Творчество Д.Л. Мордовцева

Содержание

Слайд 2

Даниил Лукич Мордовцев

Д.Л. Мордовцев родился 19 декабря 1830 года в слободе Даниловке

Даниил Лукич Мордовцев Д.Л. Мордовцев родился 19 декабря 1830 года в слободе
Усть-Медведицкого округа Области войска Донского.
Его отец, Лука Андреевич Слипченко-Мордовец, крепостной крестьянин, став управляющим слободы Даниловки, сумел выкупить себе волю.
Лука Андреевич умер, когда маленькому Даниилу не исполнилось и года, вскоре умерла и мать. Опекуном мальчика, а также его сестры и старших братьев стал казак Иван Устенко.

Слайд 3

Даниил Лукич Мордовцев

В возрасте пяти лет Даниила обучили славянской грамоте, и с

Даниил Лукич Мордовцев В возрасте пяти лет Даниила обучили славянской грамоте, и
этого времени он много читал, обращаясь к обширной библиотеке старинных книг, доставшейся в наследство от деда.
В семь лет мальчик пробовал писать стихи, а в девять написал свой первый рассказ.

Слайд 4

Образование

В 1840 – 1844 гг. Д. Мордовцев обучается в Усть-Медведицком окружном училище.
В

Образование В 1840 – 1844 гг. Д. Мордовцев обучается в Усть-Медведицком окружном
1844 г. его принимают во второй класс Саратовской гимназии, где он вскоре становится одним из лучших учеников.

Слайд 5

Образование

В 1850 г. Д. Мордовцев с отличием окончил Саратовскую гимназию и поступил

Образование В 1850 г. Д. Мордовцев с отличием окончил Саратовскую гимназию и
на филологический факультет Казанского университета.
В 1851 г. Д. Мордовцев переводится на словесное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.
В 1854 г. Д. Мордовцев с золотой медалью окончил Петербургский университет и возвратился в Саратов.

Слайд 6

Образование

В студенческие годы Даниил Лукич много читает – сочинения А.С. Пушкина, В.А.

Образование В студенческие годы Даниил Лукич много читает – сочинения А.С. Пушкина,
Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, изучает новейшую историю и немецкую философию, а также филологические труды И.И. Срезневского, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева.
На третьем курсе Д. Мордовцев пишет свое первое крупное произведение – поэму «Казаки и море», повествующую о походах запорожских казаков в ХVII веке.

Слайд 7

Саратов

В Саратове Д.Л. Мордовцев первое время работал домашним учителем.
Вскоре он женился

Саратов В Саратове Д.Л. Мордовцев первое время работал домашним учителем. Вскоре он
на Анне Никаноровне Пасхаловой – поэтессе, владеющей семью иностранными языками, одной из первых собирательниц народных песен Саратовского Приволжья.

Слайд 8

Н.И. Костомаров

Дружба с Н.И. Костомаровым, известным историком, ссыльным профессором, расширила научный кругозор

Н.И. Костомаров Дружба с Н.И. Костомаровым, известным историком, ссыльным профессором, расширила научный
Д.Л. Мордовцева, вызвала интерес к истории народных масс.
Даниил Лукич читал редкие исторические рукописи – о восстании Степана Разина, о стрелецком бунте, о боярыне Морозовой.

Слайд 9

Ранние произведения

В 1856 г. Д. Л. Мордовцев становится редактором газеты «Саратовские губернские

Ранние произведения В 1856 г. Д. Л. Мордовцев становится редактором газеты «Саратовские
ведомости», для которой пишет статьи.
В 1850-е годы публикуются исторические рассказы, повести «Звонарь» (1858), «Солдатка» (1859).
В 1860 г. вышли исторические труды «Понизовая вольница», «Самозванец Ханин», монография «Самозванец Богомолов».

Слайд 10

Тема пугачевского движения

В 1864 – 1867 гг. Д.Л. Мордовцев живет в

Тема пугачевского движения В 1864 – 1867 гг. Д.Л. Мордовцев живет в
Петербурге, где становится известен как крупный публицист.
Историческая монография «Пугачев» (1866).
Монография (2 тома) «Самозванцы и понизовая вольница» (1867).
Большая работа «Гайдамачина» (1870).
«Политические движения русского народа» (1871, 2 тома исследований).

