Содержание
- 2. Преднаука и наука. В современной философии преднаука и наука выделяются как два главных этапа исторического становления
- 3. Признак, указывающий на завершение преднауки и начало собственно науки. Когда на этапе науки наряду с эмпирическими
- 4. Экстернализм и интернализм. В объяснении генезиса науки, причин и факторов ее зарождения в XVI-XVII вв. существует
- 5. Для экстерналистов главное — анализ механизма воздействия внешних социальных факторов на развитие естествознания - как те
- 6. Интернализм возник в конце 1930-х гг. как реакция на экстернализм. Сторонники интернализма (А. Койре, А.Р. Холл,
- 7. Дискуссия между экстерналистами и интерналистами привела в конце 1970-х гг. к возобладанию в истории и философии
- 8. Апофеозом этого исторического скачка стала промышленная революция в Англии последней трети XVIII и первой половины XIX
- 9. Соотношение точек зрения экстернализма и интернализма позволяет сказать, что социальные факторы существуют и действуют не сами
- 10. Основные этапы и направления в развитии науки. Периодизация развития науки (в основе выделения этапов лежит критерий
- 11. II. Этап неклассической науки (первая половина XX в.). Основным принципом признается связь субъекта и объекта познания.
- 12. III. Этап постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI вв.). Наука учитывает постоянную включенность субъективной
- 13. Экспериментально-математическое естествознание - это первая форма науки. Его идейной и практической основой стал идеал познания природы
- 14. Опыт Галилей рассматривал не как простое наблюдение, а как осмысленный и продуманный вопрос, заданный природе. Он
- 15. Экспериментально-математическому естествознанию XVII-XVIII вв. соответствовала механистическая картина мира. Прежде чем она сменилась более сложной системой научных
- 16. Таким образом, основы клеточной теории, окончательно заложенные Теодором Шванном, можно сформулировать следующим образом: Клетка есть биологическая
- 17. II. Закон сохранения и превращения энергии (череда экспериментальных открытий). В формулировке Г. Гельмгольца и Ю. Майера
- 18. III. Эволюционное учение Ч. Дарвина. В вышедшей в 1859 г. книге «Происхождение видов путем естественного отбора»
- 19. Впервые идеи развития применительно к природе стал высказывать Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он рассматривал пространственно-временное многообразие материального
- 20. В науке XVIII-XIX вв. накапливалось все больше фактов, подрывавших механистическую картину мира. В физике были открыты
- 21. Внедрение сложных управляющих систем, роботов и программируемых устройств привело во второй половине XX в. к автоматизации
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2Преднаука и наука. В современной философии преднаука и наука выделяются как два
Преднаука и наука. В современной философии преднаука и наука выделяются как два
![Преднаука и наука. В современной философии преднаука и наука выделяются как два](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-1.jpg)
Преднаука заняла длительный период первоначального накопления знаний (начиная с древнейших времен), их обобщения и усвоения человеком.
Наука в собственном смысле возникла в Европе в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и представляла собой специфический тип духовного производства и социальный институт.
Преднаука - это не просто многообразие разрозненных практических и отвлеченных знаний, которыми обладали люди в различных областях жизнедеятельности: в хозяйстве, быту, строительстве, военном деле и пр. Это различные способы обобщения и систематизации этих знаний, их целенаправленный поиск. Такая деятельность зародилась в древности и была тесно связана с магическими, религиозными, философскими идеями и концепциями. В этих формах объединялись сведения и знания об отдельных явлениях живой и неживой природы, о жизни людей и народов.
Цель преднауки – познать вещи, их свойства и отношения, которые были задействованы в реальной практической деятельности людей.
Слайд 3Признак, указывающий на завершение преднауки и начало собственно науки. Когда на этапе
Признак, указывающий на завершение преднауки и начало собственно науки. Когда на этапе
![Признак, указывающий на завершение преднауки и начало собственно науки. Когда на этапе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-2.jpg)
На этапе науки теория начинает опосредствовать опыт и регулировать познание и практику, при этом она придерживается строгих правил проверки и верификации своих выводов.
