Слайд 2Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века
Заново отстраивались
города
Расширялось ремесленное производство
Возродилось создание летописей
Создавалось Российское централизованное государство
Административный аппарат требовал все большее количество грамотных людей
Слайд 3Книжное дело и литература
В конце XIV-начале XV в.
жил и писал монах
Троице-Сергиева
монастыря
Епифаний Премудрый
-Житие Сергия
Радонежского
-Житие Стефана
Пермского
Слайд 4Задонщина
На исходе XIV века
появились первые
поэтические
произведения о
Куликовской битве
« И уже грозы великаго
князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андреевича по всем землям текут. Стреляй, князь великый, по всем землям, стреляй, князь великый, с своею храброю дружиною поганого Мамая хиновина за землю Рускую, за веру христьяньскую.»
Слайд 5Книгопечатание
В 1564 году Иван
Федоров вместе с
Петром Мстиславцем
выпустили первую
печатная книгу
«Апостол»
Слайд 7Памятники первопечатникам
Иван Петр
Федоров Мстиславец
Слайд 8Симеон Полоцкий
Добрый обычай в мире содержится:
в дом новозданный аще кто вселится,
Все друзи его ему приветствуют,
благополучно жити усердствуют
И дары носят от сребра и злата
и хлеб, да будет богата полата.
Нищ ли кто в злато - руце воздевает
к богу и мольбы теплы возсылает,
Да подаст здраво и щасливо жити,
им же даде в дом новый вселити
Слайд 9«Обмирщение литературы»
К сатирическим повестям относится и известная
«Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая
в первом
десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и
Головлем отражены реальные условия жизни Руси того
времени, сословные отношения.
Слайд 10Хождения- записки путешественников
История путешествия Афанасия Никитина такова: в 1466 году с
русским послом он выехал из Москвы в Шемаху. Они спустились вниз по Волге до Астрахани, где один из кораблей путешественника был захвачен разбойниками, а другой у берегов Каспия разбила буря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжил путешествие. По суше они добрались до Дербента, затем попали в Персию и морем в Индию. В Индии Афанасий Никитин пробыл три года и через турецкие земли, по Черному морю вернулся в 1472 году в Россию, но, не доезжая Смоленска, умер. Его записки были доставлены в Москву и включены в летопись.
Слайд 11Хождение за три моря
За молитву святых отцов
наших, Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй
меня,
раба Своего грешного,
Афанасия Никитина сына.
Записал я здесь про свое
грешное хождение за три
моря: первое море —
Дербентское, дарья
Хвалисская, второе море —
Индийское, дарья
Гундустанская, третье море -
Черное, дарья Стамбульская.
Слайд 14Архитектура
В 1479 году архитектором
Аристотелем Фиораванти
был построен новый
Успенский собор в лучших
традициях русского
зодчества,
главными
образцами из которых
являлись соборы
Владимира и города
русского севера.
Слайд 15Грановитая палата
Архитекторы Пьетро Антонио Салари и Марко Руффо
Слайд 16Грановитая
палата
Внутреннее
убранство
Слайд 17Шатровый стиль
Церковь Вознесения
в усадьбе
Коломенское
Слайд 21Покровский собор
носит и народное
название - храм
Василия Блаженного
Архитекторы:
Барма и Постник
Покровский собор
носит и народное
название
- храм
Василия Блаженного
Архитекторы:
Барма и Постник
Слайд 22Московское барокко
В конце XVII в. в
России появился
новый архитектурный
стиль – московское
барокко.
Церковь Покрова
в
Филях
Слайд 23Л.К. Нарышкин
Московское барокко
называют еще и
нарышкинским
барокко, в честь
дяди Петра I
Л.К.Нарышкина, по
заказу крторого и
была
сооружена в 1694 г.
Церковь Покрова в
Филях
Слайд 24Резеденция царя Алексея Михайловича в с.Коломенском
Слайд 26Коломенское – замечательный памятник архитектуры XVII в.
Слайд 27Живопись
В XIV-XV вв. творили три
великих иконописца –
Феофан Грек, Андрей
Рублев и Дионисий.
Преображение
Господне.
Феофан Грек.
Слайд 28Феофан
Грек
Икона
Богоматери
Донской
Слайд 29Андрей
Рублёв
Андрей
Рублёв
Троица
Слайд 30Андрей
Рублёв
Постановление
Стоглавого Собора
требовало от
иконописцев:
«…писать как Андрей Рублёв, а от своего замышления ничто же
притворяти.»