КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Понятие о композиции литературного произведения. 2. Композиционные приемы. 3. Элементы к
- Главная
- Литература
- КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Понятие о композиции литературного произведения. 2. Композиционные приемы. 3. Элементы к
Содержание
- 2. А.И. Ревякин дает такое определение композиции: «Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – cлагать,
- 3. Многие литературоведы, говоря о композиции произведения, выделяют две ее основные формы: событийную (сюжетную) и несобытийную (несюжетную).
- 4. Основными требованиями, предъявляемыми к композиции высокохудожественного произведения, являются жизненная и художественная мотивированность и строгая подчиненность всех
- 5. Прием усиления Прием усиления применяется в тех случаях, когда для создания художественного эффекта простого повтора недостаточно.
- 6. Прием монтажа Прием монтажа характеризуется тем, что два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некий новый
- 7. Элементы композиции Наряду с понятием композиционного приема в литературоведении речь ведут об элементах композиции. Вслед за
- 8. Предварение – уведомление заранее о чем-то – это художественный прием, когда писатель эпизодами предваряет изображение грядущих
- 9. Художественное обрамление – создание картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. «Куст
- 10. «Яблоня у большой дороги» Кавто енов прянзо кайси Умарина покш кинть крайсэ. Паксянть куншкас, теке стувтовсь,
- 11. Умолчание – художественный прием, когда писатель в произведении умышленно не говорит о чем-нибудь. Примером умолчания может
- 12. Хронологические перестановки – такой элемент композиции, когда писатель в своем произведении рассказывает о событиях, нарушая хронологическую
- 13. Антитеза – противоречие, резко выраженное противопоставление понятий или явлений. У Н.А. Некрасова в поэме «Кому на
- 14. На антитезе построен и отрывок из поэмы Д.Надькина «Чачома эле» под названием «Изнямо или кулома» («Победа
- 15. Пейзаж – описание природы в литературном произведении, выполняющее различные функции. «Леесь а неяви, сон копачазь ловсонь
- 16. Портрет – описание внешнего вида, наружности персонажей. С. Платонов «Кить-янт» («Пути-дороги»): «Вера оршазель кизэнь шожда платиинесэ,
- 17. Интерьер – изображение замкнутого пространства, среды обитания человека, которую он организует по своему подобию, другими словами,
- 18. Коломасов В.М. Лавгинов Приведем пример из мордовской литературы, описание комнаты, в которой проживает персонаж В. Коломасова
- 19. Лирические отступления – эмоциональные размышления автора об изображаемых событиях. Много лирических отступлений в «Дон-Жуане» Д.Г. Байрона;
- 20. Диалоги и монологи – это значимые высказывания, как бы подчеркивающие, демонстрирующие свою «авторскую» принадлежность. Диалог неизменно
- 21. Вводные эпизоды литературоведы иногда называют вставными рассказами. Таковыми являются сказка об Амуре и Психее в романе
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2А.И. Ревякин дает такое определение композиции: «Композиция (от лат. compositio – сложение,
А.И. Ревякин дает такое определение композиции: «Композиция (от лат. compositio – сложение,
Таким образом, композиция включает в себя и расстановку персонажей в произведении, и порядок сообщения о ходе событий, и смену приемов повествования, и соотнесенность деталей изображаемого, и портретные и пейзажные зарисовки, и сообщение о месте и времени происходящих событий, и членение произведения на части и т.п. Иными словами, композиция есть не что иное, как структура художественного произведения.
Слайд 3Многие литературоведы, говоря о композиции произведения, выделяют две ее основные формы: событийную
Многие литературоведы, говоря о композиции произведения, выделяют две ее основные формы: событийную
Событийная форма композиции характерна в большей степени для эпических и драматических произведений, несобытийная – для лирических.
Слайд 4Основными требованиями, предъявляемыми к композиции высокохудожественного произведения, являются жизненная и художественная мотивированность
Основными требованиями, предъявляемыми к композиции высокохудожественного произведения, являются жизненная и художественная мотивированность
В современном литературоведении существует традиция выделения таких композиционных приемов, как повтор, усиление и монтаж. О композиционном приеме повтора ведут речь преимущественно в том случае, когда перекликаются первая и конечная стихотворные строки, придавая произведению композиционную стройность, создавая кольцевую композицию. Классическим примером использования кольцевой композиции могут служить стихи А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» другие.
