Женские образы в романе Бориса Пастернака Доктор Живаго

Содержание

Слайд 2

Важная роль в художественном мире романа играют женские персонажи. Каждая женщина в

Важная роль в художественном мире романа играют женские персонажи. Каждая женщина в
судьбе Живаго в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.

Слайд 3

Жена Живаго Тоня Громеко воплощает собой интеллигентско-профессорский круг, ту дореволюционную культуру, которой

Жена Живаго Тоня Громеко воплощает собой интеллигентско-профессорский круг, ту дореволюционную культуру, которой
не суждено выжить в новой, послереволюционной действительности. При всей своей жизненной практичности Тоня, наиболее «здоровое существо» в романе – лишена надёжны на совместное будущее с доктором, на жизнь в обновлённой России.

Слайд 4

По мысли Пастернака, Тоне, как и символизируемой ею дореволюционной среде– нет места

По мысли Пастернака, Тоне, как и символизируемой ею дореволюционной среде– нет места
в России новой. Неслучайно именно Тоня с детьми эмигрирует; в культурном отношении задача эмиграции – сохранять прошлое, потерянную Россию, тогда как герой Пастернака устремлён к будущему.

Слайд 5

Вторая женщина в судьбе Живаго, Лара, очевидным образом мыслится автором как проекция

Вторая женщина в судьбе Живаго, Лара, очевидным образом мыслится автором как проекция
образа России, как женская ипостась всего вечно живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении.

Слайд 6

Лара – сама стихия российского бытия: Цитата - «…пространство всё насквозь живое.

Лара – сама стихия российского бытия: Цитата - «…пространство всё насквозь живое.
И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Слайд 7

Такой её воспринимает Живаго, получающий от автора право простить и духовно возродить

Такой её воспринимает Живаго, получающий от автора право простить и духовно возродить
Лару, соблазнённую в юности любовником матери Комаровским (прообразом отношений Живаго и Лары становится история о прощении Христом грешницы Марии Магдалины). Лара воплощает собой больную Россию, чающую перемен, воскресения. Её трагедия поруганной невинности кажется Пастернаку одной из символических причин произошедшего:

Слайд 8

Прекрасная дама не должна быть обижена, Вечную женственность необходимо восстановить в её

Прекрасная дама не должна быть обижена, Вечную женственность необходимо восстановить в её
правах. Роман Живаго и Лары начинается в революционный период и заканчивается с окончанием гражданской войны. Важно и то, что Лара, пойдя по ложному пути эмиграции, отдав свою и Живаго дочь чужим людям, всё-таки возвращается на родину, чтобы оплакать Живаго и погибнуть в одном из сталинских лагерей, что также в некоторой степени символизирует собой судьбу революционного поколения.

Слайд 9

Установившаяся советская государственность приносит Живаго новую женщину – дочку дворника Маркела Марину,

Установившаяся советская государственность приносит Живаго новую женщину – дочку дворника Маркела Марину,
по-своему талантливую и одарённую женщину, с образом которой может быть проассоциировано всё то положительное, что стремится увидеть Пастернак в советском обществе.

Слайд 10

Тем самым, обилие женщин, за которое ревнители нравственности упрекали доктора, объясняется не

Тем самым, обилие женщин, за которое ревнители нравственности упрекали доктора, объясняется не
распущенностью его нравов, но возложенной на него символической функцией возлюбленного многоликой России.