Биография и творчество М.А. Шолохова

Содержание

Слайд 2

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас,

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас,
если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».
М.А.Шолохов

Слайд 3


Михаил Александрович Шолохов

Михаил Александрович Шолохов

Слайд 5

1905.11(24).05 - родился в хуторе Кружилин станицы Вешенской Области Войска Донского (ныне

1905.11(24).05 - родился в хуторе Кружилин станицы Вешенской Области Войска Донского (ныне
Ростовская область) в крестьянской семье.
1914 – отец Шолохова, отвез своего сына Михаила в Москву в глазную лечебницу. Мальчик в течение трех месяцев посещал подготовительный класс частной гимназии Григория Шелапутина. 
1915-1918 – учился в гимназии г. Богучар.

Слайд 6

г. Богучар. Гимназия

г. Богучар. Гимназия

Слайд 7

Памятник М.А. Шолохову в г. Богучар

Памятник М.А. Шолохову в г. Богучар

Слайд 8

1920 - вступил в продотряд, участвовал в боях с кулацко-белогвардейскими бандами на

1920 - вступил в продотряд, участвовал в боях с кулацко-белогвардейскими бандами на
Дону.
1924 - поселился в станице Вешенской, где жил постоянно до смерти.

Слайд 9

Юность писателя

В 1918 г., когда шла гражданская война, Шолохов оставил Богучарскую

Юность писателя В 1918 г., когда шла гражданская война, Шолохов оставил Богучарскую
гимназию.
«С 1920 г., — пишет он в автобиографии, — служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами... и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах...» Так и познавал будущий писатель жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.


Слайд 10

Начало литературной деятельности М.А.Шолохова

Печататься он начал в 1923 г., а через

Начало литературной деятельности М.А.Шолохова Печататься он начал в 1923 г., а через
несколько лет вышли его первые сборники – «Донские рассказы» (1926) и «Лазоревая степь» (1926).

Слайд 11

«Донские рассказы» (1926)

«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова.

«Донские рассказы» (1926) «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова.
Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит…»

«Родинка»
«Червоточина»
«Продкомиссар»
«Пастух»
«Коловерть»
«Жеребёнок»
«Шибалково семя»
И др.

Слайд 12

Станица Вёшенская



Станица Вёшенская

Слайд 13

Роман «Поднятая целина»

  «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932- 1960; Ленинская премия, 1960)

Роман «Поднятая целина» «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932- 1960; Ленинская премия, 1960)

Слайд 14

Иллюстрации Ю. Реброва к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Иллюстрации Ю. Реброва к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Слайд 15

1939 – избран академиком АН СССР

1939 – избран академиком АН СССР

Слайд 16

Творчество М.А.Шолохова в период Великой Отечественной войны.

 Очерки «На Дону» (1941),
«На юге»

Творчество М.А.Шолохова в период Великой Отечественной войны. Очерки «На Дону» (1941), «На
(1942) и др.
Широкую известность приобрёл рассказ «Наука ненависти» (1942).
В 1943-44 в «Правде» и «Красной Звезде» начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант – 1969), в котором Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.


Слайд 17

«Судьба человека» (1956-1957)



«Судьба человека» (1956-1957)

Слайд 19

  Вклад М.А.Шолохова — одного из ведущих мастеров русской литературы — в

Вклад М.А.Шолохова — одного из ведущих мастеров русской литературы — в мировое
мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

Вклад М.А.Шолохова в мировое искусство

Слайд 20



1965 – присуждена Нобелевская премия в области литературы.

1965 – присуждена Нобелевская премия в области литературы.

Слайд 21

Итоги жизни

Шолохов – депутат Верховного Совета СССР 1 – 9-го созывов.

Итоги жизни Шолохов – депутат Верховного Совета СССР 1 – 9-го созывов.
С 1934 он член правления СП СССР. Член Всемирного Совета Мира. Почётный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов, почётный доктор права Сент-Андрусского университета. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями, иностранным орденом. Лауреат Нобелевской премии (1965).