Переход от преднауки к науке связан, прежде всего, с конструированием теоретических моделей, которые позволяют выйти субъекту деятельности за границы сложившегося практического опыта и традиций. В широком смысле - это выход за пределы сложившегося способа производства.
Переход к науке в собственном смысле слова произошел лишь в Европе, оттуда наука распространилась в другие регионы культурного мира.
Наука - это специфический тип духовного производства новых знаний и соответствующий социальный институт.
Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры.
Слайд 4Экстернализм и интернализм. В объяснении генезиса науки, причин и факторов ее зарождения
Экстернализм и интернализм. В объяснении генезиса науки, причин и факторов ее зарождения
![Экстернализм и интернализм. В объяснении генезиса науки, причин и факторов ее зарождения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-3.jpg)
Это два методологических направления в историографии науки, сформировавшиеся в середине ХХ в.
Экстернализм рассматривает историю науки как социальный процесс, а интернализм рассматривает историю науки как историю научных идей.
Интерналисты исходят из тезиса, что развитие научных идей обладает собственной логикой, не зависящей от воздействия социального окружения; поэтому, чтобы реконструировать историю науки, необходимо все внимание сосредоточить на анализе научного знания в его развитии, отвлекаясь от влияния со стороны общества.
Это влияние может быть только внешним; оно в состоянии изменить направление развития науки, его скорость, но внутренняя логика научного знания остается при этом неизменной.
Слайд 5Для экстерналистов главное — анализ механизма воздействия внешних социальных факторов на развитие
Для экстерналистов главное — анализ механизма воздействия внешних социальных факторов на развитие
![Для экстерналистов главное — анализ механизма воздействия внешних социальных факторов на развитие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-4.jpg)
Экстерналисты не претендовали на понимание содержания научного знания и его логики. Такие исследования не представлялись им существенными.
Сторонники экстернализма (Р. Мертон, Дж. Бернал, А. Кромби, Г. Герлак, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лили, Б. Гессен, Дж. Холдейн и др.) утверждают, что причины зарождения и развития науки действуют извне деятельности познания. К ним относятся социальные, экономические или даже психологические факторы.
С точки зрения экстернализма, вненаучные факторы определяют не столько логику ее деятельности, а сколько направление научного поиска и распределение сил.
Слайд 6Интернализм возник в конце 1930-х гг. как реакция на экстернализм. Сторонники интернализма
Интернализм возник в конце 1930-х гг. как реакция на экстернализм. Сторонники интернализма
![Интернализм возник в конце 1930-х гг. как реакция на экстернализм. Сторонники интернализма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-5.jpg)
Например, объективная логика решения проблем, которые исторически разрешались людьми, неизбежно подталкивала знание к научной форме. Социокультурные факторы, с этой точки зрения, могут лишь тормозить или, наоборот, толкать науку вперед.
Немалое значение имеет целостность и непрерывность традиции в науке, например, преемственное развитие научных школ.
Эффект экспериментального метода в науке может становиться источником нового, подчас неожиданного знания, безотносительно к запросам извне науки.
Слайд 7Дискуссия между экстерналистами и интерналистами привела в конце 1970-х гг. к возобладанию
Дискуссия между экстерналистами и интерналистами привела в конце 1970-х гг. к возобладанию
![Дискуссия между экстерналистами и интерналистами привела в конце 1970-х гг. к возобладанию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-6.jpg)
Древность и средние века знали немало выдающихся умов. Однако наука как социальный институт и производительная сила в эти эпохи не возникала. Причина - отсутствие экономической потребности в ней. В древности главное орудие производства - это скот и раб. Здесь надо было уметь управлять «живыми орудиями». В средние века основным средством производства стало централизованное землевладение и отношения феодальной зависимости. По-прежнему главным орудием производства оставались земля, скот и человек (т. е. естественные ресурсы и силы).
Только в Новое время вместе с капитализмом возник экономический интерес в промышленном производстве, усовершенствовании средств производства и технологическом разделении труда. Для его удовлетворения требовалось точное знание законов природы, которые позволили бы управлять энергией и движением.
