Слайд 2Древнейшие культуры (каменный век):
Красный
Черный
Белый
Слайд 5Североамериканские индейцы (чероки):
Юг – белый
Восток – красный
Запад – черный
Север - синий
Слайд 6Древний Восток. Китай. Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и
центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие
Слайд 7Древний Восток. Индия. В древней Индии было 2 цветовые системы:
1) Архаическая или
троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.
2) Ведичная, или система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).
Слайд 8Древний Египет. Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный.
Слайд 9Греко-римская античность. В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит
из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.
Слайд 10Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный
(разрушение, состояние перехода).
Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.
Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их эксперементальным путем.
Слайд 12Белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет
- символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста. Фиолетовый - цвет противоречий.
Слайд 13Средние века. Ближний и средний Восток. Представление о цвете развивается под знаком
ислама. С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия.
Слайд 14Ренессанс. Леонардо Да Винчи - создатель новой цветовой системы. Он считал, что
основных цветов 6. Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный.
Слайд 15Европа. XVII-XIX века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается
процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).
Слайд 16В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм. Ценятся
только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.
Слайд 17В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (
мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.
Слайд 18Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу.
Слайд 19Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.
Треугольник показывает три основных цвета, которыми
пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.
Слайд 20В XIX веке в Европе возникает романтизм. В последствии его возникновение приводит к появлению
двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов)
В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара.
Слайд 22Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний -
черным цветом.
Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом ( вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения).
Слайд 23Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию
цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, ГельмГольц.
Слайд 24Модерн. Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:
1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов,
сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)
2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.
3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.
Слайд 25Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на
24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет, но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.