Мастер мистического слова. К 130-летию со дня рождения русского писателя, драматурга, театрального режиссёра М.А. Булгакова

Содержание

Слайд 2

15 (3) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия

15 (3) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии
Ивановича Булгакова родился сын Михаил, старший из семерых детей Булгаковых.
Ни родословная, ни детские и юношеские годы самостоятельной жизни не предвещали Михаилу такого будущего. Семья Булгаковых – обычная провинциальная интеллигентная семья, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником ёлки и домашними спектаклями. 
«Семья Булгаковых – большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная», – вспоминает жена младшего брата Михаила Булгакова. Эта атмосфера найдёт потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».

Михаил Булгаков с сестрой Верой

15 мая 1891 г., Киев, Российская империя —
10 марта 1940 г., Москва, СССР

Детство

Слайд 3

Отец писателя, Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только

Отец писателя, Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только
собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами. Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоирея Казанской соборной церкви города Карачаево Орловской губернии. На эту энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.

Родители М.А. Булгакова

Слайд 4

Отцовского жалованья хватало для безбедного существования. Но в 1907 году семью постигло

Отцовского жалованья хватало для безбедного существования. Но в 1907 году семью постигло
несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив даже до 50 лет, умер Афанасий Иванович. Близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах. Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумела дать сыну образование. До осени 1900 года Михаил учится дома, затем поступает в первый класс Александровской гимназии, где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает. После окончания гимназии в 1909 году не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса).

Учёба

Слайд 5

В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил Булгаков, женится на Татьяне

В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил Булгаков, женится на Татьяне
Николаевне Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой.
Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне изобиловала драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Однако молодые решили пожениться, и родители смирились с этим. С началом первой мировой войны Михаил Булгаков вместе с женой работает в госпитале, затем уходит добровольцем на фронт, работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов.

Первая жена

Слайд 6

В 1916 году заканчивает университет, получает диплом с отличием и отправляется в

В 1916 году заканчивает университет, получает диплом с отличием и отправляется в
Смоленскую губернию земским врачом. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах “Записок юного врача”, напоминающих чеховскую прозу. Гражданская война застала Булгакова в Киеве. В это время он пытается заниматься частной практикой. Менее всего хочет быть вовлечён в политику. Но идёт 1918 год. Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ. В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.  

Гражданская война

Слайд 7

Из-за тифа Булгаков остаётся во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть

Из-за тифа Булгаков остаётся во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть
с голода, пошёл сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. В мае 1921 года успешная постановка «Сыновей муллы» дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Тифлисе, а потом и в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать, но он остался в России. Булгаков принял решение поселиться в Москве. В Москву он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев. Период странствий, перемены мест закончился. Опыт недавних бурных лет Булгаков воплотил во многих своих произведениях, не только в ряде рассказов «Белой гвардии», «Днях Турбиных», «Беге», но и в вершинном своем романе «Мастер и Маргарита».

Булгаков в Тифлисе

Переезд в Москву

Слайд 8

Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем

Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем
настали тяжелые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать в частных газетах, как грибы возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших. Поступил он даже в труппу бродячих актеров. Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. С весны 1922 года он стал регулярно печататься в «Гудке», «Красной газете», «Смехаче» и других московских и ленинградских газетах и журналах. В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и «Записки на манжетах», и «Дьяволиада», и «Роковые яйца». Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо М. А. Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. В повести «Роковые яйца» автор говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит он и в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной Булгаков не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.

Начало творчества

Слайд 9

В 1925 году Булгакову удаётся опубликовать в московском журнале «Россия» две части

В 1925 году Булгакову удаётся опубликовать в московском журнале «Россия» две части
из трех своего романа «Белая гвардия», где писатель вновь обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. После публикации романа к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам «Белой гвардии». Так родились «Дни Турбиных», поставленные в 1926 году и сделавшие имя автора знаменитым. Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актёры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Пьесы М. Булгакова в будущем театре имени Вахтангова

Слайд 10

В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не

В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не
имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской.
Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Молодожены сменили три или четыре адреса в пределах Москвы, пока не сняли на Большой Пироговой дом 35А, отдельную трехкомнатную квартиру. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя. Он прогремел как автор «Дней Турбиных», на которые во МХАТ ломилась вся Россия. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.

М. Булгаков и Л. Белозерская

Слайд 11

Влечение к театру, впечатления от работы с актёрами лягут в основу “Театрального

Влечение к театру, впечатления от работы с актёрами лягут в основу “Театрального
романа”, книги “Жизнь господина де Мольера”. В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом своё время. Эта тема станет основной в “Мастере и Маргарите” – последнем романе М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.

Влечение к театру

Слайд 12

В тридцатые годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати

В тридцатые годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати
не появилось ни единой строки. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: «Адам и Ева» (1931), «Иван Васильевич» (1935 – 1936). К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесён к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству. 18 апреля 1930 года, на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб писателей), Сталин позвонил Булгакову.

Письмо к Сталину

Слайд 13

Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы

Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы
об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего. «Дни Турбиных» были возобновлены только в 1932 году. Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати. Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской – Еленой Сергеевной Шиловской, с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя.

