Дэвид Юм

Содержание

Слайд 2

Биография

Дэвид Юм – английский философ шотландского происхождения, видный деятель шотландского Просвещения,

Биография Дэвид Юм – английский философ шотландского происхождения, видный деятель шотландского Просвещения,
экономист, публицист, историк. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711 г. в не слишком зажиточной дворянской семье. После получения юридического образования в местном университете какое-то время работал в торговой компании клерком. В составе дипломатической миссии Англии бывал в ряде европейских стран. После Дэвид Юм работал в Эдинбургском обществе адвокатов библиотекарем. В 1763 г. он отбыл в составе дипломатической миссии в Париж, работая личным секретарем посла.  В этой стране он познакомился с деятелями Просвещения. Пробыл во Франции до 1766 г., на протяжении 1767-1768 гг. Юм находился на должности помощника государственного секретаря, а после отставки занял место секретаря Эдинбургского философского общества.

Слайд 3

Онтология

Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы

Онтология Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что
ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является основоположником новоевропейского скептицизма и агностицизма.

Слайд 4

Гносеология

Юм- субъективный идеалист. Свою  теорию познания Юм строит на анализе  соотношения различных элементов

Гносеология Юм- субъективный идеалист. Свою теорию познания Юм строит на анализе соотношения
человеческого познания, которые называются им впечатлениями(когда мы чувствуем) и идеями(когда мы мыслим) и объединяются под общим термином «перцепции».
Впечатления бывают простыми (красный цвет, соленый вкус и т.п.) и сложными (впечатление от яблока в целом). Идеи также бывают простыми и сложными; простые идеи – это бледные копии впечатлений, сложные идеи- копии сложного впечатления или комбинации в уме простых идей.

Слайд 5

Понятие идей по Юму. Идеи – это один из двух видов восприятия,

Понятие идей по Юму. Идеи – это один из двух видов восприятия,
существующих в человеческом мышлении, они являются слабым образом впечатлений (ощущений) в мышлении и рассуждении и порождаются ими; нет никаких врожденных идей. Связь между идеями выражается в принципе ассоциаций. Переход от одной идеи к другой происходит по трем основаниям.

Слайд 6

Юм – номиналист. Он отрицает существование общих, абстрактных идей и впечатлений, это следует из

Юм – номиналист. Он отрицает существование общих, абстрактных идей и впечатлений, это
его учения: поскольку каждая идея есть лишь слабый образ впечатления, то, как и последнее, идея всегда конкретна и имеет частный характер. 
Между идеями, существующими в нашем сознании, могут существовать два вида отношений, которые мы выражаем в суждениях (предложениях), утверждая что-то или отрицая. Первое – отношение логического следования•, это случай, когда одни идеи полностью выводятся из других (например, теоремы из аксиом), и следование это основано на логическом законе непротиворечия. Второй – это заключения о "фактах". Заключения о фактах мы делаем на основании имеющихся у нас восприятий (например, мы видим на востоке верхнюю часть Солнца и делаем заключение: "Солнце восходит"). Однако, когда мы размышляем о том, что в данный момент не воспринимаем, мы одинаково легко можем представить себе противоречивые факты ("Солнце завтра взойдет" и "Солнце завтра не взойдет"). Такие заключения о фактах основаны на отношении причины и следствия.
Утверждение о том, что это отношение реально существует между объектами внешнего мира (т.е. вне нашего сознания), Юм считает ошибочным, так как то, что считается следствием:
• не содержится в том, что считается причиной;
• не похоже на то, что считается причиной;
• логически не выводимо из того, что считается причиной.
По Юму, причинно-следственная связь имеет исключительно психологическое обоснование.

Слайд 7

Антропология

Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. Поскольку в сфере психики

Антропология Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. Поскольку в сфере
действуют причинно- следственные связи, то вся психическая жизнь личности жестко детерминирована и нет никакой свободы воли.
Юм отрицает существование души как субстрата, носителя психических переживаний. Человеческая личность есть всего лишь "связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом«
Приверженец натуралистических методов.
Юм подчеркивает, что объяснить принципы человеческой природы можно только на основе данных опыта и наблюдения.

Слайд 8

Социально-политические воззрения

Юм отрицал как средневековое учение о происхождении королевской власти "от Бога",

Социально-политические воззрения Юм отрицал как средневековое учение о происхождении королевской власти "от
так и популярную в его время теорию "договорного" происхождения государства.
Он полагал, что государство возникло на базе семьи и в результате разрастания последней.
Королевская власть берет свое начало из института военных вождей, а степень законности власти в глазах людей есть результат "привычки" к ней и зависит от времени существования этой власти (и приемлемости ее для подданных).

Слайд 9

Этика

То, что мы называем моралью берет свое начало из ощущений, чувств и страстей,

Этика То, что мы называем моралью берет свое начало из ощущений, чувств
а не из разума.
Может ли разум быть основанием морали? Для этого, считает Юм, нам нужно разобраться в двух вопросах: 1. Являются ли моральные суждения выражением отношения идей? Тогда они, конечно, были бы столь же верны, как математические формулы, и доступны разуму вне зависимости от опыта. Однако, считает Юм, разум не в состоянии находить основания для морали; его работа заключается лишь в том, чтобы отличать истину от лжи. Таким образом ответ на этот вопрос отрицательный. 2. Может ли разум вывести моральные принципы из соотношения фактов? Опять же, ответ, с точки зрения Юма, должен быть отрицательный. Даже Шерлок Холмс, осмотрев место убийства, не нашел бы ничего, что называется «морально неправомерным».
Мораль, таким образом, это нечто ощущаемое, а не выводимое из заключений.

Слайд 10

Теория аффектов

Под аффектом мы обычно понимаем сильную и ощутимую эмоцию нашего духа, возникающую, когда

Теория аффектов Под аффектом мы обычно понимаем сильную и ощутимую эмоцию нашего
перед нами предстает некоторое благо, или зло, или какой-нибудь объект, который в силу изначального строения наших способностей в состоянии вызвать в нас стремление к себе.
Под разумом мы подразумеваем аффекты, совершенно однородные с первыми, но только действующие спокойнее и не производящие такого волнения в нашем настроении; это спокойствие вводит нас в заблуждение по отношению к ним и заставляет нас смотреть на них исключительно как на заключения наших интеллектуальных способностей.
Аффекты(страсти) представляют собой нечто изначально присущее «человеческой природе», они независимы от рассудка и неподвластны его попыткам их обуздать.
«разум никогда не может противостоять страсти в управлении волей»
Разум-раб аффектов.
Все аффекты Юм подразделяет на бурные (например, радость или печаль, любовь или ненависть) и спокойные (например, чувство прекрасного или безобразного).