Баллада как литературный жанр

Содержание

Слайд 2

Баллада (от прованс. вallar - плясать) – возникла в XIV – XV

Баллада (от прованс. вallar - плясать) – возникла в XIV – XV
в. во Франции как лирический жанр.
Баллада - это сюжетное стихотворение, построенное на легендарно-историческом, фольклорном бытовом материале.
Ей присущ таинственный оттенок.
(Словарь литературоведческих терминов)

Слайд 3


Первоначально баллада была лирической хороводной песней

Первоначально баллада была лирической хороводной песней

Слайд 4

Английская баллада - это сюжетная лиро-эпическая поэма.
Строится английская баллада на фантастическом,

Английская баллада - это сюжетная лиро-эпическая поэма. Строится английская баллада на фантастическом,
легендарно-историческом или бытовом материале.
Таковы баллады о народном герое Робине Гуде.

Английская баллада

Слайд 6

Р.Бёрнс

Авторы английской баллады

Р.-Л.Стивенсон

Р.Бёрнс Авторы английской баллады Р.-Л.Стивенсон

Слайд 7

Звучит баллада «Вересковый мёд»

Звучит баллада «Вересковый мёд»

Слайд 8

В основу баллады была положена народная легенда о пиктах.
Когда-то очень

В основу баллады была положена народная легенда о пиктах. Когда-то очень давно
давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии.

Слайд 9

Особенности балладного жанра в этом произведении?

Исторический сюжет, трагический эпизод в истории

Особенности балладного жанра в этом произведении? Исторический сюжет, трагический эпизод в истории
войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка.

Слайд 10

Немецкая баллада

В Германии баллада первоначально была хороводной песней. Затем она приняла форму

Немецкая баллада В Германии баллада первоначально была хороводной песней. Затем она приняла
сюжетного лиро-эпического произведения на материале сказаний, легенд или античных мифов. Такие баллады писали Ф.Шиллер, И.-В. Гёте и др.

Слайд 11

Ф.Шиллер

И.-В. Гёте

Авторы немецкой баллады

Ф.Шиллер И.-В. Гёте Авторы немецкой баллады

Слайд 12

Гёте
«Лесной царь»

Гёте «Лесной царь»

Слайд 13

Русская баллада

Своеобразный жанр баллады создала русская народная поэзия: это лиро-эпическое стихотворное произведение

Русская баллада Своеобразный жанр баллады создала русская народная поэзия: это лиро-эпическое стихотворное
с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. От былины она отличается меньшим размером, от песни – сюжетностью.

Слайд 14

Русская баллада

В русской книжной поэзии зачинателем баллады как жанра был В.А.Жуковский, вслед

Русская баллада В русской книжной поэзии зачинателем баллады как жанра был В.А.Жуковский,
за которым образцы русских баллад дали А.С.Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), М.Ю.Лермонтов («Бородино», «Спор», «Три пальмы»), А.К.Толстой и др.

Слайд 15

В.А.Жуковский

А.С.Пушкин

Авторы русской баллады

В.А.Жуковский А.С.Пушкин Авторы русской баллады

Слайд 16

М.Ю.Лермонтов

Авторы русской баллады

А.К.Толстой

М.Ю.Лермонтов Авторы русской баллады А.К.Толстой

Слайд 17

В.Я.Брюсов

А.К.Толстой

Авторы русской баллады

В.Я.Брюсов А.К.Толстой Авторы русской баллады

Слайд 18

Баллада Д. Б. Кедрина«Зодчие»

Это историческая баллада, посвящённая двум строителям храма Василия

Баллада Д. Б. Кедрина«Зодчие» Это историческая баллада, посвящённая двум строителям храма Василия
Блаженного (храма Покрова) в Москве. Поэт положил в основу повествования народную легенду о страшной участи зодчих, создавших подлинное чудо архитектуры.

Слайд 19

Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель,- Гласит

Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить
летописца сказанье,- В память оной победы Да выстроят каменный храм.
И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Русых, Босых, Молодых.

«Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю.

Слайд 20

Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли

Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды,
лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.

А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь — От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, «Лепота!» — молвил царь. И ответили все: «Лепота!»

Слайд 21

И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили

И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой,
зодчие: «Можем! Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!

Слайд 22

Самуил Яковлевич Маршак.

«Баллада о королевском бутерброде»

Самуил Яковлевич Маршак. «Баллада о королевском бутерброде»

Слайд 23

Андрей Дементьев «Баллада о матери»

Андрей Дементьев «Баллада о матери»