Александр Блок. Стихи о Прекрасной Даме

Содержание

Слайд 2

  Идея вечной и всепобеждающей Женственности была воспринята символистами от Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900) —

Идея вечной и всепобеждающей Женственности была воспринята символистами от Владимира Сергеевича Соловьева
философа-идеалиста, поэта, публициста, литературного критика.
Идеал всеединства — мудрое женское начало, воплощенное в «Софии, мудрости Божией», это Вечная Женственность, «действительно вместившая полноту добра и истины, а через них нетленное сияние красоты».
      Идея Вечной Женственности у А. Блока воплотилась в Прекрасной Даме, на рыцарское служение которой подвигнут поэт («Стихи о Прекрасной Даме», 1904).
Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой.

Слайд 3

В пору создания стихов о Прекрасной Даме на Блока оказали воздействие и

В пору создания стихов о Прекрасной Даме на Блока оказали воздействие и
многие другие писатели и художники, произведения которых отвечали духу мистической настроенности и отвлеченной мечтательности поэта.
«Первым вдохновителем моим был Жуковский…».
«Женская душа» стихов Тютчева необычайно сильна»,- уверял Блок.
Кто еще стал вдохновителем этих прекрасных стихов? Прочитайте об этом в монографии Б.Соловьева «Поэт и его подвиг», М. «Советский писатель», 1968, гл. «Покорность Богу и Платон…»

Слайд 4

Система символов

 В поэзии А. Блока создана целостная система символов.
«В ее основе лежит простой мотив:

Система символов В поэзии А. Блока создана целостная система символов. «В ее
рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.
Образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала.

Слайд 5

Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы…
Размыкание кругов —

Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы… Размыкание
порыв к ней.
Ветер — знак ее приближения.
Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка.
Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.
Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

Слайд 6

Цветопись поэзии Блока

Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности.
Синие, лиловые миры, одежды

Цветопись поэзии Блока Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Синие, лиловые
символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной дамой.
«Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности»…
«чорный» (опять-таки непременно через о). Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.

Слайд 7

Наследие символов

    Символика цвета у В. С. Соловьева, А. Блока и символистов заимствована из мистицизма Средневековья и Возрождения.

Наследие символов Символика цвета у В. С. Соловьева, А. Блока и символистов

В языке культуры позднего Cредневековья желтый цвет обозначал враждебные силы, синий — измену. Современники плохо понимали Блока, а вот книжникам XVI века был бы ясен потаенный смысл блоковских строк.

Слайд 8

Откроем цикл стихов.

Откроем цикл стихов.

Слайд 9

Стихи для обсуждения

  «В ночи, когда уснет тревога…», 1898.
«Ветер принес издалека…», 1901.
 «Сумерки, сумерки вешние…»,

Стихи для обсуждения «В ночи, когда уснет тревога…», 1898. «Ветер принес издалека…»,
1901.
 «Встану я в утро туманное…», 1901.
 «Мы встречались с тобой на закате…», 1902.
«Вхожу я в тёмные храмы…», 1904.

Слайд 10

Задание.

1. Выбрать 1 стих. из списка
2.Выполнить краткий анализ этого стих. (история создания,

Задание. 1. Выбрать 1 стих. из списка 2.Выполнить краткий анализ этого стих.
тема, идея, композиция, строфа, размер, средства выразительности)

Слайд 11

Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была

Мы были вместе, помню я… Ночь волновалась, скрипка пела… Ты в эти
- моя,
Ты с каждым часом хорошела…
Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…
9 марта 1899

Слайд 12

«Незнакомка»

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными Весенний и

«Незнакомка» По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит
тлетворный дух.
*****

Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями
Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

Слайд 13

О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождём,
И ветер

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая, Несутся тучи, льют
воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишённых крова,
И сожаленье гонит прочь –
В объятьё холода сырого!..
Бороться с мраком и дождём,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
24 августа 1899