Слайд 11

Изображение разночинцев

В 1860-е годы идеалы служения народному делу получали все большее распространение

Изображение разночинцев В 1860-е годы идеалы служения народному делу получали все большее
среди передовых людей.
В обществе выдвигается тип «новых людей» – разночинцев-интеллигентов, которые шли в народ.
Д.Л. Мордовцев показал «новых людей» в повести, которая так и называлась, – «Новые русские люди» (1868) и в романе «Знамения времени» (1868).

Слайд 12

Роман «Знамения времени» (1868)

Главная задача, стоящая перед автором: исследовать духовные искания

Роман «Знамения времени» (1868) Главная задача, стоящая перед автором: исследовать духовные искания
нового поколения демократической интеллигенции, новые явления в народной жизни.

Слайд 13

Роман «Знамения времени»

Д.Л. Мордовцев обратился к решению проблем, волновавших многих представителей русской

Роман «Знамения времени» Д.Л. Мордовцев обратился к решению проблем, волновавших многих представителей
интеллигенции, в силу чего его произведение приобрело острое общественно-политическое звучание.
Читатели узнавали в событиях романа известные им факты русской действительности. Произведение начинается с описания сцены казни молодого человека, которую современники восприняли как «намек на казнь Каракозова». В «Знамениях времени» упоминается и о ссылке Чернышевского, и о преждевременной смерти Добролюбова.

Слайд 14

Роман «Знамения времени»

В 1870-е годы развеялись надежды на то, что крестьяне, обманутые

Роман «Знамения времени» В 1870-е годы развеялись надежды на то, что крестьяне,
реформой 1861 г., готовы немедленно восстать, стоит только «распропагандировать» их прокламациями. У русских интеллигентов стало складываться мнение, что, если нет возможности действовать на массы «извне», необходимо «пойти в народ», и тогда откроется возможность вызвать широкое революционное движение крестьянства.

Слайд 15

Роман «Знамения времени»

Представители передовой интеллигенции в романе Д.Л. Мордовцева отвергают не только

Роман «Знамения времени» Представители передовой интеллигенции в романе Д.Л. Мордовцева отвергают не
старые крепостнические порядки, но и пореформенные.
В своем отношении к капитализму герои Д.Л. Мордовцева близки к народникам. Только в крестьянстве видят они реальную силу, благодаря которой можно добиться всеобщего счастья.

Слайд 16

Роман «Знамения времени»

В галерее образов «новых людей» в романе «Знамения времени» не

Роман «Знамения времени» В галерее образов «новых людей» в романе «Знамения времени»
показано ни одного сторонника насильственных методов борьбы.
Позиция героев Д.Л. Мордовцева в этом смысле оказалась далекой от позиции революционных народников, ставивших конечной целью социалистическую революцию. Наивные планы героев Д.Л. Мордовцева отражают то незнание экономической жизни страны, которое было свойственно интеллигенции тех лет.

Слайд 17

Роман «Знамения времени»

Роман «Знамения времени» не отличается углубленной разработкой характеров, детальной разработкой

Роман «Знамения времени» Роман «Знамения времени» не отличается углубленной разработкой характеров, детальной
сюжета, композиции. Однако революционный пафос произведения несомненен. Не случайно официальная критика обвинила писателя в том, что он исказил нравственный облик молодого поколения. Высокую оценку роману дал В.Г. Короленко.

Слайд 18

«Накануне воли» (1871)

К десятилетию отмены крепостного права в России Д.Л. Мордовцев написал

«Накануне воли» (1871) К десятилетию отмены крепостного права в России Д.Л. Мордовцев
книгу документальных очерков «Накануне воли», в основу которой были положены материалы саратовского архива о положении дореформенного крестьянства.

Слайд 19

«Накануне воли» (1871)

В книге нарисованы потрясающие своей бесчеловечностью картины разнузданного самовластья помещичьего

«Накануне воли» (1871) В книге нарисованы потрясающие своей бесчеловечностью картины разнузданного самовластья
класса в 20-е – 40-е годы ХIХ века (факты взяты из судебных дел, возбужденных на основании жалоб крестьян).
Книга «Накануне воли» явилась обвинительным документом, предъявленным Д.Л. Мордовцевым властям, поскольку и после отмены крепостного права положение народа в России не улучшилось.

