- Главная
- Литература
- Поэтические течения постсимволизма
Содержание
- 2. 1909-1917 Журналы, ставшие площадками выступлений акмеистов. 1912-1913, 10 номеров
- 3. Введение в эстетику и поэтику акмеизма Жирмунский В.М. ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИВОЛИЗМ (1916) Поколение поэтов [Гиперборея] может быть
- 4. Из манифестов акмеистов Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм (Аполлон. 1913.№1) На смену символизма идет новое
- 5. Мандельштам О. Утро акмеизма (1913) Символисты были плохими домоседами, они любили путешествия, но им было плохо,
- 6. «Камень Тютчева, что «с горы скатившись, лег в долине», – есть слово. Голос материи в этом
- 8. 1855-1909 1855-1909 Его книгу «Кипарисовый ларец» Н. Гумилев назвал «катехизисом современной чувствительности» «Круг его идей остро
- 9. Дождик Вот сизый чехол и распорот,— Не все ж ему праздно висеть, И с лязгом асфальтовый
- 10. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ АКМЕИЗМА Акмеизм не был, конечно, однороден. В качестве своего рода его классики мы представляем
- 11. В.И. Нарбут (1888-1938)
- 12. Портрет Взглянь на род человеческий. Он ведь есть книга: книга же черная. Гр. С. Сковорода Мясистый
- 13. В качестве неожиданной параллели к портрету-натюрморту Владимира Нарбута вспоминаются причудливые портреты кисти «странного» итальянского художника XVI
- 14. Михаил Зенкевич (1886-1973)
- 16. Скачать презентацию
Слайд 21909-1917
Журналы, ставшие площадками выступлений акмеистов.
1912-1913, 10 номеров
1909-1917
Журналы, ставшие площадками выступлений акмеистов.
1912-1913, 10 номеров
Слайд 3Введение в эстетику и поэтику акмеизма
Жирмунский В.М. ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИВОЛИЗМ (1916)
Поколение поэтов [Гиперборея]<…>
Введение в эстетику и поэтику акмеизма
Жирмунский В.М. ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИВОЛИЗМ (1916)
Поколение поэтов [Гиперборея]<…>
Мандельштам: Литературные школы живут не идеями, а вкусами <…> Не идеи, а вкусы акмеистов оказались убийственны для символизма. <…> Говорят, вера движет горы, а я скажу, в применении к поэзии: горы движет вкус.
Акмеистов объединил вкус к «жизни». Этот концепт – «жизнь» - стал общим знаменателем эпохи постсимволзма.
Слайд 4Из манифестов акмеистов
Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм (Аполлон. 1913.№1)
На смену символизма
Из манифестов акмеистов
Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм (Аполлон. 1913.№1)
На смену символизма
Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа. И он вправе спросить идущее ему на смену течение, только ли звериными добродетелями оно может похвастать, и какое у него отношение к непознаваемому. Первое, что на такой допрос может ответить акмеизм, будет указанием на то, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Второе – что все попытки в этом направлении – нецеломудренны. Вся красота, все священное значение звезд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе. <…> Детски-мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания, – вот то, что нам дает неведомое.
Слайд 5Мандельштам О. Утро акмеизма (1913)
Символисты были плохими домоседами, они любили путешествия, но
Мандельштам О. Утро акмеизма (1913)
Символисты были плохими домоседами, они любили путешествия, но
***
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатый рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Слайд 6«Камень Тютчева, что «с горы скатившись, лег в долине», – есть слово.
«Камень Тютчева, что «с горы скатившись, лег в долине», – есть слово.
мироощущение для художника орудие и средство, как молоток в руках каменщика, и единственно реальное – это само произведение».
Утро акмеизма (1913)
Как можно истолковать эту метафору в лингвопоэтическом аспекте?
Метафора акмеистического слова у Осипа Мандельштама – камень.