Слайд 8Апофеозом этого исторического скачка стала промышленная революция в Англии последней трети XVIII
Апофеозом этого исторического скачка стала промышленная революция в Англии последней трети XVIII
![Апофеозом этого исторического скачка стала промышленная революция в Англии последней трети XVIII](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-7.jpg)
Изменение в промышленности и потреблении коренным образом перестроило общество и отношения в нем. Обнажились новые противоречия, ускорилась социальная динамика, произошли перемены в области общественного сознания и психологии. Все это актуализировало потребность в знании о человеке и обществе, т. е. в развитии общественных (социально-гуманитарных) и психологических наук. Эти перемены сопровождались подрывом и сломом традиционных форм мировоззрения, прежде всего, религии и влияния церкви на познавательную деятельность и образование.
Однако не стоит делать вывод об отсутствии внутренних гносеологических источников развития науки. Новое знание в значительной мере определяется кругом проблем и методов, обнаружившихся внутри уже имеющегося знания, т. е. противоречием между наличием объективной проблемы (прикладного, либо теоретического характера) и состоянием наличного знания, в котором она не находит убедительного разрешения.
Слайд 9Соотношение точек зрения экстернализма и интернализма позволяет сказать, что социальные факторы существуют
Соотношение точек зрения экстернализма и интернализма позволяет сказать, что социальные факторы существуют
![Соотношение точек зрения экстернализма и интернализма позволяет сказать, что социальные факторы существуют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-8.jpg)
Соответственно, нет никакой логики познания, независимой от условий жизнедеятельности реальных поколений людей. Решающую роль в познании и становлении науки играет предметно-практическая деятельность людей.
Экстернализм и интернализм представляют собой лишь абстракции двух крайних догматических точек зрения на историю науки. В действительности речь идет об отношении взгляда на науку как на явление интеллектуального порядка и как на феномен социального развития.
В случае интернализма мы имеем «внутреннюю историю науки» - последовательную смену научных идей, методов, теорий, имеющую определенную направленность и логику.
В случае экстернализма - «внешнюю историю» научных институтов, коллективов и сообществ, биографии ученых, описания и объяснения их действий в связи с экономикой, политикой, государственной властью и другими факторами.
Слайд 10Основные этапы и направления в развитии науки.
Периодизация развития науки (в основе
Основные этапы и направления в развитии науки.
Периодизация развития науки (в основе
![Основные этапы и направления в развитии науки. Периодизация развития науки (в основе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-9.jpg)
I. Этап классической науки (XVII-XIX вв.). Познание характеризуется объектным стилем мышления - природа как объект познания обладает внутренним набором свойств и законов, которые необходимо познать и отобразить в формах знания. Для этого требовалось устранить, по возможности, из познания объекта все, что относится к субъекту, средствам и приемам его деятельности.
Теоретическая механика с ее строгими, математически точными законами - пример такого научного знания. Парадигма объективизма отражала доминирование естествознания и его методов в науке.
Схема познания выражается формулой О — S, где О - объект познания, а S - субъект познания.
Слайд 11II. Этап неклассической науки (первая половина XX в.). Основным принципом признается связь
II. Этап неклассической науки (первая половина XX в.). Основным принципом признается связь
![II. Этап неклассической науки (первая половина XX в.). Основным принципом признается связь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-10.jpg)
Исходный пункт неклассической науки - теория относительности и квантовая теория. Утверждается, что эмпирические данные и модели не могут обеспечить чисто объективную установку познающего субъекта и всегда отображают отношение субъекта с его методами и средствами к объекту.
Большое значение имеют цели и задачи описания свойств и связей объекта, в соответствии с которыми выстраивается теоретическая модель объекта или предмета исследования.
Схема познания выражается формулой (O/S) — S, где О - объект познания, a S - субъект познания.
Слайд 12III. Этап постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI вв.). Наука
III. Этап постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI вв.). Наука
![III. Этап постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI вв.). Наука](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-11.jpg)
Процессы и законы самоорганизации сложных систем - основной интерес постнеклассической науки.
В постнеклассической науке субъект познания сам является элементом изучаемой системы не только как исследователь, но и как органическая часть, например в экологии. Наука и ее зависимость от социальных, психологических и этических факторов сама становится объектом изучения.
