Максим Горький На дне

Содержание

Слайд 2

Направление, в котором написана пьеса

Направление – социальный реализм. Горький продолжает традиции Чехова:

Направление, в котором написана пьеса Направление – социальный реализм. Горький продолжает традиции
отсутствие сюжета, много монологов, рефлексии. Есть черты театра абсурда: замирание времени, каждый из героев как бы находится на своей волне, никто не слышит друг друга.

Слайд 3

Годы написания

Годы написания 1901 -1902 года.
Пьеса была поставлена в Московском художественном

Годы написания Годы написания 1901 -1902 года. Пьеса была поставлена в Московском
театре в конце 1902 года. Режиссер – Константин Сергеевич Станиславский. Имела успех.
Первоначальные названия - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».

Слайд 4

Хронотоп (время и место действия)

Основное место действия – ночлежный дом Михаила Костылева.
Населяют

Хронотоп (время и место действия) Основное место действия – ночлежный дом Михаила
его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. 

Слайд 5

Жанр пьесы

Жанр пьесы – драма.
Драма – один из ведущих жанров драматургии, изображающий

Жанр пьесы Жанр пьесы – драма. Драма – один из ведущих жанров
преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой.

Слайд 6

Новаторство пьесы

Впервые предстал перед зрителями невиданный до сих пор мир бродяг, воров,

Новаторство пьесы Впервые предстал перед зрителями невиданный до сих пор мир бродяг,
проституток, в нём отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливости общественного строя.

Слайд 7

Проблематика пьесы

- проблема униженных и оскорблённых;
проблема жизни и смерти;
тема «маленького человека»;
-

Проблематика пьесы - проблема униженных и оскорблённых; проблема жизни и смерти; тема
проблема лжи и истины.
Главный вопрос, который ставит устами своих героев Горький: «Что лучше – истина или сострадание?»

Слайд 8

Конфликты в драме

Основных конфликта два:
- внешний (конфликт между обитателями ночлежки);
- внутренний (конфликт

Конфликты в драме Основных конфликта два: - внешний (конфликт между обитателями ночлежки);
человека с самим собой, со своей душой).

Слайд 9

Герои пьесы

Сатин
В прошлом образованный человек, любит говорить сложные непонятные слова («транцедентный,

Герои пьесы Сатин В прошлом образованный человек, любит говорить сложные непонятные слова
органон»), служил телеграфистом. Проповедует идеи Ницше, Шопенгауэра: «Человек – звучит гордо!» Чувствует себя в ночлежке «не в своей тарелке», часто ругается с остальными персонажами, пытаясь доказать истину.

Слайд 10

Актёр

Человек страдающий от алкогольной зависимости. В прошлом часто выступал на сцене, играл

Актёр Человек страдающий от алкогольной зависимости. В прошлом часто выступал на сцене,
Гамлета, считает, что главное в жизни – талант. Сегодня его «организм отравлен алкоголем». В конце пьесы оканчивает жизнь от безысходности самоубийством.

Слайд 11

Квашня

Торговка пельменями. Шумная, крикливая женщина. Не торопится выходить замуж. Переживает за умирающую

Квашня Торговка пельменями. Шумная, крикливая женщина. Не торопится выходить замуж. Переживает за умирающую Анну.
Анну.

Слайд 12

Клещ

Агрессивный человек, который думает только о работе и деньгах. Закоренелый материалист.

Клещ Агрессивный человек, который думает только о работе и деньгах. Закоренелый материалист.
Чинит бесконечно ключи, нисколько не переживает за судьбу своей умирающей жены Анны. Считает копейки. Самый собранный и сосредоточенный из всех героев пьесы.

Слайд 13

Костылев

Содержатель ночлежки. Старается относится ко всем по-доброму, по-отечески. При этом скуповат,

Костылев Содержатель ночлежки. Старается относится ко всем по-доброму, по-отечески. При этом скуповат,
также считает строго долги жителей, ревнует свою жену Василису к Пеплу. Умирает в драке. Его убивает Васька Пепел.

Слайд 14

Васька Пепел

Вор, гуляет с Василисой втайне от Костылева. Злой, грубый. Мечется между

Васька Пепел Вор, гуляет с Василисой втайне от Костылева. Злой, грубый. Мечется
двумя женщинами – сестрами Василисой и Наташей. По просьбе Василисы убивает Костылева во время драки. В конце пьесы отправляется на каторгу в Сибирь.

Слайд 15

Василиса

Жена Костылева – содержателя ночлежки. Ворчливая, агрессивная женщина. Встречается с Васькой Пеплом,

Василиса Жена Костылева – содержателя ночлежки. Ворчливая, агрессивная женщина. Встречается с Васькой
чем побуждает ревность у Костылева. Заставляет Ваську Пепла убить Костылева.

Слайд 16

Наташа

Младшая сестра Василисы. Постоянно терпит побои и издевательства от старшей сестры. Встречается

Наташа Младшая сестра Василисы. Постоянно терпит побои и издевательства от старшей сестры.
с Пеплом, более мягкая и добрая, чем старшая сестра.

Слайд 17

Барон

Богатый в прошлом человек. Вспоминает, как ездил на каретах. Груб, не обтёсан,

Барон Богатый в прошлом человек. Вспоминает, как ездил на каретах. Груб, не
постоянно дразнит Настю. Часто любит вспоминать своё прошлое.

Слайд 18

Настя

Девица лёгкого поведения, мечтает о большой любви. Добрая и чуткая. Выдумала персонаж,

Настя Девица лёгкого поведения, мечтает о большой любви. Добрая и чуткая. Выдумала
которого называет то Раулем, то Гастоном.

Слайд 19

Вопросы к 1-ому действию.