Слайд 81855-1909
1855-1909
Его книгу «Кипарисовый ларец» Н. Гумилев назвал «катехизисом современной чувствительности»
«Круг его
1855-1909
1855-1909
Его книгу «Кипарисовый ларец» Н. Гумилев назвал «катехизисом современной чувствительности»
«Круг его
Своим ближайшим предшественником, даже учителем, акмеисты считали
Иннокентия Анненского
Близкого символистам по спектру настроений, по картине мира Анненского в сфере поэтики отличало тяготение к «будничному», как он определял, слову. Исходным импульсом к его метафизическим переживаниям служили зачастую обыденные вещи – старая шарманка, тикающие часы, рисунок обоев, тряпичная кукла. Не случайно Лидия Гинзбург свою статью о поэте назвала «Вещный мир».
Именно «вещность» слова Анненского привлекала молодых поэтов 1910-х гг.
Слайд 9Дождик
Вот сизый чехол и распорот,—
Не все ж ему праздно висеть,
И
Дождик
Вот сизый чехол и распорот,—
Не все ж ему праздно висеть,
И
Хлестнула холодная сеть…
Хлестнула и стала мотаться…
Сама серебристо-светла,
Как масло в руке святотатца,
Глазеты вокруг залила.
И в миг, что с лазурью любилось,
Стыдливых молчаний полно,—
Всё темною пеной забилось
И нагло стучится в окно.
В песочной зароется яме,
По трубам бежит и бурлит,
То жалкими брызнет слезами,
То радугой парной горит.
……………………................
О нет! Без твоих превращений,
В одно что-нибудь застывай!
Не хочешь ли дремой осенней
Окутать кокетливо май?
Иль сделаться Мною, быть может,
Одним из упрямых калек,
И всех уверять, что не дожит
И первый Овидиев век:
Из сердца за Иматру лет
Ничто, мол, у нас не уходит —
И в мокром асфальте поэт
Захочет, так счастье находит
1909
Слайд 10ЛЕВЫЙ ФЛАНГ АКМЕИЗМА
Акмеизм не был, конечно, однороден. В качестве своего рода его
ЛЕВЫЙ ФЛАНГ АКМЕИЗМА
Акмеизм не был, конечно, однороден. В качестве своего рода его
Если взглянуть на эстетическое своеобразие «левых» акмеистов с точки зрения социологии литературы, то, может быть, одним из его объяснений могло бы стать их провинциальное происхождение.
Слайд 11В.И. Нарбут (1888-1938)
В.И. Нарбут (1888-1938)
Слайд 12Портрет
Взглянь на род человеческий. Он ведь есть книга: книга же черная.
Гр. С. Сковорода
Мясистый нос,
Портрет
Взглянь на род человеческий. Он ведь есть книга: книга же черная.
Гр. С. Сковорода
Мясистый нос,
нависший на мышастые усы,
проросший жилками (от ражей лени),–
похож был вельми на листок осенний.
Подстриженная сивая щетина,
из-под усов срывалась – в виде клина;
не дыней ли (спаси мя от греха!),
глянь, подавилась каждая щека?
Ленивей и сонливей лопухов,
солонки сочные из-за висков,
ловя, ховая речи, вызирали
печурками (для вкладки в них миндалин).
А в ямках-выбоинах под бровями
два чернослива с белыми краями,
должно быть, в масле (чтоб всегда сиять),
полировали выпуклую гладь.
И лоб, как купол низенький извне,
обшитый загорелой при огне,
потрескавшейся пористою кожей,
проник заходиной в колосьев ложе;
и взмылила главы обсосок сальный
полсотня лет, глумясь над ним нахально:
там – вошь сквозная, с точкою внутри,
впотьмах цепляет гнид, как фонари.
Слайд 13В качестве неожиданной параллели к
портрету-натюрморту Владимира
Нарбута вспоминаются причудливые портреты
кисти «странного»
В качестве неожиданной параллели к
портрету-натюрморту Владимира
Нарбута вспоминаются причудливые портреты
кисти «странного»
художника XVI столетия Джузеппе
Арчимбольдо (1526-1593).
Слайд 14Михаил Зенкевич (1886-1973)
Михаил Зенкевич (1886-1973)