Авторы: Косинова Наталья Алексеевна Радевская Ольга Олеговна Научный руководитель: Белозерских Наталья Андреевна МОУ Боль

Содержание

Слайд 2

Цель работы

Выявить символику русских народных сказок, откуда пришли к нам литературные герои,

Цель работы Выявить символику русских народных сказок, откуда пришли к нам литературные
есть ли прототипы?
Как герои народных сказок связаны с реальной жизнью народа, историей страны?
Связаны ли сюжеты народных сказок с православной верой, где мы находим такое отражение?

Слайд 3

Традиционная классификация народных сказок
Бытовые Волшебные Сказки о
животных

Традиционная классификация народных сказок Бытовые Волшебные Сказки о животных

Слайд 4

Астрологические сказки
Время года Время суток

Астрологические сказки Время года Время суток

Слайд 5

Классификация русских народных сказок
Для детей Для подростков Для взрослых
«Колобок», «Репка» волшебные: «Гуси-лебеди»

Классификация русских народных сказок Для детей Для подростков Для взрослых «Колобок», «Репка»
бытовые, «Курочка ряба»
«Царевна-лягушка» и т.д

Слайд 6

Баба-Яга – главная героиня волшебных сказок

Кто она:
Умершая женщина?
Божественная сущность?
Глава потустороннего мира?
Отрицательный или

Баба-Яга – главная героиня волшебных сказок Кто она: Умершая женщина? Божественная сущность?
положительный персонаж?
1.«Яга« — огнь — огонь»
2. Яга – это уже явно восточное «ага», вероятно бывшее в ходу не только в Турции, но и до нее, еще в Византии

Слайд 7

Жители тридевятого царства (царства мертвых)

Кощей Бессмертный
Баба-Яга
Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные

Жители тридевятого царства (царства мертвых) Кощей Бессмертный Баба-Яга Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные

Слайд 8

Иван — да не дурак

У него нет практической мудрости: он простодушен, незлобив,

Иван — да не дурак У него нет практической мудрости: он простодушен,
сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Именно таких качеств не хватает нам.
Он же Иван IY, он же Василий Блаженный, а для победивших его врагов – Иван-дурак.

Слайд 9

Образ Жар-птицы

Птица счастья
Жар Петух Орел
«И отправился царевич за пером Жар-птицы»
«В некотором царстве

Образ Жар-птицы Птица счастья Жар Петух Орел «И отправился царевич за пером
в некотором государстве, именуемом Византийской империей, в состав которого входила и Русь, золотой имперский орел повадился слишком часто зерно на Руси клевать».
/Золото, имеющее желтый цвет, легко ассоциируется с раскаленным до желтизны куском металла, который можно было увидеть у кузнецов. Отсюда – идея жара. Золото как жар горит./
Вывод: перо Жар-птицы – это кусочек счастья иметь.

Слайд 10

Выводы и результаты исследования

Сущностью сказки является выражение несогласия с жизненными реалиями, выражаемого

Выводы и результаты исследования Сущностью сказки является выражение несогласия с жизненными реалиями,
посредством словесной «победы». Это свойственно психологии человека. Поражение, выдаваемое за победу, победа, принимаемая за поражение.
Сами Евангелия, хотя и не считаются сказкой, тоже содержат идею конечной победы через сказочный сюжет воскрешения, соответствующий появлению героя из кипящего котла целым и невредимым, и даже ставшим краше прежнего.

Слайд 11

Выводы и результаты исследования

3. Герои р.н.с. можно разделить на волшебных персонажей, корни

Выводы и результаты исследования 3. Герои р.н.с. можно разделить на волшебных персонажей,
их появления относятся к языческой Руси или уходят в Евангельские сюжеты, но все они представители загробного мира; реальные персонажи, в которых народ видел защитников Руси, борцов с силами зла, охотниками за счастьем, прославляющих добро и справедливость.