Слайд 2События в истории России конца 19-начала 20 вв
Русско-японская война 1904-1905-гг.
Первая буржуазно-демократическая революция
в 1905 году.
Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.
Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.
Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.
Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.
Слайд 3Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше.
Противник христианства с его
“рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!”
Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев.
Русский философ В. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком.
Слайд 5 В.С. Соловьев
(1853-1900)
Н.А. Бердяев
(1874-1948)
Слайд 6«Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…»
В. Соловьев
Слайд 7Литература – это и есть “ образ мира, в слове явленный”.
“Поэт
– есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.
Слайд 8На рубеже 19-20 веков русская поэзия переживает свое второе рождение, свой –
Ренессанс!
По аналогии с «золотым веком» русской литературы (творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя) Н.Бердяев назвал этот период «серебряным веком» русской поэзии.
Слайд 9Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры
ушли из жизни.
Их современники использовали термин “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”).
Термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
Слайд 10Символизмом называется направление в литературе конца XIX века. Истоки его рождения —
это глубокий духовный кризис.
Основные признаки символизма:
основу составляют философские работы и мистицизм;
мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества;
образцом служит литература великих классиков;
тайный смысл произведения передается с помощью символов;
особое внимание уделялось ритму стихотворений.
Слайд 12Символисты
«Старшие символисты»
В.Я. Брюсов (1873-1924)
К.Д. Бальмонт (1867-1942)
Слайд 13 Д.С. Мережковский (1865-1941)
З.Н. Гиппиус (1869-1945)
Слайд 14В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших
символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок.
Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть.
Слайд 15 А.А. Блок (1880-1921)
«Младшие символисты»
А. Белый (1880-1934)
Слайд 1619 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это
в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств).
Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. “Акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Н. Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”.
Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление.
Слайд 17Акмеисты
А.А. Ахматова (1889-1966)
Н.С. Гумилев (1886-1921)
Слайд 18Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы
(от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский и др. Они не принимали буржуазно-дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”.
Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы.