Михайловский замок

Содержание

Слайд 2

Содержание:

История
Архитектура и интерьеры
Владельцы
Легенды

Содержание: История Архитектура и интерьеры Владельцы Легенды

Слайд 3

История:

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю Петербургского зодчества XVIII

История: Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю Петербургского зодчества
в. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли в 1740-е гг. разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф. Г. Виолье, В. Бренна, В.И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Слайд 4

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на
престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. Состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора В. Бренна, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день святого архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г. Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ Павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. По модели Б.К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Слайд 5

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь
с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры. В начале 1820-х гг. здание было передано главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской Инженерной Академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые И.М. Сеченов и П.Н. Яблочков, композитор Ц.А. Кюи, герой севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие. На протяжении двух веков, когда здесь располагались Военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров. В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса государственного Русского музея. В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице. В восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея. В западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен центр мультимедиа русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Слайд 6

Архитектура и интерьеры:

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в

Архитектура и интерьеры: Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами,
который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.
Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому твоему подобает святыня господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.
Совсем иначе решен обращенный к летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Слайд 7

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре,

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре,
завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался Императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки. В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения. Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А. Виги, Я. Меттенляйтер, скульпторы К. Альбани, И.П. Прокофьев, П.И. Соколов, живописцы И.А. Акимов, А.М. Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфиллада парадных галерей — зал антиков, галерея рафаэля, галерея лаокоона, галерея арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренна и его молодого ученика Карло Росси.

Слайд 8

ВЛАДЕЛЬЦЫ:

Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801)
Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828)
Aлександр

ВЛАДЕЛЬЦЫ: Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801) Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 —
Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825)
Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831)
Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801)
Елена Павловна (13.12.1784 — 12.09.1803)
Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859)
Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818)
Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795)
Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865)
Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855)
Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849)


Слайд 9

Легенды: Призрак императора

Мечта императора Павла I, возведенная на месте его рождения, стала местом

Легенды: Призрак императора Мечта императора Павла I, возведенная на месте его рождения,
его погибели. Как говорят, минотаврам вовеки суждено погибать в воздвигнутых для них лабиринтах. Это случилось и с Павлом. Всего сорок дней замок служил обителью для царской семьи, но ходят легенды, что дух императора так и не смог покинуть это место - настолько сильно он был к нему привязан. Считается, что иногда в окнах замка можно увидеть темную тень императора со свечой в руках, а в коридорах по ночам слышен скрип половиц: это Павел бродит и ищет покой.
По легенде, призрак появляется в замке в полночь. Михайловский замок очень старый, а его история связана с трагическими событиями.
Выходит, что миф так и остается мифом. Особо популярным он был во времена, когда в замке обосновалось Инженерное училище. Скорее всего, кадеты использовали эту сказку, а может, и вовсе сочинили ее, чтобы запугивать младших.

Слайд 10

Крепость женской перчатки

Одна из легенд связана с цветом фасада замка. Она гласит,

Крепость женской перчатки Одна из легенд связана с цветом фасада замка. Она
что его определила перчатка Анны Лопухиной, фаворитки императора Павла. На одном из балов дама была так увлечена, что обронила желто-оранжевую перчатку. Восхищенный изяществом Лопухиной, Павел приказал выкрасить его обитель аккурат в цвет ее аксессуара.
В донесении саксонского посланника, современника Павла, есть строчка: «Вновь построенный дворец в Петербурге имеет имя архангела и краски фаворитки». Это подтверждает историю с перчаткой. Но, возможно, цвет этой перчатки навел Павла на какие-то свои мысли, и так совпало, что он посчитал его удачным для замка.
К слову, после строительства замка желто-оранжевый стал в городе популярным и многие дома в то время перекрашивали в этот оттенок.

Слайд 11

Приказ небесного посланника

Другая легенда связана с названием замка. Говорят, что одному из

Приказ небесного посланника Другая легенда связана с названием замка. Говорят, что одному
часовых Летнего дворца Елизаветы Петровны, который раньше стоял на берегу Фонтанки, явился неизвестный молодой мужчина в прекрасном сиянии. Он объявил караульному, что именно на этом месте должны стоять дом и храм, а потом будто растворился в воздухе. Позже поняли, что юноша - это архангел Михаил. В его честь замок и назвали.
В Павловское время действительно была такая версия. Когда послание передали императору, он заявил, что воля архангела будет исполнена, и якобы в его честь был построен этот храм. Но дело в том, что потом выяснилось, что этот часовой - двоюродный брат камердинера Павла I. Поэтому, зная о желании императора, кто-то решил подыграть ему - и появилась такая легенда. Современники писали, что эта история может хоть как-то оправдать огромные средства, которые потратили на строительство Михайловского замка.
Кстати, это первый случай в русском зодчестве, когда светская постройка была названа не в честь места или владельца, а по имени святого.

Слайд 12

Сундук Мальтийских рыцарей

У Павла I было особое пристрастие - рыцари и их

Сундук Мальтийских рыцарей У Павла I было особое пристрастие - рыцари и
идеалы. Он даже был великим магистром Мальтийского Ордена. И это его увлечение стало основой для другого мифа: якобы в подвалах Михайловского замка хранится сундук Мальтийских рыцарей, который император сам туда привез. У того, кто найдет его, откроются сверхъестественные способности и появится дар прорицания.
Павел никогда не был на Мальте, поэтому ничего оттуда привезти не мог. А вот Мальтийские рыцари, прибывшие в Петербург, привезли реликвии, которые они передали Павлу. Там была десница Иоанна Крестителя, частица мощей и икона Божией Матери, которые почитались у мальтийцев. Они хранились в церкви Зимнего дворца, а в день Иоанна Крестителя перевозились в Гатчину. Но после революции эти реликвии были вывезены за границу, и сейчас они хранятся в одном из монастырей Сербии. Никаких Мальтийских железных сундуков не было, тем более в замке. Так что этот миф – полная выдумка.

Слайд 13

Буквы над воротами

Очередная легенда связывает смерть Павла I с Ксенией Петербургской -

Буквы над воротами Очередная легенда связывает смерть Павла I с Ксенией Петербургской
Блаженной, жившей в столице во времена императора . Ходят слухи, что она якобы предрекла, что жить Павлу столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. Надпись гласила «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней». В 1934 году эти буквы исчезли с ворот, оставив после себя только черные точки на месте крепления.
Ни в одном из самых подробных житий Ксении Петербургской об этом предсказании не говорится. А еще один из современников Павловского времени написал, что заметили об этом только после смерти императора. То есть легенда существовала еще тогда, но она появилась задним числом по отношению к тому, что было на самом деле. До смерти императора об этом никто не говорил.
Более того, легенда сама по себе неточная. В надписи над воротами 47 букв, при том что Павел прожил только 46 лет и скончался на 47-м году жизни.