Слайд 5Прием усиления
Прием усиления применяется в тех случаях, когда для создания художественного эффекта
Прием усиления
Прием усиления применяется в тех случаях, когда для создания художественного эффекта
Слайд 6Прием монтажа
Прием монтажа характеризуется тем, что два образа, расположенные в произведении рядом,
Прием монтажа
Прием монтажа характеризуется тем, что два образа, расположенные в произведении рядом,
Слайд 7Элементы композиции
Наряду с понятием композиционного приема в литературоведении речь ведут об элементах
Элементы композиции
Наряду с понятием композиционного приема в литературоведении речь ведут об элементах
Слайд 8Предварение – уведомление заранее о чем-то – это художественный прием, когда писатель
Предварение – уведомление заранее о чем-то – это художественный прием, когда писатель
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... Хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
Слайд 9Художественное обрамление – создание картин и сцен, близких по своему существу изображаемым
Художественное обрамление – создание картин и сцен, близких по своему существу изображаемым
«Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. «Экая энергия! - подумал я. - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается». И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая...»(Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат»).
Примером художественного обрамления из мордовской литературы может служить отрывок из пролога романа в стихах А.Д. Куторкина «Яблоня у большой дороги»:
Слайд 10«Яблоня у большой дороги»
Кавто енов прянзо кайси
Умарина покш кинть крайсэ.
Паксянть куншкас, теке
«Яблоня у большой дороги»
Кавто енов прянзо кайси
Умарина покш кинть крайсэ.
Паксянть куншкас, теке
Те сулей максыця чувтось,
Таркакс пиже луга нар мусь.
Лайшизь вармат, морызь нармунть.
Цярахмант пек чавсть эйсэнзэ.
Ялатеке сон вийсэнзэ
Кирдсь телень ламо якшамот,
Эйс оршневемат, лякшамот,
Начко шкасто кельме ливезь.
Но цидярдсь чувтось – эзь сиве,
Стака давол марто спорязь,
Ламо Вий раштась тень коряс.
Умаринась кассь уш покшсто,
Зярдо сонзэ вейке боксто
Керь ваткакшность петкель петне,
Тарадткак синтресть чирькетне,
Правтсть лопат кодазь локшотне,
Но эзизь муе макшотне
Те чувтонть. Сон кеме, цела.
Богатырень шумбра тела
Нулань пачк истя неявкшны
В обе стороны головой кивает
Яблоня у большой дороги.
В середине поля, словно забытое,
Это тень дающее дерево,
Местом избрала зеленый луг.
Ее оплакивали ветры, над ней пели птицы.
Ее бил град.
Вместе с тем она своею силой
Сопротивлялась зимним холодам,
Оледенению, инею,
В дождливое время – холодному поту.
Но выдержало дерево – не сломалось,
Споря с сильным ураганом,
Еще больше оно окрепло.
Яблоня уже выросла,
Когда с одной ее стороны
Кору содрали пестом,
И ветви ломали дугами,
Срывали листья плетеным кнутом,
Но не засохло дерево,
Оно здоров, цело.
Иногда так богатырское сильное тело
Проглядывает сквозь лохмотья,
Слайд 11Умолчание – художественный прием, когда писатель в произведении умышленно не говорит о
Умолчание – художественный прием, когда писатель в произведении умышленно не говорит о
Примером умолчания может служить строфа из стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»:
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
Слайд 12Хронологические перестановки – такой элемент композиции, когда писатель в своем произведении рассказывает
Хронологические перестановки – такой элемент композиции, когда писатель в своем произведении рассказывает
Классическим примером такого рода композиции является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В романе А. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), повествующем о жизни патриарха Никона, есть несколько таких эпизодов:
«... Владыкантень лецтявсь, мейстэ весемесь ушодовсь ды кода сон понгсь тезэнь, васоло енксонь усиятнес. Те ульнесь 1625 иень тундостонть, зярдо сонзэ, велень попонть, ве чистэ кирьга ормадо кулость кавто церканзо. Те ризкстэнть Олда низэ эзь цидярдо, тусь монахинякс. Ды сонгак арсесь-тейсь прянзо наравтомо. Кочкизе Соловкань монастыренть, кона сеть иетнестэяк Русень келес пек содавиксэль. Ансяк кода тей пачкодемс? Сыргась Нижней Новгородов. Кемсь, тосто муи Архангельскоенть марто сюлмавозь ломанть ды Рав лейганть сырги мартост од ки лангов». («Владыка вспомнил, с чего все началось и как он попал сюда, в эти отдаленные места. Это случилось весной 1625 года, когда у него, сельского попа, в один день от болезни горла умерли двое его сынишек. От такого горя его жена Олда не выдержала, ушла в монахини. Он тоже, поразмыслив, решил постричься в монахи. Выбрал Соловецкий монастырь, который уже в те времена был очень известным на Руси. Только как туда добраться? Отправился в Нижний Новгород. Надеялся, что там найдет людей, которые связаны с Архангельском, и по Волге реке вместе с ними пойдет по новому пути»).
