Художественный образ. Творчество - жизнь

Содержание

Слайд 2

Образ - это важный термин

Не понимая его смысла, трудно разобраться в

Образ - это важный термин Не понимая его смысла, трудно разобраться в
поэзии (да и во всяком искусстве).
Образ - это идея, воспринимаемая не только разумом, но прежде всего чувствами читателя.
Например, слово старость общее, отвлеченное;
заменив его другим словом, словами или сочетаниями, поэт обратится к чувствам воспринимающего.
Это будет образ. Вместо слова появится словесная картинка.

Слайд 3

Замените слово старость словами или выражениями таких тематических групп:

ПОГОДА
КУХОННАЯ УТВАРЬ
КНИЖНАЯ ПОЛКА
СПОРТИВНЫЙ

Замените слово старость словами или выражениями таких тематических групп: ПОГОДА КУХОННАЯ УТВАРЬ
ИНВЕНТАРЬ
ЗДАНИЯ
РАСТЕНИЯ
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
ТРАНСПОРТ

Слайд 4

В поэзии каждый элемент, ее составляющий, приобретает свойства образа,-
даже звуки слова,

В поэзии каждый элемент, ее составляющий, приобретает свойства образа,- даже звуки слова,

даже длина слова,
даже ритмические особенности стиха,
даже построение фразы образны.

Слайд 5

Все В ПОЭЗИИ такое же, КАК В ЖИЗНИ, но совсем другое: слова,

Все В ПОЭЗИИ такое же, КАК В ЖИЗНИ, но совсем другое: слова,
соединения слов, фразы, синтаксические построения... Вроде бы все совпадает, но это лишь внешнее и обманчивое впечатление.

Слайд 6

Кому назначен темный жребий,
Над тем не властен хоровод.
Он, как звезда,

Кому назначен темный жребий, Над тем не властен хоровод. Он, как звезда,
утонет в небе,
И новая звезда взойдет.
И краток путь средь долгой ночи,
Друзья, близка ночная…
твердь!
И даже рифмы нет короче
Глухой, крылатой рифмы:…
смерть.
И есть ланит живая алость,
Печаль свиданий и разлук...
Но есть паденье, и усталость,
И торжество предсмертных мук.

Найдите «странности» в стихотворении А. Блока «Усталость» (1907):

Слайд 7

Александр Блок Усталость
Кому назначен темный жребий,
Над тем не властен хоровод.
Он,

Александр Блок Усталость Кому назначен темный жребий, Над тем не властен хоровод.
как звезда, утонет в небе,
И новая звезда взойдет.
И краток путь средь долгой ночи,
Друзья, близка ночная твердь!
И даже рифмы нет короче
Глухой, крылатой рифмы: смерть.
И есть ланит живая алость,
Печаль свиданий и разлук...
Но есть паденье, и усталость,
И торжество предсмертных мук.

Слайд 8

Мы знаем все эти слова:
жребий, хоровод, звезда, ночь, рифма, смерть,

Мы знаем все эти слова: жребий, хоровод, звезда, ночь, рифма, смерть, печаль,
печаль, свиданья, разлуки, паденье, усталость, торжество, муки.
Но, зная их, понимая каждое из них в отдельности и соединив их по законам обиходной речи, мы не уловим смысла вещи.

Слайд 9

Почему в первой строфе противопоставлены столь разные понятия, как жребий и хоровод?

Почему в первой строфе противопоставлены столь разные понятия, как жребий и хоровод?

Почему во второй строфе внезапно говорится о рифме "смерть", которая названа самой короткой, "глухой, крылатой"?
Почему после строки о кратком пути «средь долгой ночи» вдруг переход к рифме, причем этот переход дан как бы логичным, а на самом деле непонятным "и даже..."?
Как же можно соединить в одной фразе долгую ночь и звездное небо ("ночная твердь") с рассуждением о свойствах рифмы? Ночь и небо относятся к миру природы, а рифма - внешняя примета стихотворного текста.
Нам привычна конструкция с противительным союзом "но", однако здесь этот союз играет особую роль: "И есть ланит живая алость... Но есть паденье..." Почему "но"?

Слайд 10

"Жребий" – это судьба, но "темный жребий" - смерть.
"Хоровод" - это

"Жребий" – это судьба, но "темный жребий" - смерть. "Хоровод" - это
пестрая, многообразная, многоцветная жизнь.
Тот, кто обречен, уже отрешен от жизни - таков внутренний смысл первой строфы.
"Звезда... утонет в небе" – это, может быть, комета, путь которой краток и стремителен: такова жизнь, такова судьба человека; на место ушедшего придет другой, "новая звезда взойдет".
Жизнь - это краткий "путь средь долгой ночи", это "ланит живая алость, / Печаль свиданий и разлук". Небытие смерти - это "ночная твердь", и к ней ведут "паденье, и усталость, / И торжество предсмертных мук".

Слайд 11

Стихотворение Блока таит еще такую идею: жизнь и смерть неразрывно связаны между

Стихотворение Блока таит еще такую идею: жизнь и смерть неразрывно связаны между
собой, одно без другого не существует. "И краток путь средь долгой ночи..."
Этот стих можно прочесть и так: жизнь человека мгновенна, смерть же бесконечна; путь жизни проходит посреди долгой ночи небытия.
Да, но и смерть человека относится к жизни, как часть ее, мгновенный ее конец; оттого и сказано:
"И даже рифмы нет короче / Глухой, крылатой рифмы: смерть".
Жизнь - как часть небытия и в то же время противоположность ему. Смерть - как часть жизни и в то же время противоположность ей.

Слайд 12

Последняя строфа говорит о нерешенности спора.
Утверждением жизни звучат строки о счастье

Последняя строфа говорит о нерешенности спора. Утверждением жизни звучат строки о счастье
и горе любви: "И есть ланит живая алость, / Печаль свиданий и разлук...«
И горестной капитуляцией перед смертью продиктованы заключительные стихи: "Но есть паденье, и усталость, / И торжество предсмертных мук".
"Торжество" здесь очень важное слово: торжество - это апофеоз, но и победа.