Роды литературы

Содержание

Слайд 2

https://vk.com/apolitera1002

Литература АПО в школе №1002
Это рабочая группа, где можно повторить материалы, встречавшиеся

https://vk.com/apolitera1002 Литература АПО в школе №1002 Это рабочая группа, где можно повторить
на уроке, узнать домашнее задание и обсудить все непонятные вопросы.

Слайд 3

+7 (966) 110 4726

Это мой телефон, на который можно звонить по всем

+7 (966) 110 4726 Это мой телефон, на который можно звонить по
экстренным случаям (не сможете прийти на занятие, не поняли задание и т.п.)

Слайд 4

Роды литературы

Роды литературы

Слайд 5

Сократ, Платон и Аристотель

Сократ, Платон и Аристотель

Слайд 6

Аристотель. Об искусстве поэзии.

«Подражать в одном и том же и одному

Аристотель. Об искусстве поэзии. «Подражать в одном и том же и одному
и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных».

Слайд 7

Платон, «Государство»

Диэгезис - рассказ о происшедшем без привлечения речи действующих лиц (др.

Платон, «Государство» Диэгезис - рассказ о происшедшем без привлечения речи действующих лиц
-гр. diegesis)
Мимезис - подражания посредством поступков, действий, произносимых слов (др.-гр. mimesis).

Слайд 8

Словарик терминов

Литературный род – одна из групп произведений, выделяемых по признакам общности

Словарик терминов Литературный род – одна из групп произведений, выделяемых по признакам
тематики, месту роли и основным формам авторской речи и речи персонажей, границ между миром героев и реальной действительностью. Таковыми являются традиционные понятия эпоса, лирики и драмы. Словесно-художественное произведение, как правило, в качестве преобладающего имеет или повествование о событиях (эпос), или их только диалогическое изображение (драма), или же воссоздание душевного состояния человека, эмоциональное размышление о сущности бытия (лирика)

Слайд 10

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Слайд 11

Гегель Г.В.Ф. Эстетика

Гегель (вслед за Жан-Полем) характеризовал эпос, лирику и драму с

Гегель Г.В.Ф. Эстетика Гегель (вслед за Жан-Полем) характеризовал эпос, лирику и драму
помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия – объективна, лирическая – субъективна, драматическая же соединяет эти два начала. Благодаря В.Г. Белинскому как автору статьи «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция (и соответствующая ей терминология) укоренились в отечественном литературоведении.

Слайд 12

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и
прозу . Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения.

Слайд 13

Слова «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности

Слова «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности
произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства.

Слайд 14

Словарик терминов

Эпичность - величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости

Словарик терминов Эпичность - величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и
широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений
Драматизм - умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.
Лиризм – это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей.

Слайд 15

Эпос

В эпическом роде литературы (др. -гр. epos – слово, речь) организующим началом

Эпос В эпическом роде литературы (др. -гр. epos – слово, речь) организующим
произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет.

Слайд 16

Гомер   VIII век до н. э. — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

Гомер VIII век до н. э. — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

Слайд 17

Словарик терминов

Повествование – это развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и

Словарик терминов Повествование – это развернутое обозначение словами того, что произошло однажды
имело временную протяженность. В более широком значении повествование включает в себя также описания (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний), а также авторские рассуждения.

Слайд 18

В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует,

В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует,
свойственные ему видение мира и способ мышления. В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя

Слайд 19

Словарик терминов

Повествователь – это не только более или менее конкретный образ <„.>

Словарик терминов Повествователь – это не только более или менее конкретный образ
но и некая образная идея, принцип и облик носителя речи, или иначе – непременно некая точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, так как невозможно описывать ниоткуда и не может быть описания без описателя». Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 200.

Слайд 20

Драма

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей

Драма Драматические произведения (др.-гр. drama–действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки
и их взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинен «закону развивающегося действия». Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Основной же его текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Гете И.В. Об искусстве. С. 350.

Слайд 21

Уильям Шекспир

(1564, Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 1616, там же) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним

Уильям Шекспир (1564, Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 1616, там же) — английский поэт
из лучших драматургов мира

Слайд 22

Мольер (Жан-Батист Поклен)

(1622, Париж - 1673, там же) - французский комедиограф XVII

Мольер (Жан-Батист Поклен) (1622, Париж - 1673, там же) - французский комедиограф
века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (1643-1680)

Слайд 23

Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно – на протяжении ряда столетий и

Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно – на протяжении ряда столетий и
завершилась сравнительно недавно: в XVIII–XIX вв. Всемирно-значимые образцы драматургии (от античности и до XVII в.) в пору их создания практически не осознавались как литературные произведения: они бытовали только в составе сценического искусства.
Ни У. Шекспир, ни Ж. Б. Мольер не воспринимались их современниками в качестве писателей. Решающую роль в упрочении представления о драме как произведении, предназначенном не только для сценической постановки, но и для чтения, сыграло «открытие» во второй половине XVIII столетия Шекспира как великого драматического поэта. Отныне драмы стали интенсивно читаться. Благодаря многочисленным печатным изданиям в XIX – XX вв. драматические произведения оказались важной разновидностью художественной литературы.

Слайд 24

Словарик терминов

Драма для чтения (Lesedrama) - драматическое литературное произведение, которое не предназначено автором

Словарик терминов Драма для чтения (Lesedrama) - драматическое литературное произведение, которое не
для сценического воплощения.
Тургенев И.С. о своих пьесах: «Пьесы мои, неудовлетворительные на сцене, могут представить некоторый интерес в чтении».

Слайд 25

Лирика

В лирике (др.-гр. lyra –музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на

Лирика В лирике (др.-гр. lyra –музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи)
первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации «Лирика,–писал Ф. Шлегель,–всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д.,– некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства».

Слайд 26

Лирика обретает себя главным образом в малой форме. Хотя и существует жанр

Лирика обретает себя главным образом в малой форме. Хотя и существует жанр
лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости.
В лирике безусловно преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы – «как можно короче и как можно полнее».

Слайд 27

Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.
На ранних этапах развития искусства

Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой. На ранних этапах развития искусства
лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией, ею обогащался и с ней взаимодействовал. Многочисленные песни и романсы поныне свидетельствуют, что лирика близка музыке своей сутью.

Слайд 28

Источники

В.Е. Хализев «Теория литературы»
В. Белинский «Разделение поэзии на роды и виды»

Источники В.Е. Хализев «Теория литературы» В. Белинский «Разделение поэзии на роды и виды»