"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Содержание

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой - великий писатель-философ. Он сумел поставить в своих

Лев Николаевич Толстой - великий писатель-философ. Он сумел поставить в своих работах
работах столько важных вопросов, сумел подняться до такой высоты, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества явился роман – эпопея «Война и мир».Именно в нём он образно и правдиво изобразил самые трагические и героические события начала XIX века. Отечественная война 1812 года показана Толстым как всенародная героическая эпопея: «Я старался писать историю народа. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года». Толстой понимал все патриотические настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

Слайд 3

Вопросы к презентации

1. Что такое патриотизм?
2. «Мысль народная».
3. Образ

Вопросы к презентации 1. Что такое патриотизм? 2. «Мысль народная». 3. Образ
Платона Каратаева.
4. Крепостничество.
5. Партизанские отряды.
6. Лжепатриотизм.
7. Философия о народе.
8. Заключение.

Слайд 4


По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и

По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом
в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

Что такое патриотизм по мнению писателя?

Слайд 5


В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый

В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою
делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что "она Бонапарту не слуга". Все эти люди-- деятельные участники народной, роевой жизни.

Слайд 6

«Мысль народная»


"Мысль народная" выражена и в образах многих представителей дворянского

«Мысль народная» "Мысль народная" выражена и в образах многих представителей дворянского класса.
класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется "мыслью народной".     Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют "наш князь"; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.

Слайд 8

Платон Каратаев

Но особое место в романе занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского

Платон Каратаев Но особое место в романе занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского
полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену. Очень общительный, маленький с певучей речью, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь перенести все тяготы плена. Ко всем обращается ласково с особой заботой. Он не просто смирился с участью военнопленного, а приспособился к жизни в новых суровых условиях. Не стараясь противостоять злу, Каратаев не высказывает никакого протеста. Он спокойно приемлет всё, что посылает ему судьба.

Слайд 9

В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии

В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни,
жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем "за свои да за людские грехи", смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.     И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

Слайд 10

Крепостничество

Близок Платону Каратаеву по своей жизненной позиции Савельич, крепостной слуга в

Крепостничество Близок Платону Каратаеву по своей жизненной позиции Савельич, крепостной слуга в
доме Пьера Безухова. На вопрос Пьера, хочет ли Савельич воли, тот отвечает, что век при господах жил и дети проживут, «за такими господами жить можно».
Крепостное право довлея над крестьянами, убивало в них активность, веру в собственные силы. Вековой гнёт порождал духовное рабство. Толстой здесь выступает как непримиримый противник рабства, крепостного строя.

Слайд 12

Партизанские отряды

Огромную роль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало

Партизанские отряды Огромную роль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало
партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскую армию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с "миродерами" в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде.

Слайд 13

Лжепатриотизм

Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который

Лжепатриотизм Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который
вместо выполнения возложенной на него обязанности — вывезти из Москвы все ценное — волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась "красивая роль руководителя народного чувства". В то время, когда решалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о "героическом эффекте". Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Все эти люди "ловили рубли, кресты, чины", используя для своих корыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Слайд 14

Философия Толстого о народе

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому,

Философия Толстого о народе Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому,
но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель — убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях их самые низменные инстинкты. Пьер во время Бородинского сражения с ужасом осознает, что многие из тех людей, которые с удивлением смотрят на его шляпу, обречены на раны и смерть.