Слайд 22

2005 год был объявлен ЮНЕСКО Годом М.А. Шолохова

2005 год был объявлен ЮНЕСКО Годом М.А. Шолохова

Слайд 23

Похоронен в Вешенской

Умер М.А.Шолохов в 1984 году в станице Вешенской, где

Похоронен в Вешенской Умер М.А.Шолохов в 1984 году в станице Вешенской, где и похоронен.
и похоронен.


Слайд 24

«Тихий Дон»


«Тихий Дон»

Слайд 25

Роман был назван главной книгой XX века
Шолохов писал свою главную книгу в

Роман был назван главной книгой XX века Шолохов писал свою главную книгу
течение 15 лет (1925—1940).
Роман был задуман как эпическое полотно о народных судьбах в период двух войн и двух революций.
Существует всего два произведения такого крупного масштаба: где частное сливается с общим, где жизнь выдуманных персонажей переплетена с реальными историческими событиями и лицами, где показан и осмыслен ши­рокий срез эпохи; это — «Тихий Дон» и «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Слайд 26

Образ Тихого Дона — символ народной жизни, родины.
В песнях исстари Дон

Образ Тихого Дона — символ народной жизни, родины. В песнях исстари Дон
называли «славный тихий Дон», «ты наш батюшка, тихий Дон». Фольклорно-песенное название и эпиграфы отражают замысел автора – показать жизнь донского казачества с его традициями, культурой и диалектными особенностя­ми языка.

Слайд 27

Эпиграфы (два ко всему роману и один к третьей книге) – тоже

Эпиграфы (два ко всему роману и один к третьей книге) – тоже
цитаты из старинных казачьих песен.
Все эпиграфы – своеобразная лирическая «предыстория», уходящая в глубь веков.
Постоянный повторяющийся эпитет «тихий» приобретает контрастный трагический смысл на фоне происходящих в романе бурных событий.

Слайд 28

Историческая основа романа подчёркнута делением его на части.
Роман состоит из 4

Историческая основа романа подчёркнута делением его на части. Роман состоит из 4
книг и 8 частей, многие части имеют точное указание на время действия.
Действует принцип композиционной двуплановости: как и в «Войне и мире»
Л. Толстого, картины мира здесь перемежаются с картинами военных действий.

Композиция

Слайд 29

В период великих потрясений в России в романе показаны судьбы многих людей.

В период великих потрясений в России в романе показаны судьбы многих людей.
Исследователь С. Н. Семанов создал алфавитный перечень персонажей — их оказалось 699 человек (это больше, чем в «Войне и мире»).
Среди них есть подлинные исторические деятели: генералы Л. Корнилов, А. Каледин, П. Краснов, казаки Подтёлков, Крывошлыков, Фомин.

Действующие лица

Слайд 30

Основные герои вымышлены:
семьи Мелеховых,
Коршуновых,
Астаховых,
Листницких, Кошевых, Моховых и др.

Основные герои вымышлены: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Кошевых, Моховых и др.

Вымышлен и сам хутор Татарский.
В типичных образах казаков Шолохов обобщил выразительные черты русского народа, широкий круг действующих лип представляет людей самых разных социальных прослоек.
Важное место занимают в романе женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, и др.

Слайд 31

Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи.
Шолохов изобразил не только донские

Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи. Шолохов изобразил не только донские
хутора и станицы, но и Москву, Петроград, Новочеркасск, Восточную Пруссию, Могилёв, Ростов, Новороссийск.
События романа охватывают большой период жизни России: с мая 1912 г. по март 1922 г., когда на Дону уже отгремела Гражданская война.
В романе отражены и драматические события народной жизни, и многие человеческие судьбы.
Перед читателем проходят тысячи обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных работ, патриархальные и личные отношения героев.

