Средневековый орнамент

Содержание

Слайд 2

Орнамент - это

узор, который основан на ритмичном повторении и чередовании составляющих его

Орнамент - это узор, который основан на ритмичном повторении и чередовании составляющих
элементов (к примеру, растительных узоров или геометрических фигур).
Служит для придания красоты зданиям и предметам декоративно-прикладного искусства (к примеру, мебели, текстильной и оружейной продукции), а также для украшения книжных иллюстраций и выделения текста.

Слайд 3

Особенности средневекового орнамента

1) Сильная взаимосвязь с христианской религией. Многие сферы человеческой

Особенности средневекового орнамента 1) Сильная взаимосвязь с христианской религией. Многие сферы человеческой
жизни, в том числе и искусство, контролировались церковью.
2) Тесное соприкосновение с творчеством народа. Это и любовь к яркой узорности, и изображения простых людей. А многие мастера происходили из низших сословий.
3) Для изображений и узоров характерна символичность, движение. Типично использование различных символов, ярких и драгоценных материалов.
4) Преобладали фантастические и сказочные изображения, в которых за основу брали растительные и животные мотивы.
5) Посредством изобразительно-декоративных средств, в том числе и орнаментов, в Средневековье стали передавать внутренний мир, состояние, чувства и эмоции человека, что не было характерно для предыдущих эпох.
6) Средневековый орнамент очень часто встречался в геральдике (историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов), где использовали разные символы, гербы, эмблемы, части снаряжения воина.

Слайд 4

Готический орнамент

Искусство средневекового орнамента в западноевропейских странах в готическую эпоху (XII–XV века)

Готический орнамент Искусство средневекового орнамента в западноевропейских странах в готическую эпоху (XII–XV
было под мощным авторитетом зодчества, а также церкви. Готический орнамент примечателен разнообразием и символичностью, весьма декоративен. Наряду с типичным применением античных и восточных тем, появляются и непривычные мотивы. Наиболее распространенные мотивы украшений: растительный, мифологический и геометрический. Очень популярны были изображения розы, исторических персон, воплощение разных библейских сюжетов.

Слайд 5

Растительный орнамент

Растительные элементы представлены местными растениями: виноград, плющ, дуб, клевер, розы.

Растительный орнамент Растительные элементы представлены местными растениями: виноград, плющ, дуб, клевер, розы. Мотивы отличаются абсолютной реалистичностью.
Мотивы отличаются абсолютной реалистичностью.

Слайд 6

Виноградная лоза

Виноградная лоза

Слайд 7

Роза

Роза

Слайд 8

Мифологический орнамент

Широко используются мифические сюжеты и персонажи. В готических орнаментах можно увидеть

Мифологический орнамент Широко используются мифические сюжеты и персонажи. В готических орнаментах можно
огромное разнообразие фантастических рыб и существ.

Слайд 9

Горгулья

Горгулья

Слайд 10

Крылатый лев

Крылатый лев

Слайд 11

Библейские сюжеты

До нашего времени дошло немало витражей Средневековья описывающих библейских героев. Один

Библейские сюжеты До нашего времени дошло немало витражей Средневековья описывающих библейских героев.
из самых величественных и прекрасных витражей ансамблей находится в соборе Нотр-Дам в Шартре. В его главной композиции центральное место занимает Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.

Слайд 12

Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII – XIII

Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII – XIII
вв. Витраж собора в Шартре. Франция.

Слайд 13

Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Праздничность также подчеркивается

Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Праздничность также подчеркивается
композиционными средствами: восседающую на троне богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне оправдан. Художник с удивительным вкусом и мастерством сочетает густоту красного цвета, сияние золотистых оттенков, нежность голубого тона, глубину темно-синей краски. У зрителя, попадающего в собор, возникало сказочное ощущение от того, что чистые и яркие тона удивительным образом смешиваются в пространстве и весело играют на коленях, полу и фигурах людей.

Слайд 14

Витраж церкви Сен-Шапель. XIII в. Париж, Франция

Витраж церкви Сен-Шапель. XIII в. Париж, Франция

Слайд 15

Геометрический орнамент

В геометрическом орнаменте используются криволинейные формы. Ажурный орнамент, исполненный в камне,

Геометрический орнамент В геометрическом орнаменте используются криволинейные формы. Ажурный орнамент, исполненный в
— наиболее узнаваемая черта готической архитектуры. В Германии готическая резьба приобрела название «масверк». «Масверк» — «правильное творение», создаваемое полностью при помощи циркуля. В основе этого орнамента не лежит никакой конкретной органической формы, только круги и их фрагменты. Впервые появляется ажурный орнамент окна. Два окна охвачены одной аркой, а пустое пространство между ними заполняется узором.

