Куплетная форма

Содержание

Слайд 2

Куплетная форма

Это са­мая рас­про­стра­нён­ная пе­сен­ная (вокальная) фор­ма, ос­но­ван­ная на по­вто­ре­ни­ях ку­пле­та 
В каждом куплете

Куплетная форма Это са­мая рас­про­стра­нён­ная пе­сен­ная (вокальная) фор­ма, ос­но­ван­ная на по­вто­ре­ни­ях ку­пле­та
появляется новый текст, мелодия при этом может оставаться неизменной или меняться незначительно, как в вариационной форме
Как правило, куплетной форме свойственна простота строения

Слайд 3

Строение куплетной формы

Вступление – Куплет – Проигрыш – Куплет – Заключение
Вступление –

Строение куплетной формы Вступление – Куплет – Проигрыш – Куплет – Заключение
это инструментальная настройка для исполнителя. Вступление может быть совсем кратким, если композитору важно просто дать тональность, в которой исполняется песня. Но в некоторых куплетных формах вступление – это развернутый музыкальный раздел. Он задает характер и основную мысль песни.
Проигрыш – это краткий инструментальный раздел между куплетами. Его функцией можно назвать плавный переход к начальному музыкальному материалу.
Заключение – необходимо не всегда. Поэтому в конце песни может прозвучать всего один аккорд, или небольшое мелодическое завершение. Музыкальный материал заключения часто повторяет музыку «вступления»

Инструментальные разделы куплетной формы

Слайд 4

Особенности куплета

Куплет = запев + припев
В музыке строение куплета напрямую зависит от

Особенности куплета Куплет = запев + припев В музыке строение куплета напрямую
текста, на который и сочиняется мелодия. Припев может отсутствовать
Виды:
КУПЛЕТНАЯ форма: Если припев отсутствует, схема песни записывается А А А А (здесь я обозначила количество куплетов и указала, что они все одинаковые)
ЗАПЕВНО-ПРИПЕВНАЯ форма: АВ А1В А2В… (А – запев, который незначительно изменяется, В – припев)

Слайд 5

Исполнители песен

Самые древние песни, а также некоторые «народные песни» исполняются a capella

Исполнители песен Самые древние песни, а также некоторые «народные песни» исполняются a
(без инструментального сопровождения), одним или несколькими певцами, часто в унисон (все поют одну мелодию, которая не разделяется на партии). Вступление, проигрыш и заключение в них отсутствуют. Между куплетами делают паузы, в фольклоре (народном творчестве) остановки – это просто небольшие вздохи.
Мы с вами уже говорили о куплетах (рефренах) в форме рондо. Куплет пел солист, припевы – хор.
В старину песни пели под наигрыш дудочек и других народных инструментов

Слайд 6

Народная песня «Во поле береза стояла»

Народные песни – это часто истории, которые

Народная песня «Во поле береза стояла» Народные песни – это часто истории,
очень долго «рассказываются» небольшими фразами
Каждый раз мелодия повторяется, а текст постепенно передает подробности сюжета
В песне «Во поле береза стояла» несколько куплетов, в которых описываются действия молодой девушки, идущей к березе, для того, чтобы сделать музыкальный инструмент – гудок и балалайку
Песню часто исполняют хором без инструментального сопровождения

Слайд 7

Песня Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Лель – пастушок. По сюжету Снегурочка

Песня Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» Лель – пастушок. По сюжету
дарит Лелю цветок, за который он поет ей свою песню.
Его исполнение пробуждает в ледяной Снегурочке чувства, которые она пока не может понять. Песни – это главное, ради чего она пришла к людям.
В песне три куплета. Вступление – это народный наигрыш, после которого мы слышим запев а капелла и припев. В проигрышах звучит весь симфонический оркестр

З
А
П
Е
В
припев

1 куплет

Слайд 8

«Форель» Франца Шуберта

Франц Шуберт, немецкий композитор 19 века, написал огромное количество песен,

«Форель» Франца Шуберта Франц Шуберт, немецкий композитор 19 века, написал огромное количество
более 600!
«Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта.
По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».
Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Франц Шуберт (1797-1828)