Е.С. Шиловская

Слайд 14

С осени 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он

С осени 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он
пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937 года он долго размышлял над новым письмом Сталину, но в атмосфере все усиливавшегося террора так и не решился написать его. В сентябре 1938 года руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не может не откликнуться. Булгаков дал согласие. Первоначально пьеса называлась «Пастырь», затем «Батум». Завершена была в июле 1939 года. 27 июля Булгаков прочел пьесу партийной группе МХАТа. Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой – все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.

М. Булгаков на службе в Большом театре

Слайд 15

С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на

С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на
это, писатель продолжал работать над романом «Мастер и Маргарита». Третья жена писателя, Елена Сергеевна, послужила главным прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». В эпилоге романа появились знаменательные слова:
«Он не заслужил света, он заслужил покой». В. Лакшин отмечал, что «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своем дневнике Елена Сергеевна. Похоронили Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище. Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.

Смерть писателя

Слайд 16

В музее Булгакова всегда живёт чёрный кот, которого, как и героя романа

В музее Булгакова всегда живёт чёрный кот, которого, как и героя романа
«Мастер и Маргарита» зовут Бегемот. В 2018 году старый кот ушел на пенсию и появился новый кот Бегемот. Его музею подарили.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом остается загадкой. Всю свою жизнь М.А. Булгаков вынужден был сражаться за публикацию своих произведений, за постановку своих пьес. Огромную роль в издательской активности произведений писателя сыграла его третья супруга – Елена Сергеевна Шиловская, по сути посвятившая свою жизнь борьбе за то, чтобы произведения Булгакова были опубликованы и поставлены на сцене. И ей многое удалось сделать: она при своей жизни (до 1970 г.) успела опубликовать и «Мастера и Маргариту», и «Собачье сердце» (правда, только за рубежом), «Театральный роман», «Бег», «Дни Турбиных», многие рассказы и пьесы. Благодаря этому, мы с вами можем соприкоснуться с наследием Михаила Булгакова.

Музей Булгакова

Слайд 17

Анна Ахматова Памяти  Михаила Булгакова Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты

Анна Ахматова Памяти Михаила Булгакова Вот это я тебе, взамен могильных роз,
так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. О, кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней погибших, Мне, тлеющей на медленном огне, Все потерявшей, всех забывшей, - Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь предсмертной боли.

Слайд 18

Михаил Афанасьевич Булгаков до сих пор является современным и актуальным писателем. В

Михаил Афанасьевич Булгаков до сих пор является современным и актуальным писателем. В
репертуары знаменитых театров включены его пьесы, экранизированы многие его произведения («Бег», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и др.) Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века. Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: 
«Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах. Немногие знают, что всеми любимый фильм «Иван Васильевич меняет профессию» поставлен по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

М.А. Булгаков – современный и актуальный писатель

Слайд 19

Михаил Афанасьевич Булгаков – гениальный литератор и великий мистификатор, написавший «Дьяволиаду», «Белую

Михаил Афанасьевич Булгаков – гениальный литератор и великий мистификатор, написавший «Дьяволиаду», «Белую
гвардию», «Ивана Васильевича», «Дни Турбиных», «Бег», «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту» и множество других уникальных произведений. Многие из них были экранизированы. Драгоценным заветом его творчества является стремление дать возможность читателям почувствовать себя созидателями своих судеб. Для этого право выбора поступка он предоставляет главному персонажу, а финал произведений оставляет открытым, либо заканчивает их гибелью героя.

Гениальный литератор и великий мистификатор

Слайд 20

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940). Самое удивительное и загадочное произведение XX века.

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940). Самое удивительное и загадочное произведение XX века.
Роман поражает необычностью замысла, красочностью и фантастичностью действия, объединяющего героев разных эпох и культур. Своеобразная «хроника времени», Мастер и Маргарита» – культовый роман-загадка, блистательный шедевр русской литературы: фантастический, много сюжетный, со сложной структурой, реалистичный и философско-мистический, неисчерпаемый на всевозможные подтексты, аналогии и аллегории, буквально разобранный на цитаты. В 1985 году Геннадий Калиновский (1929–2006) создал иллюстрации к «Мастеру и Маргарите». Эту работу, которую художник считал своей самой большой творческой удачей, постигла участь, напоминающая о судьбе рукописи Булгакова: иллюстрации были опубликованы только через 15 лет, в 2001 году, и в том же году были отмечены дипломами на XV Московской международной книжной выставке.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: Художественная литература, 1988. – 384 с.

Библиография

Слайд 21

"Морфий. Записки юного врача" (сборник рассказов, 1925-1927гг.). Уникальный сборник рассказов, который раскрывает

"Морфий. Записки юного врача" (сборник рассказов, 1925-1927гг.). Уникальный сборник рассказов, который раскрывает
важную, но не всем известную сторону жизни автора - молодого врача и одновременно пациента, пристрастившегося к дозам морфина и пытающегося вырваться из наркотического плена. Булгакову удалось пугающе подробно описать ощущения морфиниста, всю глубину отчаяния и бесконечную надежду на освобождение от разрушающей зависимости. Рассказы во многом основаны на опыте работы Булгакова врачом в сельской больнице, где будущий писатель, проводя сложнейшие операции, пытался осмыслить свое жизненное предназначение.