Слайд 13Антитеза – противоречие, резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
У Н.А. Некрасова
Антитеза – противоречие, резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
У Н.А. Некрасова
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь.
Слайд 14На антитезе построен и отрывок из поэмы Д.Надькина «Чачома эле» под названием
На антитезе построен и отрывок из поэмы Д.Надькина «Чачома эле» под названием
Пурнавить унжат-шанжавт,
Тошкить:
«Тюреманть стувтык!..»
Эсь прянь ванстомань ежом
Мартост:
«Курокке чийть!..»
Каштанчим:
«Иля капша.
Эряви муемс тувтал.
Истя а лади
-Езмолк!-
Кадомс тюремань кинть…».
Соберутся жучки-паучки:
Шепчут:
«Забудь борьбу!..»
Инстинкт самосохранения
Наряду с ними:
«Беги быстрей!..»
Самолюбие:
«Не спеши.Надо найти причину.
Так не годится -Вдруг! –Оставить дорогу борьбы…».
Слайд 15Пейзаж – описание природы в литературном произведении, выполняющее различные функции.
«Леесь
Пейзаж – описание природы в литературном произведении, выполняющее различные функции.
«Леесь
Ломантне, нармунтне, мик тикшетнеяк, весе природась, удыть сэрей шождыне менеленть ало. Мик тештнэяк палсть аволь пек валдо толсо, сыньгак чатьмонить, эзть меша удыцятненень» (Реки не видно, она укутана густым туманом. Слышно журчание ручейка, вытекающего из родника. Он, словно соловей, славит красоту летнего утра. Из загородки доносятся вздохи коров, пережевывающих жвачку. На лугу вдоль реки лежит утренняя роса. Людей еще нигде не видно... Воздух густой, чистый и прохладный. Дышишь им - не надышишься.
Люди, птицы, трава, вся природа спит под легким небосводом. Даже звезды горят не ярко, не мешают спящим»(Эркай Н. Л. Алешка).
Слайд 16Портрет – описание внешнего вида, наружности персонажей.
С. Платонов «Кить-янт» («Пути-дороги»): «Вера
Портрет – описание внешнего вида, наружности персонажей.
С. Платонов «Кить-янт» («Пути-дороги»): «Вера
Слайд 17Интерьер – изображение замкнутого пространства, среды обитания человека, которую он организует по
Интерьер – изображение замкнутого пространства, среды обитания человека, которую он организует по
Например, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя: «Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то «участвовал такой-то».
Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве. Впрочем, крыши все крыты очеретом; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают даже на улицу небольшие окошки с резными выбеленными ставнями»
Слайд 18Коломасов В.М. Лавгинов
Приведем пример из мордовской литературы, описание комнаты, в которой проживает
Коломасов В.М. Лавгинов
Приведем пример из мордовской литературы, описание комнаты, в которой проживает
Слайд 19Лирические отступления – эмоциональные размышления автора об изображаемых событиях. Много лирических отступлений
Лирические отступления – эмоциональные размышления автора об изображаемых событиях. Много лирических отступлений
Вейке ялганть, Пашкань вакссонть,
Менсь кургсто келезэ ды
колезь ботинкань лазкстонть
лиссь пильге сур пезэ.
Ки нарьгамс нужантень максозь,
кинь ломанькс а путыть,
сень од шкась варяв башмаксо
покшсто касомс юты.
У одного друга, рядом с Пашей,
Вывалился наружу язык и
из рваного башмака
вышли на улицу пальцы.
Кто отдан бедности на растерзание,
кого не считают за человека,
у того вся молодость до зрелости
в рваных башмаках пройдет[1].
Слайд 20Диалоги и монологи – это значимые высказывания, как бы подчеркивающие, демонстрирующие свою
Диалоги и монологи – это значимые высказывания, как бы подчеркивающие, демонстрирующие свою
Диалог неизменно связан с взаимным, двусторонним общением, при котором говорящий считается с непосредственной реакцией слушающего, при этом активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим. Для диалога характерно чередование кратких высказываний двух или более лиц. Монолог – непрерываемая речь одного лица. Монологи бывают «уединенными», в случае, когда говорящий не имеет прямого контакта с кем-либо, и «обращенными», призванными активно воздействовать на слушателей.
Слайд 21Вводные эпизоды литературоведы иногда называют вставными рассказами.
Таковыми являются сказка об Амуре
Вводные эпизоды литературоведы иногда называют вставными рассказами.
Таковыми являются сказка об Амуре