Слайд 17

Окно - роза

Окно - роза

Слайд 18

Средневековая книга

Рукописная книга XII – XIV вв. представляет собой синтез различных искусств:

Средневековая книга Рукописная книга XII – XIV вв. представляет собой синтез различных
орнаментики, каллиграфии, живописи, ювелирного мастерства. Если раньше создание книг было уделом монастырей, то теперь нарядные и изящные книги создаются и в городах.

Слайд 19

Книжная миниатюра

В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство книжной миниатюры.
Особенности: в иллюстрации

Книжная миниатюра В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство книжной миниатюры. Особенности:
с многофигурными композициями религиозного содержания включались реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.
Впервые в книжной миниатюре была использована техника гризайль (разновидность росписи, выполняемой градациями одного тона) и архитектурные формы. Миниатюры, изображения животных и листьев были помещены внутри бордюра правильной четырехугольной формы, а стилю готической книги придавалась особая декоративная нарядность.

Слайд 21

Готическое письмо.

Шрифт - готическое письмо. Готический шрифт также долгое время считали

Готическое письмо. Шрифт - готическое письмо. Готический шрифт также долгое время считали
«варварским». Этот вид буквенных символов обусловлен, прежде всего, использованием гусиных перьев. Обрезанных по диагонали.
Как правило, при написании этим шрифтом пишущая кромка располагается под углом 45 градусов к линии строки. Буквы располагались очень плотно. Поскольку сказывалась необходимость экономии ценного и дорогостоящего пергамента.

Слайд 22

Основное внимание уделяется заглавной букве-инициалу. Для этого периода характерен инициал. Выполненный в

Основное внимание уделяется заглавной букве-инициалу. Для этого периода характерен инициал. Выполненный в
виде стилизованной фигуры птицы, рыбы, животного или растения.
Нередко такой инициал заполнял в средневековой рукописи половину а иногда и целую страницу. Как правило, сложное плетение орнамента, широко используемая символика (голубь, рыбы, крест и т.п.) и инициал составляли основной декор книги. Фигура человека в книжном орнаменте встречается редко и обычно вплетается в орнамент. Краски используются чистые и светлые.

Слайд 24

Часослов

С XIV в. получают распространение часослов – богато иллюстрированный маленький сборник молитв

Часослов С XIV в. получают распространение часослов – богато иллюстрированный маленький сборник
и текстов, распределенных по календарю. Соответствуя готическому стилю, остроугольные буквы в рукописных книгах вытягиваются вверх, а строка с текстом уплотняется. В книжных миниатюрах чувствуется влияние витражей и готических архитектурных мотивов. На полях появляются завитки орнамента, изящные рамки из плюща с фигурками полуфантастических существ, музыкантов и охотников. Например, так украшен молитвенник Филиппа Красивого, выполненный мастером Оноре. Искусство украшения полей довел до высокого совершенства и художник Жан Пюсель на страницах знаменитого «Бельвильского Бревиария».

Слайд 25

Жан Пюсель «Бельвильский Бревиарий».

Жан Пюсель «Бельвильский Бревиарий».

Слайд 26

Часослов герцога Беррийского

Часослов герцога Беррийского

Слайд 27

Церковная миниатюра из часослова XV в.

Церковная миниатюра из часослова XV в.

Слайд 28

Картинка со всех сторон окаймлена повторяющимся красочным узором из переплетенных стеблей, листьев

Картинка со всех сторон окаймлена повторяющимся красочным узором из переплетенных стеблей, листьев
и бутонов растений. Использованные краски довольно разнообразны: применены красный, синий, зеленый, розовый и золотой цвета. В витиеватых узорах просматривается некоторая закономерность: повторение идентичных элементов, чередующееся использование цветов. Использование сусального золота придает иллюстрации драгоценное мерцание.
Имя файла: Средневековый-орнамент.pptx
Количество просмотров: 129
Количество скачиваний: 3