Булгаков М.А. Морфий. – М.: Эксмо, 2016. – 64 с.

"Собачье сердце" (повесть, 1925). Одно их самых известных и запоминающихся произведений Михаила Булгакова. Повесть, в которой фантастика соседствует с бытовым гротеском, создавая уникальный портрет общества, великолепную пародию на парадоксальную обстановку Советской России 30-х годов. С неподражаемым сарказмом и юмором описан небывалый рискованный эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. Жестокий опыт по выведению новой "породы" людей показывает, что нельзя безнаказанно экспериментировать с природой и менять Божий Промысел в угоду политическим целям. Детища подобных экспериментов способны уничтожить своих создателей.

Булгаков М.А. Собачье сердце. – М.: Эксмо, 2010. – 672 с.

Слайд 22

«Роковые яйца» (повесть, 1925 г.). Фантастическая повесть с реалистичной историей. О том,

«Роковые яйца» (повесть, 1925 г.). Фантастическая повесть с реалистичной историей. О том,
как череда нелепых ошибок приводит к трагическим последствиям. Действие порой происходит на фоне извечных спутников человеческого общества: бюрократизма, халатности, зависти. Профессор зоологии Персиков В.И. совершает великое научное открытие. Но в условиях действительности активные граждане в лице новоявленных специалистов и руководителей, не вникая в суть, нашли применение результатам открытия на благо родины. Что же будет, если за дело с энтузиазмом возьмется дилетант. В этой блестящей остроумной повести, наполненной яркой игрой аллегорий и смысла, горьким и беспощадным юмором, повествователь предлагает нам вместе с ним надо всем здорово посмеяться.

Булгаков М.А. Дьяволиада. Роковые яйца. – М.: Мартин, 2020. – 128 с.

"Белая гвардия"(роман,1922-1924гг.). Роман-реквием – увлекательная семейная сага. Повествуется о дворянской семье как части трагической истории русской интеллигенции , втянутой в безумный круговорот Гражданской войны. В романе автор частично изобразил историю собственной семьи. Любовь и предательство на фоне войны, вера и отчаяние, страх и безудержная отвага — все это Булгаков передал простыми и понятными сердцу каждого словами.

Булгаков М.А. Белая гвардия. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.

Слайд 23

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936). Пьеса не была издана при жизни писателя. Первая

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936). Пьеса не была издана при жизни писателя. Первая
ее публикация вышла в 1965 году. Тираж издания был очень небольшим и на «Ивана Васильевича» никто не обратил особого внимания. Как-то ее попытались поставить в театре сатиры, но после генерального прогона, на котором присутствовали партийные начальники, пьесу сняли с репертуара. Сатира на Иоанна Грозного показалась неуместной и крамольной. Может быть, пьеса так и осталась проходной, не сними Леонид Гайдай в 1973 году по ее мотивам свой знаменитый и любимый зрителями всех поколений фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Булгаков М.А. Иван Васильевич. – М.: Азбука, 2012. – 256 с.

«Записки покойника» (театральный роман(1936—1937). Полный интриг, загадок и тайн, живущий по своим законам театральный мир еще никогда не был показан так иронично и откровенно, как в романе Михаила Булгакова "Записки покойника"! Автор открывает двери в святая святых театра – за кулисье, где кипят нешуточные страсти, где разворачиваются комедии и драмы порой более увлекательные, чем на сцене. В этом романе много личного опыта самого Булгакова, в молодости мечтавшего о славе драматурга и достигшего ее после множества тяжелых испытаний.

Булгаков М.А. Записки на манжетах. Записки покойника. – М.: Азбука-классика, 2016. – 304 с.

Слайд 24

От счастливого киевского детства - к ненавистной практике земского врача и морфинизму,

От счастливого киевского детства - к ненавистной практике земского врача и морфинизму,
от первых литературных удач и больших надежд - к журналистской поденщине, от "Записок юного врача" - к "Запискам покойника", от успеха "Дней Турбиных" - к провалу "Кабалы святош", от положения ведущего драматурга МХАТа - к вынужденной службе либреттистом Большого театра, от трагического приятия жизни в "Белой гвардии" - к демоническому эскапизму "Мастера и Маргариты" - вот некоторые отрезки пути, по которому Судьба неотступно и стремительно вела Михаила Булгакова к ранней гибели и нескорой посмертной славе. Прозаик, исследователь русской литературы XX века, лауреат литературной премии Александра Солженицына, премий "Антибукер" и "Большая книга" Алексей Варламов внимательно прослеживает фатальную логику этого пути, опираясь на многочисленные исследования и воспоминания.

Варламов А. Михаил. Булгаков. Биография. В 2-х томах. – СПб.: Вита Нова, 2011. – 1040 с.

Слайд 25

Экранизация произведений М.А. Булгакова

Экранизация произведений М.А. Булгакова
Имя файла: Мастер-мистического-слова.-К-130-летию-со-дня-рождения-русского-писателя,-драматурга,-театрального-режиссёра-М.А.-Булгакова.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0