Драма Островского Гроза

Содержание

Слайд 2

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856—1857
(1856—1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», — как писал Добролюбов, — без сомнения, самое ре­шительное произведение Островского».

Слайд 3

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.
Новая пьеса произвела на

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей
зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Слайд 4

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.
Его статья «Луч

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света
света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».
Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Слайд 5

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь
очередь поражает его своеобразность.
Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

Катерина (Р.Нифонтова)

Слайд 6

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было
было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Слайд 7

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять
принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера.

Катерина (П.Стрепетова)

Слайд 8

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства»,

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое
которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством.

Катерина (Р.Нифонтова)

Слайд 9

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и
физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Слайд 10

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)
городе, жестокие!”.

Кулигин (Маркушев)

Слайд 11

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой,

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.
могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Слайд 12

Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при

Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом
этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.

ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Слайд 13

Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела

Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела
совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Слайд 14

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой
Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди.

Кабаниха (Н.Рыкалова)

Слайд 15

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти,

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не
не считаясь с окружающими.
Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.
Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство.

Дикой (М.Жаров)

Слайд 16

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек,
человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Слайд 17

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует
уродует их эта сила — каждого на свой лад.

Тихон (Д.С. Павлов)

Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 18

Тихон подавлен, жалок, обезличен.
Его не то что любить –

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)
уважать нельзя.

Тихон (Садовский)

Слайд 19


Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь.
"А я

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь. "А я ее
ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." — признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Слайд 20

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе.
неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести.

Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 21

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на
на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было".

Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 22

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок
замок запирать, она убежала из дому.

Варвара (О.Хорькова)

Слайд 23

. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан,

. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан,
забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.

Борис (В.Бабятинский)

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич.

Борис (Н.Афанасьев)

Слайд 24

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение.

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать
Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь").

Слайд 25

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не
не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Слайд 27

«Гроза» в постановке Малого театра.

Катерина (Г.Кирюшина)

«Гроза» в постановке Малого театра. Катерина (Г.Кирюшина)

Слайд 28

Катерина (Г.Кирюшина)

Катерина (Г.Кирюшина)

Слайд 30

Катерина (Г.Федотова)

Катерина (П.Стрепетова)

Катерина (Г.Федотова) Катерина (П.Стрепетова)

Слайд 31

Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле "Гроза".

Дмитрий Павлов –
Тихон

Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле "Гроза". Дмитрий Павлов – Тихон в спектакле «Гроза»
в спектакле «Гроза»

Слайд 32

Феклуша (В.Шатрова)

Кудряш (Г.Сергеев)

Феклуша (В.Шатрова) Кудряш (Г.Сергеев)

Слайд 33

Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Шапкин - Б.Сазонов

Кабаниха (В.Н. Пашенная) Шапкин - Б.Сазонов

Слайд 34

Кулигин (Ю.Каюров)
Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962

Никулина в роли Варвары

Кулигин (Ю.Каюров) Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962 Никулина в роли Варвары
Имя файла: Драма-Островского-Гроза.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0