Содержание
- 2. На повестке дня: 1. Характерные черты древневосточного общества. 2. Правовое положение групп населения. 3. Сословные группы
- 3. Характерные черты древневосточного общества Древним Востоком обычно называется совокупность древнейших цивилизационных образований. К их числу относят:
- 4. I. Для восточного общества были характерны следующие черты: патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость
- 5. VI. Характер власти – деспотический, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Глава государства не имел
- 6. Правовое положение групп населения Каждый из трех основных классов древневосточного общества не был монолитен и однороден,
- 7. 1) полноправные граждане, принадлежащие к самоуправляющейся структуре общинного типа; их жизнь в широких пределах направляется ими
- 8. Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым. Так, господствующий класс состоит преимущественно из людей первого
- 9. Сословия в вавилонском царстве
- 10. Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины
- 11. Говорить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности, было
- 13. Варновое деление в древней Индии
- 14. Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы —
- 15. В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень
- 17. Патриархальное рабство Патриархальное рабство - начальная форма рабства, связанная с натуральным хозяйством патриархальной семьи. Патриархальное рабство
- 18. Специфика патриархального рабства Патриархальное рабство является первоначальной формой рабства. Оно возникло на территории Древнего Востока. Одним
- 19. 4) Рабы могли накопить достаточное количество средств для того, чтобы откупить от владельцев и стать свободными.
- 22. Скачать презентацию
Слайд 2На повестке дня:
1. Характерные черты древневосточного общества.
2. Правовое положение групп населения.
3. Сословные
На повестке дня:
1. Характерные черты древневосточного общества.
2. Правовое положение групп населения.
3. Сословные
![На повестке дня: 1. Характерные черты древневосточного общества. 2. Правовое положение групп](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-1.jpg)
3.1. Сословия в вавилонском царстве (авилумы, мушкенумы, вардумы).
3.2. Варновое деление в Древней Индии (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудпы).
4. Патриархальное рабство.
Слайд 3Характерные черты древневосточного общества
Древним Востоком обычно называется совокупность древнейших цивилизационных образований. К
Характерные черты древневосточного общества
Древним Востоком обычно называется совокупность древнейших цивилизационных образований. К
![Характерные черты древневосточного общества Древним Востоком обычно называется совокупность древнейших цивилизационных образований.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-2.jpg)
Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное.
Слайд 4I. Для восточного общества были характерны следующие черты: патриархальность. Ее сохранению способствовало
I. Для восточного общества были характерны следующие черты: патриархальность. Ее сохранению способствовало
![I. Для восточного общества были характерны следующие черты: патриархальность. Ее сохранению способствовало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-3.jpg)
II. Рабовладельческие общества, однако рабство носит специфический характер, так называемый «восточный тип рабства». Рабы, как и земля, принадлежат государству и используются, в основном, на общественных работах.
III. Традиционность - это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века.
IV. Религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование.
V. Почти одновременно в различных регионах Древнего Востока возникли развитые правовые культуры с более совершенным, чем при родовом строе, уровнем развития правовой системы.
Слайд 5VI. Характер власти – деспотический, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию.
VI. Характер власти – деспотический, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию.
![VI. Характер власти – деспотический, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-4.jpg)
VII. Характеристика определяет особенности социально-политического устройства. Во всех древневосточных цивилизациях очень рано происходит процесс классообразования, сословная структура общества была связана с развитым разделением труда. В любом обществе есть социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). В древневосточных культурах изменение социального статуса было затруднено, человек был накрепко привязан к своей социальной группе, своему классу или страте (как, например, в Индии, с ее кастовой системой). От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, община и т. п.), за которой закрепляются определенный вид трудовой деятельности и профессия. Особую роль среди прочих социальных групп играет жречество. Значительной особенностью социально-политического устройства древневосточных цивилизаций является наличие большого, сложно организованного и иерархиезированного бюрократического аппарата.
Слайд 6Правовое положение групп населения
Каждый из трех основных классов древневосточного общества не был
Правовое положение групп населения
Каждый из трех основных классов древневосточного общества не был
![Правовое положение групп населения Каждый из трех основных классов древневосточного общества не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-5.jpg)
Слайд 71) полноправные граждане, принадлежащие к самоуправляющейся структуре общинного типа; их жизнь в
![1) полноправные граждане, принадлежащие к самоуправляющейся структуре общинного типа; их жизнь в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-6.jpg)
2) неполноправные граждане, жизнь которых в широких пределах регламентируется другими лицами, от которых они считаются формально зависимыми, – частными людьми или государством как особым учреждением (а не воплощением социума), – это клиенты, илоты, «царские люди» и др.;
3) рабы – люди, считающиеся движимым имуществом другого человека, который может произвольно распоряжаться их временем и силами, а также волен продать их, подарить или освободить.