Слайд 20

«Накануне воли» (1871)

Обращаясь к прошлому, писатель побуждал читателя задуматься над тяжелым положением

«Накануне воли» (1871) Обращаясь к прошлому, писатель побуждал читателя задуматься над тяжелым
народа после реформы 1861 г. Не случайно царское самодержавие усмотрело в книге Д.Л. Мордовцева угрозу для себя. Публикация ее в журнале продолжалась недолго и была запрещена цензурой. Отдельное издание книги было разрешено лишь в 1889 г., но в 1890 г. тираж был изъят и сожжен.

Слайд 21

Раскол

В 1873 г. Д.Л. Мордовцев переехал в Петербург.
В 1870-е – 80-е

Раскол В 1873 г. Д.Л. Мордовцев переехал в Петербург. В 1870-е –
годы в творчестве писателя выделяется новая тема – раскольничье движение в истории русского народа. Обращение к этой теме не было случайным. Раскольничье движение возникло в России в середине ХVII века при царе Алексее Михайловиче. Выступления против церковных реформ патриарха Никона были религиозной оболочкой, в которой выражалось недовольство масс политикой правительства и официальной церкви. К середине ХIХ века в России насчитывалось свыше пяти миллионов раскольников, поэтому вопрос об этой преследуемой и гонимой части населения был актуальным.

Слайд 22

«Великий раскол»

«Великий раскол» – произведение многопроблемное и многогеройное.
В нем как равноправные

«Великий раскол» «Великий раскол» – произведение многопроблемное и многогеройное. В нем как
развиваются несколько сюжетных линий, каждая из которых несет предельную смысловую нагрузку (Никон; Аввакум; боярыня Морозова; Оленушка Долгорукая; стрелец Онисимка; мать Мелания).

Слайд 23

«Великий раскол»

Проза Д.Л. Мордовцева – это не столько произведения аналитика, сколько «история

«Великий раскол» Проза Д.Л. Мордовцева – это не столько произведения аналитика, сколько
в лицах».
Именно возможность ознакомиться с событиями прошлого, изображенными в беллетризованной форме, привлекала к его творчеству многих читателей (несмотря на явные художественные просчеты, отмечаемые рецензентами).

Слайд 24

«Великий раскол»

Д.Л. Мордовцев стремился упомянуть в произведении о большом числе событий, охватить

«Великий раскол» Д.Л. Мордовцев стремился упомянуть в произведении о большом числе событий,
в повествовании большое географическое и социальное пространство (стрельцы, монахи, раскольники, разинские повстанцы, окружение царя), запечатлеть мелкие детали частного быта, черты семейной жизни.

Слайд 25

«Великий раскол»

«Экстенсивность» повествования, отказ от последовательной оценки и обрисовки персонажей были предопределены

«Великий раскол» «Экстенсивность» повествования, отказ от последовательной оценки и обрисовки персонажей были
художественной установкой Д.Л. Мордовцева – пересказыванием или цитированием документа.
Излюбленный метод писателя – комбинирование цитат и «досоздание» речей персонажей, стилизация. Речи и переживания его героев – это выдержанные в соответствии с принципами старой русской литературы «речения» и описания.

Слайд 26

«Великий раскол»

Характеристики героев, особенно второстепенных, постоянны, как эпитеты в фольклорных текстах.
Царь

«Великий раскол» Характеристики героев, особенно второстепенных, постоянны, как эпитеты в фольклорных текстах.
Алексей Михайлович – добрый, и глаза его добрые. У дьяка Алмаза Иванова «изможденное лицо», «мышиные глазки». У неуловимой матери Мелании рысьи глаза. Описание глаз жены Никона проходит через все повествование в «Великом расколе».

Слайд 27

«Идеалисты и реалисты» (1876)

В этом произведении наиболее ярко проявился талант Мордовцева-романиста. Писатель

«Идеалисты и реалисты» (1876) В этом произведении наиболее ярко проявился талант Мордовцева-романиста.
показал в образе Петра I неодолимую силу прогресса.
В могучей личности Петра I, изображенного на страницах романа, есть что-то титаническое, соответствующее тому размаху, с которым он взялся преобразовывать Россию.