Схема познания выражается формулой (O/S/P) — S, где О - объект познания, S - субъект познания, а Р - практика.
Слайд 13Экспериментально-математическое естествознание - это первая форма науки. Его идейной и практической основой
Экспериментально-математическое естествознание - это первая форма науки. Его идейной и практической основой
![Экспериментально-математическое естествознание - это первая форма науки. Его идейной и практической основой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-12.jpg)
Главным орудием познания стал эксперимент и его мысленное моделирование (расчет) с помощью математики. Математика также стала важнейшим способом проверки и формализации получаемых знаний. Эксперимент заменил в познании обыденный эмпирический опыт, опиравшийся на доступные непосредственному восприятию повторяющиеся явления.
Принципы экспериментально-математического естествознания сформулировал Г. Галилей.
В дальнейшем их конкретизация проводилась философами XVII—XVIII вв.: Ф. Бэконом, Р. Декартом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем и др.
Галилей отмечал, что для проектирования эксперимента и для осмысления его результатов нужна некоторая предварительная теоретическая модель исследуемого явления, и основой её он считал математику, выводы которой рассматривал как самое достоверное знание: книга природы «написана на языке математики». «Тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу».
Слайд 14Опыт Галилей рассматривал не как простое наблюдение, а как осмысленный и продуманный
Опыт Галилей рассматривал не как простое наблюдение, а как осмысленный и продуманный
![Опыт Галилей рассматривал не как простое наблюдение, а как осмысленный и продуманный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-13.jpg)
Таким образом, эффективный путь познания, по мнению Галилея, состоит в сочетании синтетического (в его терминологии, композитивный метод) и аналитического (резолютивный метод), чувственного и абстрактного.
Важнейшим условием возникновения и существования точного естествознания является использование научного эксперимента и математического аппарата исследования.
Процесс естественнонаучного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической и теоретической деятельности.
Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов называется методом.
Метод – это совокупность приемов и операций, принципов и правил практического и теоретического познания действительности.
Слайд 15Экспериментально-математическому естествознанию XVII-XVIII вв. соответствовала механистическая картина мира. Прежде чем она сменилась
Экспериментально-математическому естествознанию XVII-XVIII вв. соответствовала механистическая картина мира. Прежде чем она сменилась
![Экспериментально-математическому естествознанию XVII-XVIII вв. соответствовала механистическая картина мира. Прежде чем она сменилась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-14.jpg)
I. Теория клетки Шлейдена-Шванна (1838).
Шлейден Маттиас Якоб (1804 - 1881) — немецкий ботаник и общественный деятель.
Шванн Теодор (1810 - 1882) — немецкий цитолог, гистолог и физиолог, автор клеточной теории.
Т. Шванн, отталкиваясь от идей Шлейдена сформулировал клеточную теорию, основанную на трех обобщениях:
процессы образования и развития клеток единообразны;
клеточное строение универсально для всех органов и частей организма;
образование новых клеток является условием и основой роста и развития животных и растений.
Слайд 16Таким образом, основы клеточной теории, окончательно заложенные Теодором Шванном, можно сформулировать следующим
Таким образом, основы клеточной теории, окончательно заложенные Теодором Шванном, можно сформулировать следующим
![Таким образом, основы клеточной теории, окончательно заложенные Теодором Шванном, можно сформулировать следующим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-15.jpg)
Клетка есть биологическая элементарная единица строения организма и может быть рассмотрена как биологическая индивидуальность низшего порядка (отдельный организм, например, простейшие).
Клеткообразование есть универсальный принцип размножения.
Жизнь организма может и должна быть сведена к сумме жизней составляющих его клеток.
В итоге было установлено единство строения всех форм жизни - растений и животных. Мельчайшей единицей живого организма является клетка. Появление этой теории было связано с изобретением микроскопа (рубеж XVI-XVII вв.) и его широким внедрением в биологические исследования.
Слайд 17II. Закон сохранения и превращения энергии (череда экспериментальных открытий). В формулировке Г.
