- Главная
- Литература
- Восковая персона. Юрий Николаевич Тынянов
Содержание
- 2. В повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком случае, символом смены эпох,
- 3. Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался перед лицом обстоятельств и
- 4. Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал», и «шьет» дело, одно
- 5. Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать картину эпохи, ее образ,
- 6. Кунсткамера
- 10. Скачать презентацию
Слайд 2В повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком
В повествовании сама смерть Петра является как бы результатом или, во всяком
случае, символом смены эпох, исторических сдвигов. Писатель берет именно тот момент, когда разгул цинизма, низменных страстей, растления в среде господствующих классов уже никак и ничем оправдать невозможно. «Иронию» происходящих событий ощущает в «Восковой персоне» сам умирающий Петр. Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и горько переживает свое бессилие что-либо изменить.
Слайд 3Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался
Причина не столько в его болезни, сколько в том, что он оказался
перед лицом обстоятельств и фактов, с которыми ему не совладать. Симпатии писателя к Петру, предстающему фигурой трагической, несомненны, но столь же несомненно стремление избежать какой бы то ни было идеализации образа царя и всей ситуации, складывающейся к моменту его смерти. Петр чувствует, что умирает среди трудов незаконченных, но могли ли они быть вообще продолжены так, как хотелось бы царю? Ему снится ноша — та, что он тащил на себе всю жизнь. Во сне он перетаскивает ее с места на место в абсолютной пустоте. Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Меншиков — «любимец миньон» —вор. И не один лишь Данилыч вор.
Слайд 4Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал»,
Рядом с комнатой, где умирает царь, в каморке сидит царский следователь, «генерал-фискал»,
и «шьет» дело, одно за другим,— на Меншикова, на знатнейших людей в государстве и на «ее самодержавие» в их числе. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. И в результате «дело идет», дело «стоит». «Дела», которые шьет следователь, лишь выражение того, что застопорилось главное «дело», ради которого жил царь. В этом, а не в болезни главная причина его смерти. На сообщения своего тайного следователя Петр реагирует непонятно: не то, мол, нужно дальше расследовать, не то, мол, брось, теперь все равно.
А.Меншиков
Слайд 5Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать
Умирая, царь оказывается в тупике и сам это понимает. Писатель стремился создать
картину эпохи, ее образ, раскрыть главные особенности, при этом хотел обойтись малым объемом. Отсюда необычайная емкость повествования, нелегкая для восприятия. Петр умирает, окруженный «наследниками» — Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Для Меншикова и других «птенцов гнезда Петрова» мир трудов превратился в мир интриг, склок, борьбы честолюбий и жажды власти. Бывшие соратники Петра вместе с творческой энергией утратили жизнелюбие, они внутренне омертвели. В противовес им автор воспевает гений Растрелли, в первую очередь как автора воскового подобия Петра. Петр и Растрелли любят работу и творчество.
Слайд 6Кунсткамера
Кунсткамера
- Предыдущая
Это страшное слово: ПараметрСледующая -
Ионные уравнения