Слайд 2Василий Афанасьевич
Гоголь-Яновский
(1777–1825 гг.)
Отец Николая, Василий Афанасьевич, был известным на Украине драматургом.
Слайд 3Василий Васильевич Капнист
(1758–1823 гг.)
Дарование мальчика Николая Гоголя первым отметил сосед Гоголей-Яновских по
имению Василий Капнист, автор острого комедийного памфлета «Ябеда».
Слайд 5Приехав в 1828 году в Петербург, Гоголь стремится попасть в труппу императорского
Александринского театра. Пробы были удачными, но актёром Гоголь так и не стал. Николай Васильевич серьезно задумывается в 30-е годы о русской комедии.
Слайд 6Денис Иванович Фонвизин
(1740–1791 гг.)
Александр Сергеевич
Грибоедов
(1795–1829 гг.)
Слайд 7Николай Васильевич Гоголь
(1809–1852 гг.)
Комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения
выявится в системе образов, в композиции, в сюжете,
а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях
с наказанием пороков
на глазах у зрителей.
Слайд 9Николай Васильевич Гоголь
(1809–1852 гг.)
Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или
не смешной,
но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадёт даром время,
и я не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов,
и, клянусь, будет смешнее чёрта.
Слайд 11Николай Васильевич Гоголь
(1809–1852 гг.)
Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет, внося изменения
в редакции в 1836 году, 1841-ом, 1842-ом и даже за год до смерти — в 1851-ом году.
Слайд 12Отличительные признаки пьесы:
нет описания внешнего вида героя, непосредственного выражения отношения автора
к событиям и персонажам, его чувств, автор скрыт за действиями и речами персонажей.
Слайд 13В комедии 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество
гостей, купцов, мещан, просителей
без имён.
Слайд 14В первом действии — завязка: чтение письма и появление Добчинского и Бобчинского
с известием
о приезде мнимого ревизора.
Слайд 15Со «злостью и солью» автор описывает грязь, взяточничество, ничтожество, бюрократизм города, похожего
на все российские.
Слайд 16Во втором действии читатели знакомятся с Хлестаковым, проигравшим в карты все деньги,
которого принимают за ревизора, и слугой Осипом.
Слайд 17В третьем действии — кульминация: Хлестаков, описывая свою жизнь, даёт полный простор
своей убогой фантазии.
Слайд 18В четвёртом действии Хлестаков собирает
деньги с перепуганных чиновников, признаётся
в любви
обеим дамам.
Слайд 19Действие пятое – развязка. Хлестаков уезжает, оставляя городничего в мечтах
о столичной
жизни.
Слайд 20В финале все узнают
о приезде настоящего ревизора.
Перед читателями — немая
сцена.
Слайд 21Николай Васильевич Гоголь
(1809–1852 гг.)
В «Ревизоре», — вспоминал впоследствии Гоголь, — я решился
собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях,
где больше всего требуется
от человека справедливости,
и за одним разом посмеяться над всем.
Слайд 22На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Слайд 24Чему смеётесь? Над собой смеётесь.
Слайд 25Идея произведения — неизбежное
духовное возмездие, которого должен ожидать каждый человек.
Слайд 26Смех над общественными и личными пороками вызван высоким представлением
о назначении человека,
его верой в добро.