Образ Санкт-Петербурга в произведениях русских писателей

Содержание

Слайд 2

Образ города: как Санкт-Петербург изображен в русской классике

Город в литературном произведении может

Образ города: как Санкт-Петербург изображен в русской классике Город в литературном произведении
быть самостоятельным героем. Тогда он не просто точка на карте. Он начинает влиять на повествование, на героев, на сюжет. На примере трех текстов русской литературы, в которых действие происходит в Санкт-Петербурге, разберемся, чем важен город для произведения, и как его изображает автор.

Слайд 3

Петербург Достоевского

Сначала, конечно, Достоевский. Писатель родился в Москве, но затем переехал в

Петербург Достоевского Сначала, конечно, Достоевский. Писатель родился в Москве, но затем переехал
Петербург, чтобы поступить в училище. Разбирать город можно на примере практически любого романа писателя. Мы остановимся на «Преступлении и наказании» (первая публикация – 1866 год).
В романе город гнетущий. Он давит на героев, он мрачный, серый, а иногда болезненно желтый. Он душный, весь в грязи и помоях, из него не выбраться, разве что на каторгу. Он весь состоит из закоулков и черных лестниц.

Слайд 4

Герои «Преступления и наказания» сами чувствуют город, чувствуют атмосферу и тяжесть, которую

Герои «Преступления и наказания» сами чувствуют город, чувствуют атмосферу и тяжесть, которую
он создает. В одном из эпизодов Свидригайлов говорит Раскольникову:

«Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.<...> Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.»

Слайд 5

Кроме того, город как будто вынуждает героев совершать поступки, он влияет на

Кроме того, город как будто вынуждает героев совершать поступки, он влияет на
них, вызывает отвращение:
«Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.»

Слайд 6

Раскольников же с самого начала не может понять Петербург. Город для него

Раскольников же с самого начала не может понять Петербург. Город для него
– неприятная загадка. В одном из эпизодов романа главный герой смотрит на Неву и размышляет о том, что когда он ходил в университет, то часто останавливался на этом месте и каждый раз удивлялся чувству, которое у него возникало:

Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее.

Слайд 7

Петербург Гончарова

За несколько лет до публикации «Преступления и наказания» вышел роман И.А.

Петербург Гончарова За несколько лет до публикации «Преступления и наказания» вышел роман
Гончарова «Обломов» (1859). Писатель учился сначала в Москве, а затем переехал в Петербург на службу. Образ Петербурга «Обломова» отличается от образа Петербурга «Преступления и наказания». Это уже не город бедности и грязи, это город аристократии, город для визитов, прогулок на карете и веток сирени.
В романе Гончарова важна география Петербурга. Писатель использует реальные названия улиц. В начале романа Обломов живет на Гороховой, Ольга – на Морской, а Пшеницына – на Выборгской стороне. Важно визуально представлять места, чтобы осознать, что все-таки случилось с Обломовым в романе

Слайд 8

От Адмиралтейства и Александровского сада дороги тянутся в трех направлениях: Невский проспект,

От Адмиралтейства и Александровского сада дороги тянутся в трех направлениях: Невский проспект,
Гороховая улица и Вознесенский проспект. Герой живет на улице, на которой раньше жила аристократия, так как в начале романа Обломов еще не до конца погрузился в свой сон.
Большая Морская и Малая Морская улицы (на одной из них живет Ольга) проходят параллельно и пересекаются с Гороховой. В «Обломове» Петербург – город мостов и каналов. Вода разделяет Обломова и Ольгу, становится препятствием для их встреч. Чтобы добраться до Ольги, Обломову нужно переехать через Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку.
Читая роман, может показаться, что путь до Ольги – очень длинный, учитывая, какие усилия прикладывает герой, чтобы добраться до нее. На самом деле, от начала Гороховой до Большой Морской – всего 20 минут пешком.
Выборгская сторона отделена от остального Петербурга Невой. Там Обломов находит свою версию Обломовки, изолируется от общества, от движения и от Ольги.