II. Закон сохранения и превращения энергии (череда экспериментальных открытий). В формулировке Г.
![II. Закон сохранения и превращения энергии (череда экспериментальных открытий). В формулировке Г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-16.jpg)
Поскольку было установлено многообразие действий одной формы энергии (например, электроэнергии) на различные процессы, то доказано, что при всех макроскопических химических и физических процессах энергия не создается и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую.
Закон выражается уравнением: ΔU = ΔQ + ΔW, где U - внутренняя энергия замкнутой системы, Q- количество тепла, обмененного между системой и окружающей средой, W- работа.
Герман фон Гельмгольц (1821-1894) — немецкий физик, врач, физиолог, психолог, акустик.
Юлиус Роберт фон Майер (1814-1878) — немецкий медик и естествоиспытатель.
Слайд 18III. Эволюционное учение Ч. Дарвина. В вышедшей в 1859 г. книге «Происхождение
III. Эволюционное учение Ч. Дарвина. В вышедшей в 1859 г. книге «Происхождение
![III. Эволюционное учение Ч. Дарвина. В вышедшей в 1859 г. книге «Происхождение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-17.jpg)
Естественный отбор — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
Половой отбор — процесс, в основе которого лежит конкуренция за полового партнёра между особями одного пола, что влечёт за собой выборочное спаривание и производство потомства.
Теория Дарвина стала закономерным итогом утверждения идеи развития материальной природы. Она дала ответ на вопрос о том, как возможна целесообразная организация живой природы и отдельных живых организмов без вмешательства разумной силы.
Слайд 19Впервые идеи развития применительно к природе стал высказывать Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он
Впервые идеи развития применительно к природе стал высказывать Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он
![Впервые идеи развития применительно к природе стал высказывать Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-18.jpg)
Иммануил Кант (1724-1804) построил последовательную теорию возникновения и развития солнечной системы из горячего газопылевого облака, конденсировавшегося в планеты и другие тела под действием сил тяготения. Кант указал этим, что природа не объяснима лишь законами механического движения.
Георг Гегель (1770-1831) создал систему природы, взятую в ее органической целостности и развитии и разработал метод диалектического мышления как адекватного выражения процессов развития.
В работах Фридриха Энгельса (1820-1895) обосновывается идея объективности противоречия как движущей силы развития в природе и обществе.
Слайд 20В науке XVIII-XIX вв. накапливалось все больше фактов, подрывавших механистическую картину мира.
В науке XVIII-XIX вв. накапливалось все больше фактов, подрывавших механистическую картину мира.
![В науке XVIII-XIX вв. накапливалось все больше фактов, подрывавших механистическую картину мира.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-19.jpg)
В результате было установлено внутреннее единство всех уровней материальной природы, непрерывность ее процессов и всеобщий характер развития. Мир перестал пониматься как механическая система отдельных элементов.
Развитие капитализма в передовых странах Европы привело к интенсивной индустриализации промышленности, т. е. широкому внедрению машин на фабриках и заводах. Это было прямым применением научных знаний в производстве.
В Англии произошла «промышленная революция». Этим термином обозначают сложный процесс качественного изменения технологического способа соединения человека (энергии его рабочей силы) и технических средств производства.
Первым этапом этой революции была механизация, т. е. применение станков и машин на паровом двигателе взамен энергии ручного труда.
Слайд 21Внедрение сложных управляющих систем, роботов и программируемых устройств привело во второй половине
Внедрение сложных управляющих систем, роботов и программируемых устройств привело во второй половине
![Внедрение сложных управляющих систем, роботов и программируемых устройств привело во второй половине](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/986582/slide-20.jpg)
Эффективность техники способствовала выделению особой отрасли научного познания - технических наук. Они были востребованы не только при разработке и применении сложных механических машин, но и в строительстве, муниципальном и сельском хозяйстве, военной деятельности. В этот период наука окончательно определилась как важнейшая деятельность и «ценность цивилизации».
Наука стала внедряться в производство систематически в форме инноваций. Это обеспечило тип социального развития, называемый научно-техническим прогрессом.
Второй этап промышленной революции (автоматизация) напрямую связывают с ролью техники в производстве и определяют как «научно-техническую революцию» (НТР). Благодаря автоматизации возникло массовое производство жизненных благ, обеспечивающее все слои общества в промышленно развитых странах.