Слайд 28

«Идеалисты и реалисты» (1876)

«Нечеловеческий рост, нечеловеческие поступки, нечеловеческие сердца, да – это

«Идеалисты и реалисты» (1876) «Нечеловеческий рост, нечеловеческие поступки, нечеловеческие сердца, да –
он, под ногами которого трещит земля, стонут люди, он, который отнял у России покой».
Для Д.Л.Мордовцева важно передать в Петре его душу, почти нечеловеческую энергию, одержимость в освоении всего нового.
Явное любование героем вызвало заслуженные упреки в некоторой идеализации образа Петра.

Слайд 29

«Идеалисты и реалисты» (1876)

В романе отсутствуют статичные описания – Петр весь в

«Идеалисты и реалисты» (1876) В романе отсутствуют статичные описания – Петр весь
движении, в идеях и реформах, перекраивающих Русь. Самой динамикой образа писатель хотел передать главное: кипучую созидательную энергию царя-преобразователя. Вместе с тем писатель не идеализировал укрепляющееся в эпоху Петра I самодержавие, которое утверждалось за счет жесточайшего гнета и страданий народных масс.

Слайд 30

«Идеалисты и реалисты» (1876)

Реалистически ярко нарисованы в романе картины бедственного положения народа.

«Идеалисты и реалисты» (1876) Реалистически ярко нарисованы в романе картины бедственного положения
Д.Л. Мордовцев показывает и его борьбу за свои права.
Идейно-композиционным принципом, определившим внутреннюю логику романа «Идеалисты и реалисты», его образной системы, является противопоставление народа, его правды, правителям, их морали и нравственности.

Слайд 31

«Идеалисты и реалисты» (1876)

В сюжетной структуре четко обозначились две России: Россия мужицкая,

«Идеалисты и реалисты» (1876) В сюжетной структуре четко обозначились две России: Россия
с ее нуждами, страданиями, верой, и Россия дворянская, оторванная от народа, живущая своими интересами. Размышления писателя о судьбах России, ее настоящем и будущем неразрывно связаны с мыслями о народе как движущей силе истории.

Слайд 32

Последние годы жизни

В 1885 г. писатель подает в отставку и по приглашению

Последние годы жизни В 1885 г. писатель подает в отставку и по
брата переезжает в Ростов-на-Дону, где постоянно живет последние двадцать лет, в течение которых продолжает много писать.
Большое место в творчестве Д.Л. Мордовцева в этот период занимает тема донского края, истории вольнолюбивого казачества. Д.Л. Мордовцев был страстным знатоком и собирателем донского фольклора, особенно казачьих песен.

Слайд 33

Последние годы жизни

В романах, повестях, рассказах и статьях писатель обращается к проблеме

Последние годы жизни В романах, повестях, рассказах и статьях писатель обращается к
крестьянских движений под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Слайд 34

«За чьи грехи?»

Здесь, на Дону, было написано одно из лучших произведений

«За чьи грехи?» Здесь, на Дону, было написано одно из лучших произведений
Д.Л. Мордовцева – историческая повесть «За чьи грехи?», посвященная народной войне под предводительством Степана Разина.

Слайд 35

«За чьи грехи?»

Вопрос, вынесенный в заглавие повести, лейтмотивом проходит через все произведение.

«За чьи грехи?» Вопрос, вынесенный в заглавие повести, лейтмотивом проходит через все

Ответ на него – главная идея повести: преступления крепостников, произвол и бесправие, царившие на Руси, – вот причина движения народа под предводительством Степана Разина.

Слайд 36

«За чьи грехи?»

Крестьянская война была ответом на усиление феодально-крепостнического гнета, на вековое

«За чьи грехи?» Крестьянская война была ответом на усиление феодально-крепостнического гнета, на
бесправие и бедствия народных масс.
В обрисовке Степана Разина чувствуется непосредственная близость к песенно-фольклорной трактовке образа народного вождя. Разин предстает в повести как легендарный герой, как воплощение силы и мощи народного восстания.

Слайд 37

«За чьи грехи?»

Эпоха Разина показана в повести под углом зрения народных масс.

«За чьи грехи?» Эпоха Разина показана в повести под углом зрения народных
По сути, именно народ является главным героем произведения.
В повести много массовых сцен, рисующих походы Разина. Они отличаются многоголосием, посредством которого писатель передал огромный размах крестьянской войны.
В массовых сценах возникает и эпическая фигура предводителя восстания Степана Разина. Отношение к нему народа противопоставляется официальному взгляду: для народа он – Степан Тимофеевич, а для бояр – разбойник и вор.