Слайд 9

Петербург Толстого

Через десять лет после «Обломова» полностью опубликовали «Войну и мир» (1869

Петербург Толстого Через десять лет после «Обломова» полностью опубликовали «Войну и мир»
год). В этом тексте образ Петербурга тоже имеет свое значение. Толстой не раз приезжал в этот город и даже какое-то время в нем жил.
В «Войне и мире» можно найти тему противопоставления Москвы Санкт-Петербургу. Прежде всего это видно через семьи. В Петербурге живут Курагины, которые плетут свои интриги, обманывают и высчитывают для себя выгоду от общения с другими людьми, а в Москве – Ростовы – большая, добрая и беззаботная семья.
Петербург представляется холодным и искусственным городом, тогда как Москва – гостеприимной, честной, добродушной. Важны события, которые происходят с героями в двух городах. Именно в Петербурге Курагин соблазняет Наташу, и она решает с ним сбежать. Тогда как в Москве она начинает ухаживать за раненным Андреем и забывает про Анатоля.

Слайд 10

Л. Н. Мартынов

«В Перми есть пермень. В Златоусте есть злато...» |

Л. Н. Мартынов «В Перми есть пермень. В Златоусте есть злато...» |
Пленный швед
Веселый был ужин. Мы сделались пьяны.
Мы пили и строили многие планы:
«Что Санкт-Петербург нам? Там дождь и туманы!
А в нашем владенье восточные страны!»
О том говорили, как сделались пьяны.

Слайд 11

В. В. Набоков

«Санкт-Петербург — узорный иней...» Санкт-Петербург ― узорный иней,
ex libris беса,

В. В. Набоков «Санкт-Петербург — узорный иней...» Санкт-Петербург ― узорный иней, ex
может быть,
но дивный… Ты уплыл, и ныне
мне не понять и не забыть.
И ныне: лепет любопытных,
прах, нагота, крысиный шурк
в книгохранилищах гранитных;
и ты уплыл, Санкт-Петербург.

Слайд 12

Образ Петербурга в творчестве Пушкина

Впервые он упомянул Петербург в 1817 году в

Образ Петербурга в творчестве Пушкина Впервые он упомянул Петербург в 1817 году
оде «Вольность», где выступил с жесткой критикой власти, за что впоследствии был сослан из города. Пушкин посвятил Петербургу такие слова:
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…

Слайд 13

А. А. Ахматова

Ахматова в своих стихах представляется читателю классической «петербурженкой», человеком, знающим

А. А. Ахматова Ахматова в своих стихах представляется читателю классической «петербурженкой», человеком,
и умеющим передать загадочный и неповторимый облик города. Петербург Ахматовой – прежде всего город Пушкина. Лирическая героиня различает «еле слышный шелест шагов» юного поэта в Царскосельском парке, слышит, что столетия спустя «лицейские гимны все так же заздравно звучат». Также в стихах поэтессы можно заметить и Петербург Достоевского – город танцклассов, менял, кабаков, пролеток, «пятиэтажных громад». Город ирреальный, фантастический, изображенный «зимой, перед рассветом, иль в сумерки». Петербург Ахматовой – это Петербург Блока, случайных и неслучайных встреч с ним, и в «сумраке лож», и в сером доме «у морских ворот Невы». Блок навсегда остался в ее памяти с «презрительной» улыбкой «трагического тенора эпохи», назвавший Петербург в своих стихах «страшным миром».

Слайд 14

Ахматова ярко и выразительно передала атмосферу этого города начала двадцатого века (например,

Ахматова ярко и выразительно передала атмосферу этого города начала двадцатого века (например,
в стихотворении «Все мы бражники здесь, блудницы»). Это первое из опубликованных стихов Ахматовой о Петербурге. Оно датировано 1 январем 1913 года и изначально называлось «В «Бродячей собаке»!», а позже было переименовано в «Сabaret artistique», но и это название изменилось. В стихотворении передан пряный дух артистического кабаре "Бродячая собака", которое находилось на Михайловской площади:
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Слайд 15

Н. В. Гоголь

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга,

Н. В. Гоголь Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ
является повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней -просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит:
“Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло”. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В “Ночи перед
Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

Слайд 16

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие
люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.
В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю.
Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг.
Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.