Опишите пространство, в котором происходит первое действие?
О чём разговаривают

Вопросы к 1-ому действию. Опишите пространство, в котором происходит первое действие? О
герои в 1-ом действии?
В чём особенности речи героев? Приведите примеры.
Кто чем занимается из героев? Есть ли у них какие-нибудь цели, мечты?
Кто из персонажей себя противопоставляет остальным? По каким причинам?
Расскажите о Сатине, Актере, Пепле, Клеще в начале пьесы.
В чём смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

Слайд 20

Лука

Центральный персонаж пьесы М. Горького «На дне». С его приходом резко меняется

Лука Центральный персонаж пьесы М. Горького «На дне». С его приходом резко
жизнь ночлежников: в разговорах героев появляются мысли, казалось бы, неуместные среди «бывших людей». Они говорят о боге, вере, правде и т.п. Ночлежники не просто говорят о таких вещах – они спорят до хрипоты, до драки, отстаивая свою позицию.

Слайд 21

Лука

Лука, умудренный опытом и мудростью, находит подход к каждому обитателю ночлежки.

Лука Лука, умудренный опытом и мудростью, находит подход к каждому обитателю ночлежки.
Это позиция угодничества или приспособления ко всем. При этом он очень быстро и безошибочно ориентируется в новом для себя обществе: к тем, кто нуждается в помощи (Анна, Актер, Пепел, Настя), он добр и внимателен, для каждого находит нужное слово; к другим, не склонным выслушивать советы, утешения (Сатин, Бубнов, Ба­рон, Клещ), присматривается издали, в душу не лезет, хотя и на них, конечно же, влияет. В каждом Лука видит человека, откры­вает светлые стороны их личности, вселяет веру в лучшее.

Слайд 22

Вопросы ко второму и третьему действию пьесы

1). Что изменяется в драме с

Вопросы ко второму и третьему действию пьесы 1). Что изменяется в драме
приходом Луки?
2) Какие советы даёт, слова утешения говорит Лука остальным персонажам пьесы.
3). С кем Лука общается ближе, с кем меньше? По каким причинам?
4). Какие интересные истории из жизни, легенды рассказывает Лука остальным персонажам?
5) Все ли герои верят Луке?
6) Расскажите о любовном конфликте драмы (Василиса, Васька Пепел, Костылев, Наташа).

Слайд 23

Кому произносит Лука следующие фразы?

«Я – знаю… Я – верю! Твоя правда,

Кому произносит Лука следующие фразы? «Я – знаю… Я – верю! Твоя
а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!»
«Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!»
«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона!<…> А ты мне – поверь, да поди, сам погляди… Спасибо скажешь… Чего ты тут трешься? И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! <…>»

Слайд 24

Цитаты Луки

«Надо … кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос

Цитаты Луки «Надо … кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо!
– он всех жалел и нам так велел…»
Лука заставляет пове­рить каждого в свое, облегчая тем самым жизнь обитателей «дна». Мелодия надежды, прежде почти неслышная за бранью, кашлем, рычанием и стонами, зазвучала явственно под сводами угрюмого подвала; все, что вчера еще казалось фантазией и да­же бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.

Слайд 25

Отношение М. Горького к Луке

На данный вопрос нельзя ответить однозначно. Уже

Отношение М. Горького к Луке На данный вопрос нельзя ответить однозначно. Уже
само имя героя – Лука – несет в себе двойственность: с одной стороны, напоминает евангелиста Луку, с другой, ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «черт»).
Горький спорит со своим героем. Лука рассказывает притчу о праведной земле. Он считает, что нельзя человека лишать мечты, надежды, даже мнимой. Писатель же показывает, что именно ложная надежда может привести к самоубийству.

Слайд 26

Ответьте на вопрос:

В чем двойственность образа Луки?

Ответьте на вопрос: В чем двойственность образа Луки?

Слайд 27

Что такое правда и ложь? (небольшая дискуссия)

Что, по-вашему, правда? А что вы

Что такое правда и ложь? (небольшая дискуссия) Что, по-вашему, правда? А что
думаете о лжи? Что лучше «горькая правда» или «сладкая ложь? Стоит ли человеку знать, что его ждёт на самом деле?
Приведите примеры из жизни (собственной) или знакомых, когда кому-то помогла правда или ложь?
Почему мы врем? Почему мы боимся говорить правду?
Нужно ли всегда говорить правду?

Слайд 28

Правда в драме Горького «На дне»

Правда в драме Горького «На дне»

Слайд 29

Вопрос к обучающимся

Чья позиция Луки, Сатина или Бубнова вам ближе?

Вопрос к обучающимся Чья позиция Луки, Сатина или Бубнова вам ближе?

Слайд 30

Вопросы к 4 действию драмы

1). Что происходит с остальными героями после исчезновения

Вопросы к 4 действию драмы 1). Что происходит с остальными героями после
Луки? Был ли, по-вашему мнению, уход Луки случаен?
2). Как рассуждают герои о правде в заключительном действии пьесы? К каким выводам приходят?
3). Приведите в пример высказывания Сатина о человеке и правде.
4). Что происходит с Актёром, Васькой Пеплом? Было ли это случайностью или это стало закономерным итогом?
5). О чём заставила вас задуматься пьеса Горького «На дне»? Получили ли вы для себя важные жизненные уроки, читая драму?

Слайд 31

Творческое задание

Напишите сочинение на тему (1 тема на выбор):
«Что важнее: истина

Творческое задание Напишите сочинение на тему (1 тема на выбор): «Что важнее:
или сострадание?» (на примере пьесы Горького на дне).
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».
Сравнение Луки и Сатина.
Судьбы героев в пьесе Горького «На дне».
Мои размышления о драме М. Горького «На дне»