Фонвизин. Недоросль

Содержание

Слайд 2

Урок 1.
Тема : Д.И. Фонвизин. "Недоросль": социальная и нравственная проблематика комедии.

Урок 1. Тема : Д.И. Фонвизин. "Недоросль": социальная и нравственная проблематика комедии.

Слайд 3

Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в

Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие
пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Цели урока:

Слайд 4

«У нас есть несколько писателей, которые принадлежат собственным своим мыслям. Что

«У нас есть несколько писателей, которые принадлежат собственным своим мыслям. Что такое
такое наш Фонвизин? Это не
Мольер, не Шеридан, не Бомарше, не Гольдони. Юмор его не немецкий, не английский, не французский. И как все эти поэты
(русские писатели) различны между собой. Какие сильные противоположности представляют они в собрании своём воедино, какие многообразные стороны русского духа они представляют!».
Н.В. Гоголь Черновая редакция статьи
«О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»
«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своём появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти комедии суть произведения ума сильного, человека даровитого».
В.Г. Белинский «Горе от ума»

Слайд 5

Денис Иванович Фонвизин

(1745 -1792)

…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание

Денис Иванович Фонвизин (1745 -1792) …Сатирик превосходный Невежество казнил в комедии народной.
к цензору»

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Слайд 6

1745 г. - родился в большой обедневшей
дворянской семье в Москве;

1745 г. - родился в большой обедневшей дворянской семье в Москве; 1755
1755 г. – был отдан в гимназию при Мос-
ковском университете;
1759 г. - поступил на философский фа-
(14 лет) культет Московского университета
1761 г. - зарабатывал переводами с не-
(16 лет) мецкого языка басен;
в 18 лет он заканчивает университет и
переезжает в Петербург;

Слайд 7

1766-69 гг.-написана комедия «Бригадир»
(24 года) (приносит ему известность);
1769г.–поступил в Коллегию иностранных

1766-69 гг.-написана комедия «Бригадир» (24 года) (приносит ему известность); 1769г.–поступил в Коллегию
дел в качестве секретаря;
1782 г. – написана комедия «Недоросль»;
1783 г. – вынужден выйти в отставку;
1785 г. – тяжело заболел: с трудом пере-
(40 лет) двигался и плохо говорил;
1788 г. – задумал издавать журнал «Старо-
дум», но Екатерина II запретила;
1792 г. – 1 декабря умер, ему было 47 лет.

Слайд 8

первая русская
социально-политическая
комедия.
1782 год
(автору 37 лет)

Комедия «Недоросль»

первая русская социально-политическая комедия. 1782 год (автору 37 лет) Комедия «Недоросль» –

Слайд 10

Недоросль- в России в XVIII веке: дворянин, не получивший должного образования, которому

Недоросль- в России в XVIII веке: дворянин, не получивший должного образования, которому
поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. ( во времена Фонвизина).
Недоросль-балбес, тупица, подросток ( сейчас).

Комедия «Недоросль»

Слайд 11

Эта пьеса из пяти действий о недоросле, о его чудовищном воспитании,

Эта пьеса из пяти действий о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем
превращающем подростка в жестокое и ленивое существо.

Тема - ?

Слайд 12

Деление персонажей на положительных и отрицательных
Говорящие имена
Правило трех единств в комедии.

Идеи классицизма

Деление персонажей на положительных и отрицательных Говорящие имена Правило трех единств в
в комедии.

Слайд 13

«Недоросль» - комедия классицизма

Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств:
события

«Недоросль» - комедия классицизма Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств: события
происходят в течение одних суток;
в одном месте;
в основе комедии лежит конфликт.

Слайд 14

Основные правила классической комедии:

изображение людских пороков;
комедия должна смехом казнить пороки
говорящие фамилии;
чёткое деление

Основные правила классической комедии: изображение людских пороков; комедия должна смехом казнить пороки
на положительных и отрицательных героев;
установка на разговорный язык;
счастливый конец

Слайд 15

Достоверность образов
Изображение дворянского рода и социальных отношений

Реализм в комедии

Достоверность образов Изображение дворянского рода и социальных отношений Реализм в комедии

Слайд 16

Роды литературы

эпос

лирика

драма

отражает процесс речевого общения; предназначена для сцены (слияние лирики и эпоса)

изображает

Роды литературы эпос лирика драма отражает процесс речевого общения; предназначена для сцены
предметный мир во всём его многообразии

отражает жизнь человека через чувства, мысли и переживания

Слайд 17

Фонвизин изображает пороки того общества:
хозяева, господствующие
не по праву;
дворяне,

Фонвизин изображает пороки того общества: хозяева, господствующие не по праву; дворяне, не
не достойные быть дворянами;
самозваные
учителя.

