Культура русских земель в ХII-ХIII веках. Особенности культуры ХII-ХIII веков. Летопись

Слайд 2

Литературные памятники.

Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи феодальной раздробленности занимает «Слово

Литературные памятники. Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи феодальной раздробленности занимает
о полку Игореве», написанное, как предполагают ученые, в Киеве около 1185 г. Судьба его рукописи не менее трагична, чем «Велесовой книги» (см. гл. 9) В 1792 г. в Ярославе был обнаружен сборник, содержавший текст «Слова». Два десятка лет рукопись была доступна изучению. В дни пожара 1812 г. в Москве на Разгуляе она сгорела. К счастью, снятая до утери источника копия была опубликована типографским способом. Вскоре начинают появляться сомнения в достоверности «Слова», хотя подлинник его изучался таким признанным авторитетом, как Н.М. Карамзин. Аргументом выдвигался не признававшийся в ту пору высокий уровень русской культуры, который демонстрировала поэма, так что ее даже называли «кустом роз на ржаном поле»

Слайд 3

Литература и искусство Средневековой Руси взаимосвязаны. Искусство служит одним из важных источников

Литература и искусство Средневековой Руси взаимосвязаны. Искусство служит одним из важных источников
информации о сознании народа, в том числе и произведения художественного ремесла, или «серебряного фольклора». В ХП-ХШ вв., в эпоху блестящего расцвета северо-восточных земель Руси, во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. Почти все, что создано ювелирами той эпохи, безвозвратно погибло в дни нашествия, от которого Владимиро-Суздальский край и Рязанская земля пострадали в большей степени, чем другие княжества Руси. Из тех немногих дошедших до наших дней произведений прикладного искусства домонгольской Владимиро-Суздальской Руси выделяются: серебряный потир (потир (греч.роter - чаша, кубок) - сосуд для освящения вина или принятия причастия. ) Юрия Долгорукого, шлем князя Ярослава Всеволодовича, золотые копты с перегородчатой эмалью из Владимирского клада 1865 г., серебряное нагрудное украшение - монисто с крестами и орнаментом, найденное в селе Незлы под Суздалем, миниатюрная резанная на глинистом сланце икона святого целителя Пантелеймона из церкви Бориса и Глеба в Кидекше, куда она попала в XVI в. как вклад царя Ивана Васильевича Грозного.

Прикладное искусство.

Слайд 4

Музыка.

В отличие от народной музыки богослужебное пение почти сразу становится на Руси

Музыка. В отличие от народной музыки богослужебное пение почти сразу становится на
уделом профессиональных людей. Это подтверждает постановление Собора 1274 г., выразившего желание, чтобы церковное чтение и пение отправлялись людьми, исключительно посвященными на это. После принятия христианства в церковных службах в христианских храмах участвовали греческие и южнославянские (болгарские) певцы.
С дальнейшим проникновением христианства на Русь, к концу XI - началу ХН вв., появляются первые рукописные книги, где были песни для богослужения. По своему содержанию они испытывали византийское церковное влияние, но уже появились и отличительные свойства, присущие только древнерусским народам. В певческих книгах были песни, гимны в честь отечественных святых. Наиболее раннее произведение - кондак (торжественное песнопение), посвященный памяти безвинно убиенных князей Бориса и Глеба их братом Святополком в 1015 г. Церковное пение вначале было одноголосым, как и во всей восточно-христианской церкви.
Имя файла: Культура-русских-земель-в-ХII-ХIII-веках.-Особенности-культуры-ХII-ХIII-веков.-Летопись.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0