- Главная
- Литература
- Фома Аквинский
Содержание
- 2. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Фома Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ
- 3. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226— 1274
- 4. Вместе с тем человек — существо разумное и обладающее свободной волей, причем разум (интеллектуальные способности) является
- 5. Эти положения Фома конкретизирует в своем учении о законе и праве. "Закон, — пишет он, —
- 6. КЛАССИФИКАЦИИ ЗАКОНОВ СОГЛАСНО ИДЕЯМ ФОМЫ АКВИНСКОГО Фома Аквинский дает следующую классификацию законов: 1)вечный закон (lex aeterna);
- 7. ВЕЧНЫЙ ЗАКОН Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового
- 8. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом (прирожденным,
- 9. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН Человеческий закон в трактовке Фомы — это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его
- 10. БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении
- 11. ПОНЯТИЕ «ПРАВО» СОГЛАСНО УЧЕНИЯМ ФОМЫ АКВИНСКОГО Право (jus) — это действие справедливости (justitia) в божественном порядке
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Фома Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 9 марта 1274, монастырь
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Фома Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 9 марта 1274, монастырь
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ
С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ
С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой
Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах "Сумма теологии", "О правлении государей", а также в комментариях к "Политике" и "Этике" Аристотеля.
Проблематика права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Освещая эти вопросы, он постоянно апеллирует к теологически модифицируемым положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, учения Аристотеля о политике и о человеке как "политическом существе" (у Фомы речь идет и о человеке как "общественном существе") и т. д.
Согласно Фоме Аквинскому, "человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью" (Сумма теологии). Одновременно бог, по трактовке Фомы, — первопричина всего, в том числе человеческого бытия и человеческих действий.
Слайд 4Вместе с тем человек — существо разумное и обладающее свободной волей, причем
Вместе с тем человек — существо разумное и обладающее свободной волей, причем
Согласно концепции Фомы, свободная воля — это добрая воля. Он считает свободу человеческой воли и действование по свободной воле проявлением должной прямоты воли по отношению к божественным целям, осуществлением разумности, справедливости и добра в земной жизни, соблюдением божественного по своим первоистокам закона, определяющего необходимый порядок мироздания и человеческого общежития. В свете такой, развиваемой Фомой теологической концепции взаимосвязи свободы и необходимости, — взаимосвязи, опосредуемой познающим и определяющим практическое поведение людей разумом, —: свобода предстает как действование в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов (целеобусловленных, целенаправленных и целереализующих правил).
Слайд 5Эти положения Фома конкретизирует в своем учении о законе и праве.
"Закон,
Эти положения Фома конкретизирует в своем учении о законе и праве.
"Закон,
Свои характеристики закона Фома суммирует в следующем определении: "Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе"
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИИ ЗАКОНОВ СОГЛАСНО ИДЕЯМ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Фома Аквинский дает следующую классификацию законов:
1)вечный
КЛАССИФИКАЦИИ ЗАКОНОВ СОГЛАСНО ИДЕЯМ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Фома Аквинский дает следующую классификацию законов:
1)вечный
2) естественный закон (lex naturalis);
3) человеческий закон (lex humana);
4) божественный закон (lex divina).
Слайд 7ВЕЧНЫЙ ЗАКОН
Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в
ВЕЧНЫЙ ЗАКОН
Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в
Вечный закон как закон всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный характер. Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т. е. законом) их природы.
Слайд 8ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой
Различие в естественных (физических, эмоциональных и интеллектуальных) свойствах и качествах разных людей, разнообразие жизненных обстоятельств и т. и. приводят к неодинаковому пониманию и применению требований естественного закона и различному отношению к ним. Обусловленная этим неопределенность, которая связана с неконкретизированностью велений естественного закона, противоречит их общеобязательному и по сути своей единому для всех людей характеру и смыслу. Отсюда, т. е. из существа самого естественного закона, вытекает необходимость человеческого закона, который, с учетом потребности в определенности и дисциплине в человеческих отношениях к правилам и принципам естественного закона, берет их под защиту и конкретизирует их применительно к разнообразным обстоятельствам и частностям человеческой жизни.
Слайд 9ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН
Человеческий закон в трактовке Фомы — это положительный закон, снабженный принудительной
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН
Человеческий закон в трактовке Фомы — это положительный закон, снабженный принудительной
Человеческим (положительным) законом, согласно учению Фомы, являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления — не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано различение Фомой справедливого и несправедливого человеческого (позитивного) закона.
Цель человеческого закона — общее благо людей, поэтому законом являются лишь те установления, которые, с одной стороны, имеют в виду это общее благо и исходят из него, а с другой стороны, регламентируют человеческое поведение лишь в его связи и соотнесенности с общим благом, которое выступает в виде необходимого (конституирующего) признака и качества положительного закона.
Из соответствия человеческого закона естественному вытекает также необходимость установления в положительном законе реально выполнимых требований, соблюдение которых посильно для обыкновенных, несовершенных в своем большинстве, людей. Закон положительный должен брать людей такими, каковы они есть (с их недостатками и слабостями), не предъявляя чрезмерных требований (в виде, например, запрещения всех пороков и всего зла).
Слайд 10БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям
БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям
Во-первых, божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека.
Во-вторых, божественный закон необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных (для несовершенных людей) спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках, путях их исправления и т. д.
В-третьих, божественный закон нужен для того, чтобы направлять внутренние (душевные) движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека. Этот важнейший принцип позитивно-правового регулирования Фома весьма последовательно обосновывает и проводит во всем своем учении о праве и законе. И, в-четвертых, божественный закон необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.
Слайд 11ПОНЯТИЕ «ПРАВО» СОГЛАСНО УЧЕНИЯМ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Право (jus) — это действие справедливости (justitia)
ПОНЯТИЕ «ПРАВО» СОГЛАСНО УЧЕНИЯМ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Право (jus) — это действие справедливости (justitia)
В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное и справедливое) характеризуется Фомой как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве (jus naturae), при уравнении по человеческому волеустановлению — о цивильном, положительном праве (jus civile).
Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Фома называет также человеческим правом (jus hu-manum). Закон, таким образом, играет здесь правоустанавливающую роль и выступает в качестве источника права. Но важно иметь в виду, что, согласно учению Фомы, человеческая воля (и волеизъявление) может сделать правом (и правым) лишь то, что соответствует (не противоречит) естественному праву.
Естественное право в трактовке Фомы, как и у Ульпиана, является общим для всех живых существ (животных и людей). Относящееся только к людям естественное право Фома считает правом народов (jus gentium).
Кроме того, Фома выделяет божественное право (jus divinum), которое, в свою очередь, делится на естественное божественное право (непосредственные выводы из естественного закона) и позитивное божественное право (например, право, данное богом еврейскому народу).
В целом Фома Аквинский разработал весьма последовательный и глубокий христианскотеологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.