Слайд 18

Дворяне знают и чтут только свои права, о своих же обязанностях они

Дворяне знают и чтут только свои права, о своих же обязанностях они
забыли и с
легкостью преступают закон.

Идея: Беззаконие дворян.

Слайд 19

Пьеса - это

Пьеса - это

Слайд 20

Драма – от греч. «действие»

В драматическом произведении движения событий протекают особенно остро

Драма – от греч. «действие» В драматическом произведении движения событий протекают особенно
и напряжённо. В то же самое время события могут быть просты и обыкновенны., но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.

Слайд 21

Сюжет и композиция комедии

В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи,

Сюжет и композиция комедии В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи,
общественно-политической жизни 70 — начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

Слайд 22

Термины

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
Кульминация – наивысшая точка развития сюжета,

Термины Экспозиция – вступительная часть литературного произведения. Кульминация – наивысшая точка развития
конфликт.
Композиция – пространство произведения.

Слайд 23

УРОК 2
Тема: Д.И. Фонвизин. "Недоросль": речевые характеристики персонажей как средство создания

УРОК 2 Тема: Д.И. Фонвизин. "Недоросль": речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации
комической ситуации

Слайд 24

Любовный конфликт

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Рассказ о Софье и о соискателях на её руку

Известие о приезде

Любовный конфликт Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о Софье и о соискателях
Стародума

Попытка похитить Софью

Счастливый финал – соединение Милона и Софьи

Слайд 25

Социально-политический конфликт

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Рассказ о Простаковой и
её семье

Известие о приезде Стародума

Попытка похитить Софью

В

Социально-политический конфликт Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о Простаковой и её семье
финале порок наказан – Простакова и её имение отданы под опеку

Слайд 27

Отрицательные герои

Ничтожные господа Простакова и Скотинин.
«Злонравные» помещики смотрят на крепостных, как на

Отрицательные герои Ничтожные господа Простакова и Скотинин. «Злонравные» помещики смотрят на крепостных,
скот.
Митрофанушка тупой и ленивый, эгоистичный, жестокий и хитрый: воплощение дремучего невежества и нравствен-
ной невоспитанности.

Слайд 29

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью
богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Слайд 30

Положительные герои

Образы Правдина и Милона - примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством.
Стародум

Положительные герои Образы Правдина и Милона - примеры исполнения дворянского долга перед
осуждает нравы екатериненского двора. Он по своему мировоззрению — носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.
Софья происходит от честных дворян, образована. Она считает, что почёт и богатство должны доставаться трудами.

Слайд 31

Говорящие фамилии

Простакова – простота, необразованность.
Стародум – человек Петровской эпохи.
Скотинин – любитель свиней.
Правдин

Говорящие фамилии Простакова – простота, необразованность. Стародум – человек Петровской эпохи. Скотинин
– дворянский долг превыше всего.
Софья – с греч. значит «мудрость», но не ума,
а мудрость души, сердца, чувства.
Митрофанушка – с греч. – «похожий на мать» – маменькин сынок.
Вральман, Цыферкин, Кутейкин –
так называемые учителя.

Слайд 32

Образ Простаковой

это главный персонаж комедии;
она в центре всех событий;
на ней весь «дом

Образ Простаковой это главный персонаж комедии; она в центре всех событий; на
держится»;
вызывает острое неприятие: «госпожа бесчеловечная»,
«презлая фурия с адским нравом», «злая помещица»;
она жестока и невежественна, хитра и лицемерна,
расчётлива и предприимчива;
безумная любовь к сыну делает
её жертвой собственного обмана.

Слайд 33

Крылатые выражения

Тришкин кафтан.
Век живи, век учись.
Не хочу учиться,
а хочу жениться.
Вот

Крылатые выражения Тришкин кафтан. Век живи, век учись. Не хочу учиться, а
злонравия достойные плоды.

Слайд 34

ИДЕЯ Комедии


Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают

ИДЕЯ Комедии Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают
себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.