Искусство Византии

Содержание

Слайд 2

В 323 году н. э. император Константин Великий принял судьбоносное решение,

В 323 году н. э. император Константин Великий принял судьбоносное решение, последствия
последствия которого ощущаются по сей день, – он повелел перенести столицу империи из Рима в греческий город Византий. Император предпринял такой шаг, осознавая рост стратегического и экономического значения восточных провинций.
Перенос столицы был также связан с тем, что отныне основанием и краеугольным камнем империи должно было стать христианство.
В 330 году Византий был переименован в Константинополь. На Руси Константинополь называли – Царьград.

Слайд 3

Западные провинции вскоре подверглись вторжению германских племён. К концу VI века

Западные провинции вскоре подверглись вторжению германских племён. К концу VI века на
на этой территории исчезли последние остатки власти римлян. Восточная же империя, впоследствии получившая название Византийской, выдержала удары варваров, а при императоре Юстиниане (527-565 годы правления) стала самой могущественной и стабильной.

Слайд 4

Среди дошедших до нас константинопольских памятников архитектуры эпохи правления Юстиниана выдающееся

Среди дошедших до нас константинопольских памятников архитектуры эпохи правления Юстиниана выдающееся место
место занимает построенная в 532-537 годах церковь Святой Софии, то есть Божественной Мудрости. Это уникальный шедевр архитектуры того времени и одно из величайших проявлений созидающего гения человечества.

Слайд 5

Храм Св. Софии, Константинополь (Стамбул). 532-537 г.г.

Храм Св. Софии, Константинополь (Стамбул). 532-537 г.г.

Слайд 6

Входя внутрь храма, словно ощущаешь его невесомость; кажется, что элементы его

Входя внутрь храма, словно ощущаешь его невесомость; кажется, что элементы его конструкции,
конструкции, обладающие массой и жёсткостью, остались где-то снаружи. А внутри – распахнутое пространство, в котором ниши, апсиды, арки подобны наполненным ветром парусам корабля.
Купол словно парит в воздухе, поскольку у его основания находится ряд близко расположенных окон, а в стенах самого храма их столько, что стены приобретают прозрачность кружевной занавеси, а золотое мерцание мозаик окончательно создаёт иллюзию «нереальности» мира, представшего перед взором.

Слайд 7

Интерьер храма Св. Софии.

Интерьер храма Св. Софии.

Слайд 8

Лучшим выразителем византийского стиля стала византийская мозаика. Она выполнялась из смальты

Лучшим выразителем византийского стиля стала византийская мозаика. Она выполнялась из смальты –
– кубических кусочков окрашенного стекла. Смальта давала большое количество оттенков, могла быть золотой.
Сверкающая поверхность отражающих свет кусочков цветного стекла позволила создать эффект мерцающего окна в нереальный мир. Византийская мозаика как бы отрицает поверхность стены и создает за ней иллюзию иного мира.

Слайд 9

Фрагмент византийской мозаики.

Фрагмент византийской мозаики.

Слайд 10

Фрагмент византийской мозаики.

Фрагмент византийской мозаики.

Слайд 11

После турецкого завоевания Византии в 1453 году Константинополь стал называться Стамбулом,

После турецкого завоевания Византии в 1453 году Константинополь стал называться Стамбулом, а
а христианская церковь Св. Софии была превращена в мусульманскую мечеть Айя-София. Позднее к ней были пристроены четыре минарета.

Слайд 12

Итак, в искусстве Византии неразрывно слиты утончённая декоративность, стремление к впечатляющей

Итак, в искусстве Византии неразрывно слиты утончённая декоративность, стремление к впечатляющей зрелищности,
зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.
Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается как отблеск неземной, Божественной Красоты.

Слайд 13

Апсида – большая ниша, расположенная
обычно в восточной части церкви.
Мозаика –

Апсида – большая ниша, расположенная обычно в восточной части церкви. Мозаика –
изображение, составленное из
маленьких кусочков цветных камней
или стекла, уложенных в цемент.
В античную эпоху из мозаики делали
главным образом полы; начиная
с периода раннего христианства
мозаика стала украшать стены и своды
храмов.

Словарь терминов: