Творческая биография А.П. Остроумовой - Лебедевой

Содержание

Слайд 2

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1971 – 1955)родилась в Петербурге.
В семье увлекались музыкой, часто

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1971 – 1955)родилась в Петербурге. В семье увлекались музыкой,
ходили в театр, но на то, что Анна постоянно рисовала, смотрели, как на странность. Большое значение в духовном становлении будущей художницы сыграл известный поэт Полонский, который был соседом по даче и сам очень любил рисовать. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.

Сомов. Портрет Остроумовой-Лебедевой. 1901

Слайд 3

Обучалась искусству графики в классе В.В. Матэ в Училище технического рисования барона

Обучалась искусству графики в классе В.В. Матэ в Училище технического рисования барона
Штиглица. Однако копировать чужие гравюры ей показалось скучным, и она перешла в общий живописный класс, где преподавали Н. Новоскольцев, Н. Кошелев, Г. Манизер.
Позже Остроумова поступила в Петербургскую академию художеств, где еще преподавал знаменитый педагог П. Чистяков.

Автопортрет и одна из гравюр.

Слайд 4

Некоторое время она серьезно увлекалась пуантилизмом и даже сама начала писать

Некоторое время она серьезно увлекалась пуантилизмом и даже сама начала писать мельчайшими
мельчайшими ударами кисти.
Однако, попав в мастерскую И. Репина она начала обретать собственную манеру. Художница ездила в Париж, где занималась в живописной мастерской Уистлера, который добивался того, чтобы его ученики умели видеть натуру в полутонах, лепить форму цветом и светом. В Париже Остроумова сблизилась с кружком Бенуа. Вместе с Лансере она съездила в Италию и через некоторое время начала заниматься не только рисунком и живописью, но и гравюрой.

Весенний мотив. 1904. Цветная ксилография.

Слайд 5

«…В гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного

«…В гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней
лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
Александр Бенуа — об Анне Остроумовой-Лебедевой

Слайд 8

Анна Остроумова-Лебедева. «Вид с Тучкова моста в Петербурге». 1912

Анна Остроумова-Лебедева. «Вид с Тучкова моста в Петербурге». 1912

Слайд 9

Когда Остроумова вернулась в Россию, она уже знала, что истинное ее призвание

Когда Остроумова вернулась в Россию, она уже знала, что истинное ее призвание
- гравюра. В мастерской Матэ Остроумова начала заниматься вместе с Сомовым, Бакстом, Лансере, Серовым. На конкурс в Академии Остроумова представила 14 гравюр, среди которых были "Персей и Андромеда" и четыре цветные гравюры - "Луна", "Дорожка", "Финляндия с голубым небом", "Финские озера".
В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом "Мир искусства". Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале "Мир искусства".

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна
Луна. 1900

Слайд 10

Финляндия с голубым небом

Финляндия с голубым небом

Слайд 12

В 1905 Анна Петровна вышла замуж за своего кузена Сергея Васильевича Лебедева

В 1905 Анна Петровна вышла замуж за своего кузена Сергея Васильевича Лебедева
(1874-1934), давно влюбленного в нее. Для Сергея Васильевича это был второй брак, а для Анны Петровны – первый и единственный. После свадьбы она к своей фамилии Остроумова добавила вторую – Лебедева.

Слайд 13

Одна из лучших ее гравюр - "Летний сад зимой". Так же появляются

Одна из лучших ее гравюр - "Летний сад зимой". Так же появляются
такие гравюры Остроумовой, как "Колонны Казанского собора", "Цепной мост" и др. Каждая гравюра художницы - это лаконичное, острое впечатление от натуры.

Летний сад зимой

Слайд 14

Цепной мост

Цепной мост

Слайд 15

Некоторое время она была увлечена японской гравюрой и глубоко ее изучала. Остроумова-Лебедева

Некоторое время она была увлечена японской гравюрой и глубоко ее изучала. Остроумова-Лебедева
не имела особого сатирического дара, но на революционные события 1905 года откликнулась своим участием в сатирических журналах.
Особенно тесным было ее сотрудничество с журналом "Жупел. Петербург был ее любимым городом. Она вырезает множество гравюр, в том числе и цветных («Петербургская сюита»). Петербург представал величественным и мужественным. Шесть листов этой серии связаны с ансамблем Биржи - "Колонны Биржи и крепость", "Перспектива Невы", "Ростральная колонна" и др. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.

Слайд 16

Колонны Биржи и крепость

Колонны Биржи и крепость

Слайд 17

Перспектива Невы

Перспектива Невы

Слайд 18

Ростральная колонна и Биржа

Ростральная колонна и Биржа

Слайд 19

На VII выставке "Союза русских художников" появились акварельные листы Остроумовой-Лебедевой "Горный институт",

На VII выставке "Союза русских художников" появились акварельные листы Остроумовой-Лебедевой "Горный институт",
"Ночной пейзаж", "Биржа" и др., а также серия крымских пейзажей. Она часто ездила в Италию. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. Композиции венецианских акварелей, как и петербургских гравюр, Остроумовой строги и продуманны. Широкий передний план - это только начало внутреннего ритмического движения в глубину листа. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Остроумова-Лебедева много путешествовала, и в ее творчестве нашли отражение пейзажи Голландии, Бельгии, Испании, Франции. Она проиллюстрировала "Следопыта" Ф. Купера и "Ангела" М. Лермонтова, выполнила гравюрные виды для художественно-исторического очерка-путеводителя по Петербургу, который подготовил В. Курбатов.

Амстердам.1913.
Акварель

Слайд 20

Амстердам. Порт.1913.Акварель

Амстердам. Порт.1913.Акварель

Слайд 21

Развалины монастыря в Испании. Сеговия

Развалины монастыря в Испании. Сеговия

Слайд 22

После Октябрьской революции Остроумова-Лебедева стала членом экспертной комиссии при отделе Наркомпроса, преподавала

После Октябрьской революции Остроумова-Лебедева стала членом экспертной комиссии при отделе Наркомпроса, преподавала
в Институте фотографии и фототехники. Она формально оставалась членом обновленного "Мира искусства", а после самоликвидации общества начала выставляться вместе с группой "Жар-цвет", участники которой видели главную задачу в том, чтобы продолжать "мирискуснические традиции".

Пруд в Павловске.
1922.Акварель

Слайд 23

Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому

Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому
что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923; «Портрет Андрея Белого», 1924; «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925, и др.).

Слайд 24

Портрет Андрея Белого. 1924.

Портрет Андрея Белого. 1924.

Слайд 25

Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( 1871 — 1955 ). Максимилиан Волошин

Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( 1871 — 1955 ). Максимилиан Волошин

Слайд 26

Крым.1924.Акварель

Крым.1924.Акварель

Слайд 27

Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. В 30-е годы она начала писать

Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. В 30-е годы она начала писать
свои "Записки", основу которых составили дневники.
Остроумова-Лебедева преподавала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (с 1934). Во время блокады Ленинграда Анна Петровна оставалась в городе и сделала несколько его видов, величественных и трагических в своей простоте и суровости. 
Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.
Остроумова-Лебедева Анна Петровна умерла в Ленинграде.

Петербург. Академия художеств. 1922. Автолитография. Авторская подкраска акварелью.

Слайд 28

Основные пункты

Росла в атмосфере искусства. Большое значение в духовном становлении будущей художницы

Основные пункты Росла в атмосфере искусства. Большое значение в духовном становлении будущей
сыграл известный поэт Полонский. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.
Обучалась искусству графики в классе В.В. Матэ в Училище технического рисования барона Штиглица. Однако копировать чужие гравюры ей показалось скучным, и она перешла в общий живописный класс.
Позже Остроумова поступила в Петербургскую академию художеств, где преподавал П. Чистяков.
Некоторое время она серьезно увлекалась пуантилизмом и даже сама начала писать мельчайшими ударами кисти.
Однако, попав в мастерскую И. Репина она начала обретать собственную манеру.
Художница ездила в Париж, где занималась в живописной мастерской Уистлера, который добивался того, чтобы его ученики умели видеть натуру в полутонах, лепить форму цветом и светом.
В Париже Остроумова сблизилась с кружком Бенуа.
Вместе с Лансере она съездила в Италию и через некоторое время начала заниматься не только рисунком и живописью, но и гравюрой.
В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом "Мир искусства". Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале "Мир искусства".
Некоторое время она была увлечена японской гравюрой и глубоко ее изучала. Остроумова-Лебедева не имела особого сатирического дара, но на революционные события 1905 года откликнулась своим участием в сатирических журналах. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.

Слайд 29

11. Она часто ездила в Италию. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие

11. Она часто ездила в Италию. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие
из которых были посвящены Венеции
Она проиллюстрировала "Следопыта" Ф. Купера и "Ангела" М. Лермонтова, выполнила гравюрные виды для художественно-исторического очерка-путеводителя по Петербургу, который подготовил В. Курбатов.
После Октябрьской революции Остроумова-Лебедева стала членом экспертной комиссии при отделе Наркомпроса, преподавала в Институте фотографии и фототехники. Она формально оставалась членом обновленного "Мира искусства».
После самоликвидации общества начала выставляться вместе с группой "Жар-цвет", участники которой видели главную задачу в том, чтобы продолжать "мирискуснические традиции".
Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. В 30-е годы она начала писать свои "Записки", основу которых составили дневники.
Остроумова-Лебедева преподавала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (с 1934). Во время блокады Ленинграда Анна Петровна оставалась в городе и сделала несколько его видов, величественных и трагических в своей простоте и суровости. 
Имя файла: Творческая-биография-А.П.-Остроумовой---Лебедевой.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0