Сложные, многоплановые сравнения
Синонимы. Чем больше, тем лучше!
К при­меру, обра­щаясь к своему князю, автор рубежа XII–XIII веков Даниил Заточник последо­вательно сопоставляет себя с «бледной травой, выросшей между сте­на­ми», ягненком, младенцем и «птицей небесной»

Слайд 15

Поэтика

«Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным глаголом последующее,

Поэтика «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным глаголом
поживите. Понеже ритор и философ не может быти християнин»
- апостол Аввакум
Литературная техника Руси носили имманентный характер.
Руководство образцовыми текстами.
В XVI—XVII появляются и азбуковники — энциклопедии и словари, в том числе словари иностранных слов, содержащие, помимо прочего, толкования отдельных стиховедческих терминов

Слайд 16

Труднодоступность

Длинные, сложные предложения
Письмо – редкий навык
Труднодоступность самого предмета
Сложная материя, сложный

Труднодоступность Длинные, сложные предложения Письмо – редкий навык Труднодоступность самого предмета Сложная материя, сложный язык
язык

Слайд 17

Корни

Древнерусская литература опиралась на византийскую
Византийская – на античную. Античная риторика + священное

Корни Древнерусская литература опиралась на византийскую Византийская – на античную. Античная риторика
писание
Уже готовая система образов (вековая литературная традиция)

Слайд 18

Содержание

Религиозное содержание
Повестка дня
Факты из прошлого
Если надо было рассказать о благород­ном князе-воителе (например,

Содержание Религиозное содержание Повестка дня Факты из прошлого Если надо было рассказать
об Алек­сандре Нев­ском), то использовались приемы, опробованные предшест­вен­ни­ка­ми при опи­сании великих воинов древности — Гедеона или Александра Маке­дон­ского.

Слайд 19

Жанры

Евангелия
Псалтыри
богослужебные книги
жития святых
торжественные проповеди
Летописи
воинские повести
Притчи
афоризмы
описания путешествий
княжеские и пастырские наставления
Литературные своды предназначались

Жанры Евангелия Псалтыри богослужебные книги жития святых торжественные проповеди Летописи воинские повести
для того, чтобы сформировать у читателя навыки христианского служения.
История, записанная в летописях, воспринимались в первую очередь как реализация Божьего промысла.
Особняком среди сохранившихся произведений стоит «Слово о полку Игореве».

Слайд 20

Особенности

Установка на достоверность
Ретроспектива В летописях княгиня Ольга сравнивается с греческой царицей Еленой, а

Особенности Установка на достоверность Ретроспектива В летописях княгиня Ольга сравнивается с греческой
князь Владимир — с библейским Соломоном.
Хронотоп: время не всегда линейное. Есть исходное состояние.
Автор как посредник
Обряд, коллективность, традиция

Слайд 21

Нестор

«Чтение о князьях Борисе и Глебе» («Чтения о житии и погублении блаженных

Нестор «Чтение о князьях Борисе и Глебе» («Чтения о житии и погублении
страстотерпцев Бориса и Глеба»)
«Повесть временных лет»
Нестор сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.
Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати.
«Житие Федосея»

Слайд 22

Слово о полку Игореве

«Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»
Нет

Слово о полку Игореве «Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука
фигуры святого
Нет чуда
Поражение
В качестве вступления – народная, а не мировая или христианская история
Славянская мифология
Почему не военный эпос?

Слайд 23

Слово о полку Игореве

Слож­ные метафоры: «Тут кровавого вина не хватило, тут кончили

Слово о полку Игореве Слож­ные метафоры: «Тут кровавого вина не хватило, тут
пир храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую»
Боян называется внуком Велеса, князья — Даждьбога. Див, ветры — Стрибожьи внуки, «великий Хорс». Также есть упоминание о Карне и Желе, которые иногда считаются поэтическими олицетворениями тоски и печали.

Слайд 24

Слово о полку Игореве

наряду с «языческой», или «народной», в образ­но­сти «Слова» представлена

Слово о полку Игореве наряду с «языческой», или «народной», в образ­но­сти «Слова»
и христианская, книжная составляющая:
«Тогда на Русской земле редко слышался клич пахаря, зато часто вороны каркали, деля трупы, и галки разго­варивали на своем языке, собираясь на поживу».
В библейских проро­чествах встречается упоминание о трупах, которые станут пищей птицам, когда Бог отвернется от Израиля за его грехи.

Слайд 25

Сверим координаты

Когда?
На каком языке?
Ассоциации
Что отличает «Слово о полку Игореве» от всей остальной

Сверим координаты Когда? На каком языке? Ассоциации Что отличает «Слово о полку
древнерусской литературы?
Вымысел и фантастика или приближенность к реальности?

Слайд 26

Что читать?

«Русский язык за 18 минут» - Arzamas

Что читать? «Русский язык за 18 минут» - Arzamas

Слайд 27

XVII – XVIII век Что было до Пушкина?

XVII – XVIII век Что было до Пушкина?

Слайд 28

Что происходит?

Влияние европейской культуры – преодоление культурной изолированности.
Переход культуры от религиозной к

Что происходит? Влияние европейской культуры – преодоление культурной изолированности. Переход культуры от
светской – религия подчиняется государству, а не наоборот.
Переход от средневековой литературы к классицизму (барокко, придворная культура, ориентация на западноевропейские образцы)
Литература становится самостоятельной формой

Слайд 29

Историческая повесть

Исторические повести как отражение смуты
«Летописная книга», датируемая 1626 годом: ее авторство

Историческая повесть Исторические повести как отражение смуты «Летописная книга», датируемая 1626 годом:
принято приписывать князю Семену Ивановичу Шаховскому — военачальнику и участнику Смуты. Она охваты­вает исторические происшествия от Ивана Грозного до Собора 1613 года.

Слайд 30

«…ростом невысок, в груди широк, руки крепкие. Лицо же его не отра­жа­ло

«…ростом невысок, в груди широк, руки крепкие. Лицо же его не отра­жа­ло
царского достоинства, слишком простое имел обличье, а тело его было очень смуглым. Но остроумен, и более того — в книжной науке доста­точно искусен, дерзок, словоохотлив, любил конные состязания, против врагов своих храбр, смел, весьма мужествен и силен и к воинам весьма благосклонен».

Слайд 31

Не только эпос – светская поэзия

Первая русская поэтическая школа учится у Польши

Не только эпос – светская поэзия Первая русская поэтическая школа учится у
и Украины
Противопоставление поэзии прозе
«говорной стих»
Появление рифмы
Распространение акростихов
Нет требований к кол-ву слогов и ритму

Слайд 32

Не только эпос – светская поэзия

Было:
молитвенный стих (гимно­гра­фия); фольклорный стих; напоминающие стихи

Не только эпос – светская поэзия Было: молитвенный стих (гимно­гра­фия); фольклорный стих;
встав­ки в прозаические произведения

Стало:
дружеские послания, предисловия и послесловия к прозаическим сочинениям, поэмы, эпитафии, молитвы

Слайд 33

Не только эпос – светская поэзия
Сколько о чем отыскал,
Столько о том и

Не только эпос – светская поэзия Сколько о чем отыскал, Столько о
написал.
Все, кто читают, понимают,
Что великие события не забывают.
Когда же к концу этой повести я подошел,
В труде своем никакого утешения не нашел.

Слайд 34

Не только эпос – светская поэзия

Расцвет поэзии при Симеоне Полоцком
Польский, латынь, церковнославянский
Псал­тирь

Не только эпос – светская поэзия Расцвет поэзии при Симеоне Полоцком Польский,
рифмотворная», «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»

Слайд 35

Не только эпос – светская поэзия

Пес утружденный егда хощет спати,
обыче прежде сам

Не только эпос – светская поэзия Пес утружденный егда хощет спати, обыче
ся обращати,
Нежели ляжет. Егда осмотрится
окрест на месте, тогда положится.

Слайд 36

Не только эпос – светская поэзия

Силлабическая система стихосложения
Равное число слогов, рифма, женские

Не только эпос – светская поэзия Силлабическая система стихосложения Равное число слогов,
клаузулы
«Первые звоночки» оды и басни

Слайд 37

Не только эпос – светская драма

«Артаксерксово действо» - первая пьеса русского театра
Библейская

Не только эпос – светская драма «Артаксерксово действо» - первая пьеса русского
история персидского царя Артаксеркса, который обрел новую любовь и новую царицу — красавицу Эсфирь. (Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина)
Изложена в стихотворной форме

Слайд 38

Не только эпос – светская поэзия

Было:
театрализованные фольклорные обряды (свадьба, календарные игры) и

Не только эпос – светская поэзия Было: театрализованные фольклорные обряды (свадьба, календарные
театрализованные церков­ные действа

Стало:
Придворный театр

Слайд 39

Публицистика (ну почти)

Первая газета – «Куранты»
«В городе Думбире Шкодские земли близь четверти

Публицистика (ну почти) Первая газета – «Куранты» «В городе Думбире Шкодские земли
часа великое учи­нилось земли трясение и затмение в небе, так что друг друга видеть нихто не мог. И тем учинились великие разорения и шкоды. И объ­яви­лись в то же время на небе разные лики и образы. После того, спустя недели з две, учинился в Лондоне великой пожар, которым многие дворы и люди погибли».

Слайд 40

Публицистика (ну почти)

«Ведомости»
16 декабря 1702 г. император Петр I подписал указ о

Публицистика (ну почти) «Ведомости» 16 декабря 1702 г. император Петр I подписал
создании первой русской печатной газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах».

Слайд 41

Переломный момент

Отказ от древнерусских идей и жанров
Опыт Германии, Англии и Франции.

Переломный момент Отказ от древнерусских идей и жанров Опыт Германии, Англии и
Переводы
Идея национального самосознания
С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы
От «схоластицизма» к классицизму, сентиментализму, романтизму и реализму.

Слайд 42

Переломный момент

Переломный момент

Слайд 43

Тредиаковский

Первый профессиональный российский филолог.
Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.
Ввёл

Тредиаковский Первый профессиональный российский филолог. Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.
в русскую культуру понятия прозы и поэзии.

Слайд 44

Тредиаковский

М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу

Тредиаковский М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести
из-под влияние церкви.
Первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Слайд 45

Вершина русского классицизма - Державин

Главным объектом изучение для Державина является человек, во

Вершина русского классицизма - Державин Главным объектом изучение для Державина является человек,
многих своих одах он ставит философский вопрос смысла жизни.
Предназначение поэта Державин видел в том, чтобы прославлять великие поступки и порицать дурные. К примеру, в своей оде «Фелица» он прославляет Екатерину II и олицетворяемую ею просвещённую монархию.

Слайд 46

Классическая комедия - Фонвизин

Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что он,

Классическая комедия - Фонвизин Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что
соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства.
Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества.

Слайд 47

Бунтовщик похуже Пугачева - Радищев

Публицистика (уже не «почти»), сатира

Бунтовщик похуже Пугачева - Радищев Публицистика (уже не «почти»), сатира

Слайд 48

Реформа языка - Карамзин

Принцип «пиши, как говоришь»
Средний слог
Единый язык для всех литературных

Реформа языка - Карамзин Принцип «пиши, как говоришь» Средний слог Единый язык
жанров
Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.