Массивный охват событий

Слайд 32

Основная проблематика раскрывается в противопоставлении человеческого быта донских казаков античеловечности войны.
Трагедия

Основная проблематика раскрывается в противопоставлении человеческого быта донских казаков античеловечности войны. Трагедия
русского народа в эпоху страшного перелома показана писателем через судьбы донских казаков и конкретно через жизненный путь Григория Мелехова.
Подчёркивается трагизм братоубийственной Гражданской войны.
Война — главная причина распада старого жизненного уклада, она принесла в казачий мир разруху и запустение.

Проблематика

Слайд 33

Прототип героя

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

Прототип героя ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

Слайд 34

У Григория Мелехова существует прототип – это казак хутора Базки Харлампий Васильевич

У Григория Мелехова существует прототип – это казак хутора Базки Харлампий Васильевич
Ермаков, человек редкой храбрости.
Шолохов утверждал, что для создания образа Григория Мелехова он использовал лишь период его военной службы. Многие литературоведы пришли к выводу, что в шатаниях и метаниях Мелехова есть много автобиографических черт автора романа.

Слайд 35

Несмотря на все свои сомнения и метания, герой никогда не лгал самому

Несмотря на все свои сомнения и метания, герой никогда не лгал самому
себе.
В романе много его внутренних монологов, это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Григорий искренен и честен в мыслях и поступках.
Он способен принимать трудные решения (уход из родной станицы, разрыв с Подтёлковым). Война развращает людей, провоцирует их на поступки, которые в обычных условиях они никогда бы не совершили, но у Мелехова есть нравственный стержень, который ни разу не позволил ему совершить подлость.

Неординарная натура и яркая индивидуальность

Слайд 36

Через все испытания века прошёл этот человек:
Первая мировая война,
Гражданская война,

Через все испытания века прошёл этот человек: Первая мировая война, Гражданская война,

революция,
контрреволюция,
уничтожение казачества.
История принесла испытания и отдельной человеческой судьбе. У Григория Мелехова были свобода, любовь, счастье, но всё это рухнуло. Описывая судьбу своего героя, Шолохов подчёркивает, что история классовых битв делает невозможным простое человеческое счастье.

Судьба героя — составная часть судьбы донского казачества и судьбы России

Слайд 37

Исследуя причины «огрубения» души Мелехова, писатель отражает внутреннее состояние человека, прошедшего через

Исследуя причины «огрубения» души Мелехова, писатель отражает внутреннее состояние человека, прошедшего через
смерть и кровь. Образ главного героя как типичной личности концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения. Григорий переживает сложную духовную эволюцию.
В финале романа перед нами раньше времени постаревший, многое повидавший и одинокий человек, переживший трагедию и оказавшийся перед неизвестностью.

Слайд 38

Григорий мечется от красных к белым - его метания и составляют художественное

Григорий мечется от красных к белым - его метания и составляют художественное
пространство романа. Он ищет правду, «под крылом которой мог бы посогреться каждый».
Но такой правды он не нашёл ни у красных, ни у белых. На своём пути герой встречает людей, которые оказывают на него влияние – Штокман (член РСДРП с 1907 года), Чубатый (прозвище Алексея Урюпина, жесткого и безжалостного человека), Гаранжа (противник царского правления и служитель революции. Он старался укрепить власть рабочих), Изварин (казак-автономист), Подтёлков (яркий представитель «красного» движения), -

Основа характера героя — стремление к нравственной истине

Слайд 39

но оно не столь значительно, чтобы сбить его с пути или куда-то

но оно не столь значительно, чтобы сбить его с пути или куда-то
направить. Мелехов ищет правду сам, его поиски мучительны и трудны, герой проходит через страшные испытания.

Слайд 40

И в личной жизни, и в обществе он всё время находится в

И в личной жизни, и в обществе он всё время находится в
положении «между» и должен делать трудный выбор:
— между старым и новым (Мелехов следует традициям казачества и бросает вызов традиционному укладу жизни — уходит из родной станицы);
— между миром и войной (герой смел и мужественен в сражениях, но понимает противоестественность войны: «моими руками работать надо, а не воевать»);
— между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье борется с любовью к семье, жене, детям);
— между красными и белыми.
Стремления героя к нравственной истине обречены на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня искалечила? За что так исказнила?»