Слайд 8Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым. Так, господствующий класс состоит
Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым. Так, господствующий класс состоит
![Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым. Так, господствующий класс состоит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-7.jpg)
Слайд 9Сословия в вавилонском царстве
Сословия в вавилонском царстве
![Сословия в вавилонском царстве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-8.jpg)
Слайд 10Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю.
Мушкенумы
Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю.
Мушкенумы
![Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-9.jpg)
Вардумы были частными рабами, их покупали и продавали.
Слайд 11Говорить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права,
Говорить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права,
![Говорить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-10.jpg)
В значительной мере это связано с тем, что рабский труд не стал в странах Древнего Востока доминирующим в системе общественного производства. Он применялся главным образом в царско-храмовом и крайне редко в частно-общинном хозяйстве. В Вавилоне широко использовался труд других категорий зависимого люда: наемных работников, издольщиков-арендаторов, положение которых было не намного лучше положения рабов.
Правовые различия между этими социальными группами особенно ярко проявились в положениях, касающихся охраны здоровья, чести их самих и их детей, — нормах о преступлениях, наказываемых по принципу талиона (ст. 196—205 и др.). Интересно в связи с этим отметить и такую особенность ЗХ: вопреки более строгому наказанию за преступления против личности авилума по сравнению с мушкенумом, имущественные права «царских людей» — мушкенумов (как и самого дворца или храма) защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.).
Слайд 13Варновое деление в древней Индии
Варновое деление в древней Индии
![Варновое деление в древней Индии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-12.jpg)
Слайд 14Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах содержится в самом раннем
Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах содержится в самом раннем
![Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах содержится в самом раннем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-13.jpg)
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.
Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников.
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.
Слайд 15В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та
![В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-14.jpg)
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскараз", за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий.
Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.
Слайд 17Патриархальное рабство
Патриархальное рабство - начальная форма рабства, связанная с натуральным хозяйством патриархальной
Патриархальное рабство
Патриархальное рабство - начальная форма рабства, связанная с натуральным хозяйством патриархальной
![Патриархальное рабство Патриархальное рабство - начальная форма рабства, связанная с натуральным хозяйством](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-16.jpg)
Патриархальное рабство не составляло основы производства и было рассчитано на удовлетворение потребностей патриархальной семьи, в состав которой рабы входили как наиболее бесправные члены. Они жили в одном доме с хозяином, часто имели собственные семьи; рабыни могли быть наложницами хозяина, их дети включались в число наследников. В целом патриархальное рабство характеризовалось относительно лёгким положением рабов, хотя известны случаи (например, у индейцев Северо-Запада Северной Америки) чрезвычайно жестокого обращения с домашними рабами.
Слайд 18Специфика патриархального рабства
Патриархальное рабство является первоначальной формой рабства. Оно возникло на
Специфика патриархального рабства
Патриархальное рабство является первоначальной формой рабства. Оно возникло на
![Специфика патриархального рабства Патриархальное рабство является первоначальной формой рабства. Оно возникло на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-17.jpg)
1) Патриархальное рабство очень сильно отличалось от классического. Одна из особенностей – отношения между рабовладельцем и самим рабом. В данном случае раб был как младший член семьи рабовладельцев;
2) Условия проживания раба при патриархальном рабстве имели свои определенные черты: например, раб мог жить как вне дома хозяев, так и в одном доме вместе с остальными. К тому же, рабу разрешалось завтракать, обедать и ужинать вместе с хозяевами, его рацион ничем не отличался от рациона остальных;
3) Рабы при патриархальном рабстве имели право заводить семьи с другими рабами, а их детей необязательно отдавали в другие семьи;
Слайд 194) Рабы могли накопить достаточное количество средств для того, чтобы откупить от
4) Рабы могли накопить достаточное количество средств для того, чтобы откупить от
![4) Рабы могли накопить достаточное количество средств для того, чтобы откупить от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/903167/slide-18.jpg)
5) Рабы имели право на наследство от своих хозяев. Хозяева также нередко одаривали рабов, которые особо отличались своим трудолюбием и стремлением внести вклад в развитие семьи.
При патриархальной форме рабовладения рыночные отношения гораздо слабее, чем при классическом рабстве. Также при патриархальной форме не требовалось большого количества рабов, поскольку они не принимали участия в масштабной работе, а скорее использовались для того, чтобы исполнять все пожелания и капризы своих господ.