культура Византии (2)

Содержание

Слайд 2

Особенности культуры ВИЗАНТИИ

Особенности культуры ВИЗАНТИИ

Слайд 3

Прочтите начало параграфа на странице 53 учебника и ответьте на вопрос

Развитие образования

Прочтите начало параграфа на странице 53 учебника и ответьте на вопрос Развитие

Задание

Каковы
причины
развития
образования
в Византии?

Слайд 4


ПРЕДМЕТЫ

Развитие образования

Школы в Византии

ПРЕДМЕТЫ Развитие образования Школы в Византии

Слайд 5


ПРЕДМЕТЫ

Развитие образования

церковные

государственные

Школы в Византии

частные

РЕЛИГИЯ

МИФОЛОГИЯ

ИСТОРИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ВЫСШАЯ

ЧТЕНИЕ

ПИСЬМО

СЧЁТ

ЦЕРКОВНОЕ
ПЕНИЕ

ПРЕДМЕТЫ Развитие образования церковные государственные Школы в Византии частные РЕЛИГИЯ МИФОЛОГИЯ ИСТОРИЯ

Слайд 6


Заполним таблицу

Научные знания в Византии

Заполним таблицу Научные знания в Византии

Слайд 7

Изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматические устройства в тронном

Изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматические устройства в тронном
зале императорского дворца, приводимые в движение водой

Научные знания

Лев Математик

Создавались учебные пособия
по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного монастыря
в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе)

Хирургические инструменты

Слайд 8

Научные знания

Развитие химии: сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен

Научные знания Развитие химии: сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был
«греческий огонь» —
зажигательная смесь из нефти
и смолы, которую нельзя
погасить водой

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Слайд 9

Научные знания

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались

Научные знания Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков
на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений

Слайд 10

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание

Крестово-купольный –

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание Крестово-купольный
это храм, имеющий в плане вид креста с куполом посередине

Архитектура

Виды христианских храмов

Слайд 11

Требования к внутреннему пространству христианской церкви

Должно быть вместительным и удобным для совершения

Требования к внутреннему пространству христианской церкви Должно быть вместительным и удобным для
ритуала
Места для священнослужителей и «паствы» разграничены
Особое место для алтаря
Должно содержать христианскую символику

Церковь Сан-Аполинаре в Равненне

Слайд 12

Архитектура

Архитектура

Слайд 13

Притвор – помещение у западного, главного входа.
Неф – вытянутая основная часть храма,

Притвор – помещение у западного, главного входа. Неф – вытянутая основная часть
где собирались верующие для молитвы.
Алтарь –священное место, куда могли входить только духовные лица.
Апсиды – полукруглые сводчатые ниши, которые выступали наружу со стороны алтаря (реже с западного фасада храма).

Архитектура

Слайд 14

Архитектура

Архитектура

Слайд 15

Архитектура

Архитектура

Слайд 16

Архитектура

Купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стен между окнами

Архитектура Купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стен между окнами не видны
не видны

Слайд 17

Архитектура

Архитектура

Слайд 18

Собор Святой Софии

Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его

Собор Святой Софии Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве
работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.

По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса — светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный, из Фригии — розовый с прожилками.

Слайд 19

Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде,

Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде,
в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое.

Собор Святой Софии

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Слайд 20

Стены, выложенные различными рисунками из разноцветного мрамора, производят впечатление, будто они увешены

Стены, выложенные различными рисунками из разноцветного мрамора, производят впечатление, будто они увешены
дорогими коврами. На некоторых мраморных плитах — причудливые рисунки, напоминающие голову дьявола и облако после атомного взрыва. Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 года, император подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!» Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.

Собор Святой Софии

Слайд 21

Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из боковых,

Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из боковых,
затененных нефов человек попадал в центральную ярко освещенную часть храма, увенчанную куполом высотой 50 м. и диаметром 30 м. Грандиозный купол, голубой внутри, с золотым крестом в центре, был у основания прорезан 46 окнами и казался парящим, возносящимся к небу.

Слайд 22

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные
части мироздания. Четыре его стены символизировали четыре стороны света под властью единой церкви, купол уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там, согласно Библии, находился Эдем (рай), западная же часть храма символизировала ад.

Слайд 23

Икона (от греч. «рисунок», «образ») –
в христианстве изображение лиц или событий священной

Икона (от греч. «рисунок», «образ») – в христианстве изображение лиц или событий
или церковной истории, являющееся предметом почитания

Шедевром византийской иконописи, по праву, считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155

Первоначально иконами
называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения.
Самые первые иконы относятся к IV в.

Слайд 24

Характерные особенности икон
- Фронтальность (обращенность к зрителю),
- строгая симметрия по отношению

Характерные особенности икон - Фронтальность (обращенность к зрителю), - строгая симметрия по
к центральной фигуре Христа или Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб
- сияющий нимб вокруг головы
- пристальный, суровый взор увеличенных глаз
- состояние бесстрастного покоя
- декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур.

Почему иконы называли
«Библией для неграмотных»?

Канон – строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

Слайд 25

Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в. в

Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в. в
Византии сформировался иконостас — особая преграда, отделяющая помещение храма от алтаря, место сосредоточения большого количества икон.
В иконостасе иконы располагаются рядами над «царскими вратами», ведущими в алтарь.

Слайд 26

Фреска (от итал. «свежий») - живопись по сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся

Фреска (от итал. «свежий») - живопись по сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся
в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Слайд 27

Мозаика (от лат. произведение, посвящённое музам) — изображения из разных камешков или

Мозаика (от лат. произведение, посвящённое музам) — изображения из разных камешков или
кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.

Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.

Слайд 28

Мозаика

Архангел Гавриил

Мозаичное изображение Богородицы

Мозаика Архангел Гавриил Мозаичное изображение Богородицы

Слайд 29

Иоанн Златоуст

Император Александр

Мозаика

Иоанн Златоуст Император Александр Мозаика

Слайд 30

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Мозаика

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика

Слайд 31

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли
верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.

Слайд 32

Золотой фон также имел особый смысл.
Во-первых, он воспринимался как символ богатства

Золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства
и роскоши,
во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Мозаика

Мозаики располагались на вогнутой поверхности стен и это ещё больше увеличивало золотой блеск кубиков смальты.

Слайд 33

Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы

Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы
их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой

Слайд 34

Константинополь

Влияние культуры Византии

Восточные славяне - Русь

Грузия, Армения

Балканы

Италия

Константинополь Влияние культуры Византии Восточные славяне - Русь Грузия, Армения Балканы Италия

Слайд 35

Тест для закрепления:

1. Культура Византии является наследницей ….. культуры:
Католической;
Славянской;
Языческой;
Античной.

Тест для закрепления: 1. Культура Византии является наследницей ….. культуры: Католической; Славянской; Языческой; Античной.

Слайд 36

2. Установите правильное соответствие.

Тест для закрепления:

2. Установите правильное соответствие. Тест для закрепления:

Слайд 37

3. Высшим достижением византийской архитектуры является храм, носящий имя _________ __________.

Тест для

3. Высшим достижением византийской архитектуры является храм, носящий имя _________ __________. Тест для закрепления:
закрепления:
Имя файла: культура-Византии-(2).pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0