Слайд 2Ты жил, как яркая звезда,
Но не светил ты с высоты.
И всем хватало
от тебя
Твоей душевной теплоты…
Слайд 3 Запонов Александр Викторович родился в 1958 году в Чкаловском районе. После
школы закончил Городецкое педагогическое училище и преподавал в Чкаловской школе-интернате черчение и рисование.
Слайд 4 Любовь к дереву определилась в конце 70-х годов в период армейской
службы в Подмосковье. На службе он впервые «сошелся» с резьбой по дереву, которая увлекла серьезно и навсегда.
Слайд 5 После армии Александр переехал в г. Семенов, где работал на фабрике
«Хохломской художник» 1,5 года.
Слайд 7 Здесь он создал самую большую ложку в Нижегородской области, длина которой
– 2 м 67см. ширина – 80см.
Слайд 9 В 1981 году Александр женился на Евгении Павлуниной, с которой счастливо
прожил до конца жизни.
Слайд 11 В Скоробогатовский сельсовет семья Запоновых приехала сразу после свадьбы. Молодой семье
очень была нужна квартира.
В колхозе им. Ленина требовались мастера, каким и стал резчик по дереву Александр Запонов.
Слайд 13 Здесь пришли к супругам и любовь к своей профессии, и признание
односельчан. Здесь они вырастили двоих детей: сына Виктора и дочь Алену.
Слайд 15 Переезд определил и направил произведения молодого резчика в русло хохломы. В
дальнейшем все работы – лебеди, ладьи, чаши – шли под роспись хохломских художниц.
Слайд 16РЕЗЧИК.
Есть у нас в деревне
Мастеровой такой,
Он с детства увлекается
По дереву резьбой.
Он
режет, тешет, пилит,
Стамескою долбит,
Здоровый мужичина,
Совсем не инвалид.
Без устали работает
По дереву творец
И быстро получается
То ковшик, то ларец.
Любил я с ним просиживать
Бывало до зари,
Смотреть, как с рук прекрасные
Слетают глухари.
А кресла: загляденье!
Такие кресла ли!
Жар-птицы расхвостатые
И змеи из былин.
И лебеди изящные
Сплывают с рук творца,
И стружка, завиваясь,
Летит с его резца.
А время-то уж за полночь,
Довольно погулял.
Сказал «спасибо» мастеру,
Как в сказке побывал.
Павел Удалов
Слайд 17 Творческой мастерской Александра Васильевича была ничем не примечательная изба. Запах стружки,
свежего дерева очаровывали с порога.
Слайд 18 Тесло, резец, стамески, топоры и топорики, заготовки из дерева (баклуши), стружка,
дощечки и многие непонятные стороннему наблюдателю вещи помогали творить художнику.
Слайд 19 Он работал на большом пне старого дерева, заменяющем ему рабочий стол.
Слайд 20 Мастер работал без рубашки, так что видно было, как весело играли
его мускулы, как по вискам, рукам и спине тек пот. Лицо сосредоточенно, взгляд напряжен. И только скрыт был от постороннего взгляда стремительный, как взмах топора, полет фантазии в его мыслях.
Слайд 21 Неистощимая любовь к природе, лесу во все времена года, страсти охотника,
умение часами наблюдать за животными и лесной птицей, превращает художника в великолепного резчика, подвигает его воображение к созданию сказочных образов «Драконов», «Змеев-Горынычей», плывущих в ладье или обвивающих ножки стула.
Слайд 24 В его творчестве не было второсортного материала. Старые срубленные липы, осины,
застоявшиеся пни или болотные коряги, превращались под его рукой в великолепные кресла в виде седла («Лошадь») или удивительно изящного лебедя, откинувшего крыло-спинку кресла («Лебедь»)
Слайд 25 Всего Александр Викторович вырезал шесть кресел.
Слайд 26 А композиция из дерева, где мифологический «Георгий Победоносец» покоряет злого Змея,
выполнена мастером без единого «шва» - из целого куска дерева.
Слайд 27 Одних ковшей здесь выстроилась целая галерея: ковш-павлин, ковш-утка, ковш-лебедь, ковш-петушок
Слайд 29 В каждую очередную вещь Александр пытался вложить новые элементы, новое звучание,
новый смысл.
Слайд 31 Не только на работе, но и дома колдовал, фантазировал.
Слайд 34 Размеры созданных им предметов, масштабны и объемны. Каждая работа требует кругового
обзора и, как любая скульптура, раскрывает свое содержание при внимательном и вдумчивом изучении.
Слайд 35 Александр Викторович был участником многочисленных выставок в Москве, Нижнем Новгороде, Костроме
и Семенове. Его работы были отправлены на выставку во Францию.
Слайд 36 Награжден Золотой медалью ВДНХ и множеством почетных грамот
Слайд 37 Оборвалась жизнь талантливого художника, замечательного человека, Запонова Александра Викторовича, очень рано,
в 2007 году, на 49-м году жизни.
Слайд 38
Мастеру резца
Трон, расписанный хохломой, Брежнев Ганди вручал подарком.
Черномырдин сидел на другом, что
расписан рисунком ярким.
Твоя ложка на День Ложкаря восхитила размером Семенов.
То, что выдумал сам втихаря, воплощал ты в дела, Запонов.
Ты любил этот край и зарю, ты любил тишину и округу.
Из-под рук красавец-глухарь вылетал и скликал подругу…
Сколько думок не воплощено, остывает резец и долота.
И народное ремесло скоро втянет рутины болото.
Гордой поступью мастеров ярко славилось Приузолье.
На раздолье чужих пиров хохлома украшала застолье.
Ты был Мастером в деле том, где резец, тесла и долота
Прославляли красу Земли на кряжах осин из болота.
Не «светился» и тихо жил, но одно не давало покоя:
Поиск истинной красоты, - знал, ты, Саша, что есть такое…
Прерван мыслей твоих полет, остывает резец и стружка…
Ты навеки оставил семью и пуста мастерская избушка.
Пусть останется навсегда в тишине хохломских музеев
Имя доброе, Александр, в той резьбе, что душой ты греешь.
Александр Смирнов